Рейтинг@Mail.ru
Артем Пацев: WADA легко может получить право отобрать у России ЧМ-2018 - РИА Новости Спорт, 28.11.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Олимпийские кольца в Токио
Олимпиада 2020

Артем Пацев: WADA легко может получить право отобрать у России ЧМ-2018

Читать в
Дзен

В декабре исполняется уже два года с того момента, как немецкий телеканал ARD опубликовал расследование о систематическом применении допинга в России. С тех пор частым героем спортивных лент стал юрист Артем Пацев, защищающий представителей российского спорта во всевозможных судах, включая высшую инстанцию - Спортивный арбитражный суд (CAS). О своей работе Пацев рассказал корреспонденту "Р-Спорт" Александру Рогулеву.


О неготовности России к разбирательствам с WADA

 

- Мы даже не столько были не готовы, сколько в целом была неверно оценена потенциальная опасность подобной угрозы, - рассказывает Пацев. - Раньше подобное давление тоже было, но не такое нацеленное. Мы оказались не готовы в части такого целенаправленного удара, не ожидали, что именно сюда он будет нанесен. Вроде есть лозунг: "О спорт, ты - мир", олимпийские кольца, хартии и так далее. Оказалось, ничего подобного.
Понимаете, все последние действия по отношению к национальным организациям типа РУСАДА (Российского антидопингового агентства), ПКР (Паралимпийского комитета России) или московской лаборатории вызваны в целом недружественным отношением к российским спортсменам. Они принимаются на фоне сформированного ожидания со стороны, условно говоря, общественности. А формируются они несколькими публикациями, парой скандалов. Информация вбрасывается, формируется некая почва: и мировая общественность уже вроде как ждет, чтобы наказали Россию, чтобы ее не пустили на Олимпийские игры.

Чиновники из международных организаций, в том числе МОК (Международного олимпийского комитета) или IAAF (Международной ассоциации легкоатлетических федераций), бедные и несчастные, они уже несвободны в принятии решений. Может, они и готовы пустить российских легкоатлетов на Олимпиаду, но они не могут это сделать. Потому что на них давит вот это ожидание. Это искусственное поддержание налета скандальности, это было умело сделано, и именно здесь мы серьезно проигрываем.


О том, что арбитры CAS думают о российском спорте


- Все юридические решения, хотите вы или нет, зависят от неких ожиданий. Арбитры CAS - известные, состоявшиеся адвокаты, партнеры крупных юридических фирм, которые имеют большой опыт разрешения споров и спортивных споров, в частности. Но они не с Луны, они тоже читают газеты и смотрят телевизор. Как бы арбитры ни пытались абстрагироваться, они все равно существуют в определенной среде. У них тоже формируются определенные ожидания.

Поэтому, когда доходит дело до оценки доказательств, мы все удивляемся: что же это за доказательства такие? У Макларена один из основных аргументов так и написан: "А кто же еще, кроме Балахничева (Валентин Балахничев – экс-глава ВФЛА)?". А в первом докладе независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) прямым текстом сказано: "Доказательств злоупотреблений нет, но как же может быть иначе в стране, где ФСБ имеет такую силу?". Отсюда и растут ноги дурацких доводов, которые говорят вроде бы разумные, независимые юристы. А мы читаем и ужасаемся, во что же превратился CAS.

Люди существуют в определенной парадигме, которая формирует мировоззрение. Если каждый день говорить, что в России все спортсмены "грязные" и нечего туда лезть, что тут даже воздух настолько грязен, и любой спортсмен, только попав сюда, подхватит что-то запрещенное, рано или поздно в это поверит любой. Я сам, когда прилетаю к ним, могу включить в гостинице какой-нибудь CNN или BBC. И действительно: если неделю смотреть, начинаешь думать: "Господи, какой же зверь эта Россия, всюду лезет". Другой точки зрения просто нет.


О монополии CAS в спортивном мире

 

- Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы передать в юрисдикцию CAS все допинговые случаи, забрать их у международных федераций, чтобы была единообразная практика. Возможно, это как-то поможет, посмотрим. Я лично не вижу пока в этом особой необходимости, потому что практика и так достаточно единообразная. Все федерации за редким исключением чуть ли не дословно переписали кодекс WADA как образец для применения тех или иных правил по антидопингу.

При этом существует реальная опасность: сейчас, когда CAS пересматривает по жалобам решения международных федераций, он более независим. Потому что пересматривается решение совершенно другой организации. При новой системе предлагается, чтобы CAS пересматривал свое же решение, но как бы другого дивизиона. То есть судьи разные, но принадлежащие одному суду. Да, формально у них нет что-то вроде "чести мундира", но когда ты подвергаешь сомнению решение своей же организации, думаю, это сильно уменьшит количество отменяемых решений.


