Олимпийский чемпион 2014 года по шорт-треку, действующий абсолютный чемпион Европы Семен Елистратов начал сезон с двух призовых мест на североамериканских этапах Кубка мира. В беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым один из лидеров сборной России рассказал о своем соперничестве с Виктором Аном, провел ностальгический экскурс в историю отечественного шорт-трека, а также обратил внимание на странность нашумевшего "мельдониевого дела".
"Я простой уфимский парень, которого тренер вырастил в подвале"
- Семен, первые старты сезона позади. Стабильность есть, первого места пока нет.
- Все сразу хотят первого места! Много кто мне уже сказал: "Надо первое место". Надо, согласен. Но постепенно, помаленьку. Нормально все идет, я посмотрел, к чему ребята из других стран готовы, к чему я сам. Ничего сверхъестественного не увидел.
- Я видел забеги, в финале дистанции 1500 метров в Солт-Лейк-Сити вы, видимо, выбрали не самое верное тактическое решение, так как вели гонку, затем пропустили спурт голландца Шинки Кнегта, а за финишной чертой поставили конек только после корейца И Чжон Су. Бронза вместо золота при том, что скорость на последних кругах – ваш конек.
Семен Елистратов: на ОИ-2018 хочу взять и "нагнуть" всех, извините за жесткость >>>
- Сборная работала осенью на скоростных высокогорных катках в Северной Америке. Были интересные результаты на тренировках?
- Мировые рекорды бить не старались, потому что тренировки были подводящими. Рекорды мира – это хорошо, но не главное.
- Но когда вы его поставили на дистанции 1000 метров в прошлом сезоне, то очень радовались.
- Очень, потому что я простой уфимский парень, которого тренер вырастил в подвале. Есть один подвальчик в Уфе, в тридцать первой школе… Тогда я мечтать не мог о рекорде мира, а потом я стал на него нацеливаться, а потом, после того, как я сделал это, поверил в себя еще сильнее. Вот я и не скрывал своего счастья. Один единственный день, после чего забыл об этом. А этапы Кубка мира в США и Канаде показали, что мы идем верной дорогой. Соревнования идут, а цель не меняется – Олимпийские игры 2018 года. План подготовки, конечно, корректируется, а я, как спортсмен, выполняю требования.
Обидно за отношение к российским тренерам
- Как корректируется?
- Индивидуальная работа?
- Это уже для взрослых ребят, как Володя Григорьев. Им нужны корректировки, а мы – помоложе. Но на удивление он едет хорошо. На этапы Кубка мира он не поехал (из-за повышения температуры – прим. "Р-Спорт"), но на других стартах показывает нехилую скорость.
- На удивление?
- Порвал вам все связки?
- Нет. Самое главное, что он сделал – это собрал в едином тренировочном процессе всех сильнейших спортсменов страны. Тогда я был маленьким и не понимал, почему ведущие ребята тренируются в регионах, а не вместе. Китаец собрал всех, появилась настоящая конкуренция, и результаты пошли вверх. В сборной России стало работать престижно. Раньше такого не было. Но в самом тренировочном процессе Ан Ю Лонг нас просто убил. Не справился никто. Все были в яме, и выбирались из нее уже поодиночке. Кто как мог. И кто из этого котлована меня вытаскивал?
Семен Елистратов: год назад я плакал в раздевалке >>>
- Андрей Иванович?
- Андрей Иванович?
- Русский специалист. Сначала Анатолий Иванович Брасалин, а с ним Андрей Иванович Максимов. И Владимир Григорьев впервые стал чемпионом Европы на дистанции 500 метров. Никто не вспомнит страны и города, где был этот чемпионат Европы, и вряд ли кто вспомнит, что привел спортсмена к титулу российский тренер. Ну а потом пришел Себастьян Крос…
- И пришли олимпийские победы.
- А потом Себастьян ушел. И вновь сменил его Максимов, очень умный и грамотный специалист. Я бы искренне хотел, чтобы он реализовал себя не только как мой личный тренер, а прежде всего как главный тренер национальной сборной России. А я буду за него тихо радоваться, стоя в сторонке.
- Принято считать, что заслуга Кроса в изменении менталитета.
- Чудодейственного эффекта Крос не создавал?
- Я Себастьяну очень благодарен за многое, но в случае со мной – нет. Ко мне мои результаты прошли через большие тяжелые тренировки, очень медленно, "шаг назад, два вперед". По щелчку ничего не произошло.
"Мельдониевое дело" пока не дало точных ответов
- Почему один из лучших спринтеров мира последних лет Дмитрий Мигунов все-таки не работает с национальной командой?
