Исполняющая обязанности главного тренера сборной России по прыжкам в воду Светлана Моисеева в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Веронике Гибадиевой рассказала о том, как будет строиться работа в команде в первые месяцы постолимпийского сезона, кто поедет на первый сбор и почему ни у кого не будет привилегий.
— Светлана Борисовна, какое впечатление у вас оставила отчетно-выборная конференция Российской федерации прыжков в воду?
— Чувствовалось, что все хотят перемен, все хотят помогать, у всех есть идеи, предложения. Думаю, первые соревнования покажут нам, в правильном ли мы движемся направлении. Личные тренеры у нас опытные, прошли не одни Олимпийские игры. Просто складывалось впечатление, что никто не хотел их слушать. Мы будем прислушиваться к тренерам, они будут составлять индивидуальные планы, с учетом тех соревнований, которые они сочтут нужным для своих спортсменов. Если их мнение не будет совпадать с моим, мы будем это обсуждать и думаю, придем к тому, что нам всем нужно.
— В матчевой встрече четырех стран будете участвовать?
— Это изначально была инициатива итальянцев. Это был хороший старт, но по календарю не вовремя. По идее, поставить бы его где-нибудь в феврале, но итальянцы не хотят. Эта матчевая встреча только в первый раз была хорошей, тогда выступили все национальные команды основными составами. Потом уже и немцы, и итальянцы, и украинцы стали привозить вторые (составы), а мы так и ездили первым, в недостаточной степени готовности. Больших результатов там никто никогда не показывал. Сейчас соберемся на (юниорском) первенстве мира в Казани, будем предлагать перенести их (матчевые соревнования) на февраль. Если перенесут, то согласимся там стартовать, если снова по датам это будет декабрь, то не имеет смысла (участвовать). Лучше в декабре провести сбор где-то в теплых краях, чтобы подготовить себя к новому сезону. Больше ОФП, больше солнца, а в январе уже нужно будет получать полную нагрузку.
— Сможете выставить расширенный состав на Мировую серию?
— Вообще, страны, у которых есть домашний этап Мировой серии, могут выставить полный состав. И, как правило, все этим пользовались. Другое дело, что основной состав участников приглашает FINA, а тех, кого мы хотим привезти сверх этого, мы должны оплатить сами. Это кругленькая сумма. Отобрались у нас пока два человека, а повезем примерно восемь. Посмотрим. Но то, что мы прокатимся по Мировой серии, это точно. Нам нельзя терять лицо после случившегося на Олимпийских играх (2016 года). Я думаю, что в большей степени это случайность, но любая случайность ближе к закономерности, и к этому мы шли весь год. Наши ребята в закрытых бассейнах выступали всегда нормально, но открытый бассейн, раздоры... Было много сопутствующих факторов...
— Кто из олимпийской команды приедет на первый сбор?
— Практически все приступили к тренировкам. (Илья) Захаров, (Евгений) Кузнецов, (Виктор) Минибаев будут на этом сборе. (Никита) Шлейхер возьмет небольшой перерыв, потому что у него сейчас первенство мира. Девчонки будут все, кроме Надежды Бажиной, которая будет выступать на соревнованиях памяти Ларюшкина. Но она нормально тренируется, спину закачивает, проблема со спиной была на Олимпиаде. Так что на первом сборе не будет только Нади и Шлейхера. Будут (Сергей) Назин и (Роман) Измайлов, будут (Евгений и Вячеслав) Новосёловы, (Яна) Сатина, (Александр) Бондарь и представители Волгограда. Они без бассейна, мы предлагаем им приехать попрыгать, нельзя оставлять людей в такой ситуации.
— Уже решили для себя: будет ли выступать в "синхроне" Виктор Минибаев?
— Пока ничего не могу сказать. Нужно посмотреть сейчас — может быть это будут только индивидуальные прыжки для него, может быть только "синхрон". Мальчик все же уже взрослый и нужно поддерживать себя в очень хорошей форме, чтобы делать такие сложные прыжки с вышки. Сейчас начнем только с индивидуальных прыжков на Кубке России. Но все будет зависеть от его желания. Скажет, что готов прыгать и то, и другое, значит да...
— В Будапеште (на ЧМ-2017) будет закрытый бассейн для прыжков?
— Закрытый, новый, с очень большим потолком, если судить по фото, похож на пекинский, только в Пекине еще такие пузыри на потолке. Хорошо, что закрытый, с открытыми у нас как-то не очень складывается. Посмотрим, где у нас есть подобные бассейны, чтобы потренироваться. Сейчас уже можно сказать, что в Рузе такой же высокий потолок как в Будапеште, в Казани. Посмотрели еще по фотографиям на бассейн в Баку, где проходили Европейские игры. Может быть, съездим на разведку, посмотрим, как оно там, в каком состоянии осталось после Игр.
— Алексей Власенко (президент Федерации прыжков в воду) говорит об иностранном консультанте для сборной России. Как вы к этому относитесь?
— Честно сказать, я не вижу его действия здесь. У нас не командный вид спорта — это не восемь синхронисток, шесть волейболисток... У нас вид спорта индивидуальный. Всех под одну гребенку привести не получится. Это связано с особенностями, с изъянами нашей системы, в которой находятся детские спортивные школы и все остальное. Все двадцать человек — разные. Прыгать по общему тренировочному плану тут не подойдет. Кому-то надо прыгать много, кому-то нужно сериями начинать прыгать за неделю, кому-то только за два дня...
У нас и у самих много специалистов, которых приглашают работать за границу. Но нам нужно привлечь специалистов по физподготовке, по акробатике, хореографа хотим взять для юниоров, чтобы подчистить чистоту движений. Со старшими это уже поздно, они у нас неплохие, натянутые, более старой школы. Я считаю, что если у кого-то есть возможность взять иностранного консультанта к себе в школу, тогда, пожалуйста. Он должен находиться с ними постоянно, а не две недели на одном сборе. А то это будет, как в институте - лекцию прочитали, а экзамен по ней через полгода. Или работать постоянно на уровне школ, клуба, но не на уровне сборной.
— Где пройдет чемпионат России в 2017 году?
— В Казани, 2-7 мая. Сделали пораньше, чтобы было время подготовиться к Будапешту.
— Это будет квалификационный турнир к чемпионату мира?
— Да. Никто без отбора на чемпионат мира не поедет, это я могу гарантировать. То, что было раньше, главный тренер своим решением мог что-то сделать... Я на сегодняшний день так сделать не могу. Я хочу сделать так, чтобы было более справедливо. Пусть в этом, может быть, где-то будут ошибки, не бывает все сразу идеально, но мы проведем отбор, сделаем рейтинги. Победитель чемпионата России поедет на чемпионат мира обязательно. Второй человек будет выбран по рейтингу или по "американской" системе отбора, о которой говорил Глеб Гальперин. Если кто-то из наших лидеров по какой-либо причине не будет участвовать в чемпионате России, но у него будет соответствующая позиция в рейтинге, возможно, поедет он. Возможно, но не факт.
— По умолчанию ни у кого никаких гарантий нет?
— Нет, абсолютно точно. Я и тренерам уже сказала, что мы начинаем все заново. Если бы у нас были какие-то результаты в Рио-де-Жанейро, если бы мы могли чем-то гордиться после этих Олимпийских игр, то могли бы быть какие-то привилегии. Но каждый показал все самое плохое, поэтому все с самого начала. Начинаем заново.