О том, может ли WADA отбирать у стран ОИ и чемпионаты мира

 

- С юридической точки зрения они могут получить такую возможность легко. Для этого всего лишь требуется внесение изменений во всемирный антидопинговый кодекс. Все члены олимпийского движения обязаны исполнять требования этого кодекса. Собственно, в этом его идея. Бумага все стерпит, можно кому угодно передать какие угодно полномочия. Поможет ли это чистоте спорта и его очищению? На мой взгляд, это только ухудшит ситуацию. Но я допускаю, что чемпионат мира могут забрать.

Другой вопрос в адекватности этих применений и кто именно будет их применять. Получается, сейчас в WADA есть масса "no name" чиновников, которых никто не знает. Они что-то придумывают, где-то в недрах организации вырабатывается решение и выдается. Кто его принял? Почему? Примеров масса, начиная от мельдония, заканчивая разрешением на терапевтическое использование.

Подавляющее большинство членов экспертных групп WADA, лиц из руководства WADA – это граждане США, Канады и Великобритании. Получается, спорт представлен непропорционально, мягко говоря. Где такие великие спортивные страны как Россия, Китай или Индия? Спортсменов много, но почему-то всеми заправляют избранные. И они же на основе своего субъективного восприятия оценивают доказательства и принимают решения, которые и навязывают всем остальным. На мой взгляд, это не очень демократично, прозрачно и открыто.


О возможности выдачи Родченкова

 

- Тут вопрос больше к правоохранительной системе. Я не знаком с тем, на какой стадии находится расследование, признан ли Григорий Родченков обвиняемым. В обычных ситуациях граждане других стран выдаются этим странам. Но с Родченковым сложнее. Наверняка он находится в программе по защите свидетелей. В общем, тут мало кто все знает.


О "деле Абакумовой и Гниденко"

 

- Иск двух наших девушек - Екатерины Гниденко (призер ЧМ в велоспорте на треке) и Марии Абакумовой (серебро ОИ-2008 в метании копья) находится в производстве. У одной оспорен результат на Олимпиаде в Лондоне, у другой – в Пекине из-за якобы употребления препарата туринабола, следы которого нашли при перепроверке проб. То есть были обнаружены долгоживущие метаболиты туринабола, которые, собственно, были открыты Родченковым и Тимофеем Соболевским в 2012 году.

Мы очень серьезно изучали ситуацию и еще до того, как прозвучало решение дисциплинарной комиссии, проконсультировались с очень серьезными и, подчеркну, иностранными учеными. Оказалось, что методика, которая была разработана Родченковым и Соболевским, не представляет собой ничего доказательственного. То есть с точки зрения методологии это не методика вообще, ничего достоверного она доказать не может.

Эти долгоживущие метаболиты туринабола можно с таким же успехом объявить метаболитами апельсинового сока или солнечного света. То есть придет какой-нибудь ученый и скажет: вот это – метаболит апельсинового сока. А Родченков и Соболевский сказали, что это метаболит туринабола.


О "деле Ловчева"

 

- Ловчев (Алексей Ловчев, чемпион мира 2015 года по тяжелой атлетике, лишенный медали и дисквалифицированный на 4 года за употребление допинга. CAS отклонил его апелляцию) – молодец, здорово держится. Дело в том, что мы получили решение 15 июля, при этом до сих пор мы не имеем обоснования. Пока не знаем, стоит ли обжаловать его в Верховном суде Швейцарии. Мы просим малого: чтобы лаборатория WADA перестала прятаться за международный стандарт для этих лабораторий. Чтобы за счет спортсмена был проведен дополнительный анализ тех остатков пробы, которые есть в распоряжении лаборатории. Может прямо там, в Монреале.

Хотим сделать анализ другим методом. Этот анализ сможет показать, что WADA ошибочно приняла безобидный ион за ион запрещенного вещества. Попытаюсь пояснить: когда проводят анализ на предмет наличия запрещенных веществ, проводят сравнение по двум или трем параметрам. То есть берут образец, и если три параметра схожи с параметрами запрещенного вещества, то сразу проба "ловится". Чтобы было понятнее, можно взять аналогию. Берут две машины. Обе зеленые, обе – седаны, и обе на четырех колесах. WADA смотрит на них и говорит: это – одинаковые машины. Вроде бы да, но мы нашли минимум еще два параметра иона, которые могут совпасть с запрещенным веществом. Мы предлагаем WADA взять дополнительные параметры, чтобы всем все стало ясно. То есть мы откроем капот и посмотрим, стоит в машине движок 2 литра или 4 литра. До этого времени остается вероятность, что мы смотрим на разные автомобили.