- Спаррингов у него нет, льда не сказать, что достаточно. В таких условиях можно готовиться и сохранять уровень результатов?
- Все зависит от него. Но я за него не могу ответить. Возможностей очень много, иногда просто нужно посмотреть по сторонам. Все реально, я тоже еще четыре года назад не думал, что поставлю рекорд мира на дистанции. Даже не был уверен, что просто прокачусь на чемпионате мира.
- Допускаете, что в будущем Мигунов может выступать за другую сборную?
- Если оно так будет, то это будет его решение. К своим соперникам, как внутри команды, так и вне ее, я отношусь с уважением. Агрессии у меня нет ни к кому.
- Вы говорили, что во время "мельдониевого скандала" вас никто из команды особо не поддержал. Внутри сборной отношения между спортсменами товарищеские или просто профессиональные?
- Что за история была, когда президент Союза конькобежцев России (СКР) Алексей Кравцов допустил, что способствовать попаданию мельдония в организм спортсменов могли партнеры по команде?
- Наверное, на то были какие-то основания. После того, как все произошло, я разговаривал с ребятами. Мы собрались. И я сказал, что, возможно, кто-то из партнеров по команде мог это сделать. Я объяснил, почему я так сказал, от чего я отталкивался и на чем я основывался.
Семен Елистратов: меня выпустили из клетки >>>
- На чем?
- Не могу сказать, выставив это на всеобщее обозрение.
- Но потом стало известно о специфике выведения мельдония из организма и вероятности, что в ваш организм препарат попал еще в то время, когда он был разрешенным.
- У фигуристки Екатерины Бобровой на чемпионате Европы по фигурному катанию произошел аналогичный случай: обнаружена огроменная доза мельдония, и именно в то время, когда она выиграла бронзу. Вы стали абсолютным чемпионом Европы. Ученые рассказали, что эффект прилива этого мельдония может быть связан с эмоциональным всплеском, даже позитивным.
- Хорошо, в первый день соревнований я выигрываю дистанцию 1500 метров. У меня в первый день эмоциональный всплеск, поверьте мне, был не меньше того, что после победы в многоборье. Я понимал, что по очкам верно иду к титулу в многоборье, так как выиграл еще и серебро на дистанции 500 метров. А рекорд мира спустя неделю? Как в эмоциональном плане, вы думаете, он на мне сказался? Да я ему больше радовался, чем титулу чемпиона Европы в многоборье! Меня все ходили и поздравляли, будто я выиграл многоборье чемпионата мира. Интересно, он как-то выбрасывается, этот мельдоний…
Быть выше Ана - не цель
- Ан влился в команду, будто и не делал перерыва на восстановительный сезон.
Виктор Ан: пока я на льду, я сильнее боли >>>
- У вас есть чувство, что вы не слабее его, или он по-прежнему хитрее и умнее?
- В Библии есть заповедь "Не сотвори себе кумира". У меня складывается так, что нет в спорте людей, на которых я бы равнялся. Вообще в жизни их нет. Нет кумиров у меня. Есть только те, кому я благодарен. Родителям, жене, тренеру. О соперничестве с Виктором Аном я не задумываюсь. Быть выше Виктора – это не цель. Цель-то совсем другая – реализовать себя в спорте и показать тот результат, на который способен.
- С целью понятно, но раньше у нас был явный лидер, сегодня – нет.
- Ану что говорите при случае?
- "Витя, не расслабляйся!" Насколько я знаю, в Корее он заканчивает карьеру. На сборах я говорил ему, что все у него будет хорошо, просто нужно терпеть и работать.
- Молодежь когда вырастет?
- Артем Козлов восстанавливается после перелома, случившегося на чемпионате мира в Корее. Остальные тоже очень перспективны, они тянутся за нами, возможность у них такая, какой не было у нас в их годы, потому что они тренируются с лидерами мирового шорт-трека. Мы для них как джокер в рукаве. Допускаю, что их результаты когда-нибудь будут выше наших.
Себастьян Крос: Россия однажды увидит нового Григорьева среди молодежи >>>
- Становятся ли они стабильными?
- Вы о том ветре, который у вас самого гулял?
- У меня было по-другому. У меня не было таких спарринг-партнеров как Виктор Ан, Владимир Григорьев, Руслан Захаров, как я сам нынешний. Не было прекрасного Новогорска.
- Кто из компании Козлова, Дениса Айрапетяна, Даниила Ейбога способен выйти на уровень первой десятки Кубка мира в новом сезоне?
- Старты Кубка мира что-то покажут, наверное, но какую-то определенную фамилию я бы сейчас не называл. Как мне кажется, у них есть свой лидер – Козлов. Но он в тяжелой ситуации.