В 2015 году в Московской области стартовал проект "Лица ГТО". С тех пор в продвижении возрожденного физкультурно-спортивного комплекса участвуют известные спортсмены, общественные деятели и артисты.
В ноябре текущего года такой статус появился у молодой спортсменки Валерии Кобловой – серебряного призера Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро по вольной борьбе, чемпионки Универсиады-2013 в Казани.
В интервью "Р-Спорт" Валерия рассказала, с чего для нее начался путь в большой спорт, и поделилась мнением о движении ГТО.
- Валерия, что в вашей жизни послужило толчком к тому, что вы пришли в спорт, да еще и выбрали вольную борьбу – не самый традиционный вид спорта для девушек?
- Когда тебе 12 лет, ты особо не задумываешься о будущих перспективах. Я попала в спортивную борьбу случайно. И, наверное, только благодаря устремлениям тренеров, команды мне понравился этот вид спорта, и я осталась. Потом уже в процессе занятий стала больше понимать женскую борьбу, а со временем начала ставить себе большие цели.
- Так как вы попали в секцию?
- Можно сказать, с улицы. Мы с братом пришли в секцию – он хотел туда записаться, потому что его в школе обижали. Мы с ним двойняшки – он меня на 15 минут старше. И мы в принципе везде были вместе: учились, гуляли, играли. И когда он записывался в секцию, мне тоже предложили походить. То есть какого-то значимого события для того, чтобы я пришла в женскую борьбу, в моей жизни не было. Но детство прошло очень активно: мы много бегали, лазали по деревьям, крутились на турниках, и в секцию я пришла физически подготовленная. Сейчас я смотрю на своих племянников, которые гораздо меньше проводят времени на улице, и вижу, что у них нет большой физической активности. Много внимания уделяется учебе, дополнительным занятиям, а движения мало. Раньше, конечно, немножко другое время было, хоть это было и не так давно – всего 12 лет назад. Все равно мне кажется, что дети были более активными.
- Вы пришли в секцию, и у вас сразу всё стало получаться?
- Нет, конечно. Наоборот, у меня сначала ничего не получалось. То ли мне характера не хватало… Я все время плакала. Мне было больно, мне драли волосы, и у брата получалось лучше, чем у меня. Вроде бы я была крепкой, но совсем неподготовленной технически. Не умела правильно отжиматься, лазать по канату – ни в чем техники не было. Но все-таки я была упорной, мне хотелось чему-то научиться. Помню, я оставалась после тренировок, пробовала сама, и потихоньку дело пошло. А брат в итоге ушел из борьбы.
- Любопытно. Понял, наверное, что защита у него и так будет... А когда пришли первые победы и вы поняли, что хотите связать с борьбой свою жизнь?
- Где-то через полтора-два года после того, как я стала заниматься, меня стали брать на турниры. Уверенность появилась на первенстве России, когда я выиграла поединок у девочки, которой все проигрывали. С 2006 года я состою в сборной России, перешла из младшей сборной во взрослую, и на протяжении последних лет являюсь лидером команды.
- Важная победа у вас была на Универсиаде-2013 в Казани. Психологически там было выступать легче, чем на Олимпийских играх?
- Универсиада стала для меня отдушиной после неудачи в Лондоне (на ОИ-2012 Коблова стала пятой), потому что я очень болезненно переносила поражения. На Универсиаде внешне все выглядело так же, как и на Олимпиаде. Организация была на высшем уровне, и та же олимпийская деревня, и снова в соперницах японка… Только на этот раз мне удалось победить. Универсиада полностью меня реанимировала. Хорошо, что возраст позволял мне там выступить.
- Теперь у вас есть новое достижение – серебро уже "взрослой" Олимпиады. И первая государственная награда – "За заслуги перед Отечеством" I степени. На этом фоне статус "лицо ГТО", скорее, общественная нагрузка, но вы говорили, что очень этому рады.
- Это приятно и почетно стать лицом ГТО. После Олимпийских игр в Рио я чувствую, как молодежь стала равняться на меня, я стала для них примером целеустремленности. Мне нравится выступать в этой новой роли. Нравится, что люди воспринимают движение так позитивно. Я думаю, ГТО возрожден на пользу всему обществу.
- Вы готовы уделять этому время - участвовать в мероприятиях ГТО, проводить разминки, ездить на награждения?
- Сейчас мой график более свободный, чем он будет, допустим, через полтора месяца, когда я начну уже капитально готовиться к стартам, входить в жесткий спортивный режим. Сейчас я, конечно, тоже не прекращаю тренировок, но ради такой цели готова еще больше уплотнить свой график. Если я могу чем-то помочь, подвигнуть людей на хорошее дело, а именно на занятия спортом, это надо сделать. Такие устремления, как выполнение испытаний ГТО, способствуют выработке характера, а это важно. И я готова сама участвовать в мероприятиях ГТО, наряду с теми, кто хочет попробовать свои силы.
- Вам ведь тоже придется пройти испытания?
- А я уже прошла.
- Знак, я так понимаю, золотой?
- Конечно, золотой.
- Что-нибудь вызвало сложности?
- Не могу сказать, что мне что-то было сложно. Спортивная борьба требует от спортсмена всего того, что нужно в ГТО. Это и гибкость, и сила, и выносливость. Мы должны быть развиты всесторонне – наше тело должно быть готово ко всему. Мы же универсальные спортсмены, поэтому пройти испытания не составило для меня труда.
- Вы стреляли или метали спортивный снаряд?
- Стреляла. Кстати, когда я еще в пионерском лагере стреляла, у меня тоже были хорошие результаты. Даже первое место занимала по стрельбе из пневматического оружия.
- И, наверное, в испытаниях у вас было плавание, а не лыжи…
- Да, я плыла. Хотя на лыжах я тоже неплохо стою.