Прошло уже полгода с момента вынесения решения. Неужели нельзя выделить всего один день, чтобы мы могли приехать, заплатить за работу сотрудников и посмотреть, как при нас будет делаться данный анализ? На мой взгляд, нет проблем. Если подтверждается, что это ион того самого запрещенного вещества, мы сами все признаем, все подписываем и уходим на дисквалификацию. Но нам же не дают возможности ни на что. Поэтому-то мы и надеемся оспорить это решение в Верховном суде Швейцарии как нарушающее основные процессуальные права человека, привлекаемого к ответственности.


Об оспаривании решений WADA

 

- Проблема в том, что у нас многие коллеги из WADA, из международных федераций и CAS говорят, что надо прислушиваться к мнениям только ученых, работающих в аккредитованных WADA лабораториях, ссылаясь на специфику. Но это совершенно не так. Вопрос в том, есть вещество или нет, и как именно обнаружить это вещество. Это чистая аналитическая химия, не имеющая специфики. И не важно, моча это, кровь или разведенный спирт.
Более того, у WADA есть кодекс этики для сотрудников, работающих в лабораториях. Там есть прямой запрет на то, чтобы этот сотрудник мог дать показания или публично выступать с критикой тех методов, которые утверждены WADA. Какой смысл от такого ученого? Получается, WADA нельзя критиковать нигде. Тут по старой схеме: пункт первый - WADA всегда право. Пункт второй - если WADA не право, смотри пункт первый. Какое это отношение имеет к науке и установлению истины, я не понимаю. Если кто-то из пула WADA говорит какую-то вещь, то это истина в последней инстанции. Даже очевидные химические законы меркнут перед этой организацией.


О показаниях Коу в "деле Балахничева"

 

- Цель вызова (президента IAAF) Себастьяна Коу в суд – понять, кто такие "более высокопоставленные фигуры" в IAAF, которых имел в виду (экс-глава антидопингового департамента IAAF) Габриэль Долле, давая показания по нарушениям федерации. Коу, напомню, в тот момент занимал должность вице-президента. Я спрашивал, знал он про нарушения или не знал. Тем более в фильме Би-би-си говорилось, что ему направлялись на почту сведения о схемах нарушений внутри IAAF.

И вообще, вторая часть доклада комиссии Паунда посвящена не России, а IAAF. Там говорится, что это в IAAF все прогнило, но сейчас, конечно, всем выгодно сваливать все на Россию. Однако все паспорта крови, вокруг которых этот шум, к ним ВФЛА не имела никакого отношения. Вся база данных по биологическим паспортам спортсменов, работа с экспертами и решение о начале процедур по отношению к тому или иному спортсмену - это все работа в IAAF. Поэтому нам интересно, кто знал о системе злоупотреблений.

Коу продолжает говорить, что ничего не знал. Причем признается, что письмо получал, но, не читая, переправил его в этическую комиссию. Я удивился: "А как вы переправили в этическую комиссию, не читая? Почему не переправить в бухгалтерию?" Он ответил, что, мол, это он не лично отправлял, а его офис. Может ли быть такое, что офисный работник не доложил своему начальнику о получении письма подобного содержания? "Я ничего не знаю. Все что знаю, я уже сказал. В отношении меня ничего не возбуждено, а я хорошо выступил по этому поводу в парламенте", - ответил мне Коу.


О рабочем графике в 2016 году

 

- Сто процентов это самый тяжелый и уж точно самый яркий год в моей карьере. Времени не очень хватает, в среднем сплю часов пять в день, не больше. В спорте я работал и раньше, мне попадались самые разные дела. И справедливо кого-то наказывали, и несправедливо. Активно я в этом деле уже года три. А первое дело было еще в 2009 году.

Должен ли я сказать спасибо WADA за объем работы? Честно говоря, вряд ли. Это сложно просто с профессиональной точки зрения. Когда понимаешь, что никакие разумные юридические доводы не находят отклика, это очень сильно демотивирует. Просто понимаешь, что никак не можешь помочь. Как быть-то в такой ситуации? Выходит, что спортсмен у нас просто не защищен, если какой-то безвестный чиновник WADA решает: "Будет вот так".

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    2-й тайм
    Фрайбург
    Вольфсбург
    3
    2
  • Футбол
    Завершен
    Зволле
    Виллем II
    0
    1
  • Футбол
    2-й тайм
    Тулуза
    Сент-Этьен
    1
    1
  • Футбол
    2-й тайм
    Эмполи
    Торино
    0
    0
  • Футбол
    2-й тайм
    Вальядолид
    Валенсия
    1
    0
  • Футбол
    2-й тайм
    Дерби Каунти
    Пoртсмут
    3
    0
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала