Форвард "Нижнего Новгорода" Александр Гудумак рассказал корреспонденту "Р-Спорт" Сергею Литваку, почему он занялся баскетболом в небаскетбольной стране, почему его выбрали самым ценным игроком Суперлиги, и что может дать молодым российским баскетболистам переход в нижегородский клуб.
- Александр, вы родились и выросли в Молдавии. Как в вашей жизни появился баскетбол, ведь в Молдавии он не слишком популярен?
- Действительно, баскетбол там уступает по популярности футболу, например. Но у меня родители занимались баскетболом. И так случилось, что в один из дней мой школьный товарищ пошел на тренировку, а я решил сходить вместе с ним. Было мне 9 лет, я ничего не умел и ничего не знал, но потихоньку, шаг за шагом начал осваивать первые премудрости этого непростого вида спорта. Первым моим наставником стал Вячеслав Михайлович Фролов, который когда-то тренировал мою маму, а затем я перешел в БК "Бельцы" к Василию Ивановичу Скорику.
- Первый успех пришел уже на детском уровне?
- Да, мы с нашей бельской командой всегда были в тройке призеров первенства Молдовы в своей возрастной группе, и я неплохо смотрелся. Даже приглашали в молодежную сборную по своему возрасту, но случилось это как раз перед переездом в Москву, и в результате за сборную я так ни разу и не сыграл.
"Контракт с ЦСКА я подписал, когда мне было 15 лет"
- В Москву поехали конкретно ради баскетбола?
- Нет, мама с отчимом переехали жить и работать в столицу. А поскольку я подавал какие-то надежды дома по части баскетбола, то в Москве они позвонили Игорю Валентиновичу Курашову, и я поехал к нему на просмотр. Сумел при первой встрече произвести благоприятное впечатление и в итоге стал заниматься в спортшколе ЦСКА. На тренировки приходилось ездить по полтора-два часа, потому что жили в Подмосковье, но оно того, безусловно, стоило. В течение первых нескольких месяцев мне очень помогала моя бабушка. С утра она два часа ехала со мной до Москвы, чтобы проводить в школу, потом возвращалась в Королев, а вечером снова ехала в Москву, чтобы встретить меня с тренировки.
- Об основном составе ЦСКА мечтали?
- Сразу понимал, что это будет очень непросто, но всегда хотелось быть частью такого проекта, ощутить каково это - выходить на площадку за один из сильнейших клубов Европы. Контракт с ЦСКА я подписал, когда мне было 15 лет, и тут же попал в умелые руки Андрея Николаевича Мальцева и Леонида Валентиновича Спирина.
- Дебютный матч запомнится на всю жизнь?
- Конечно. Вышел играть как раз против "Нижнего Новгорода" в 2011 году, что тоже по-своему символично с учетом нынешней ситуации. Сыграл немного, даже записал себе подбор в статистику, хотя кто-то из наших игроков кинул "эйр-бол", и мяч, минуя кольцо, просто прилетел мне в руки. В том месте я оказался по счастливой случайности.
- Дальше пошли аренды?
- Не было никакого смысла сидеть в ЦСКА на скамейке, надо было набираться игрового опыта, окрепнуть в плане игры. Поэтому решили с агентом, что лучше уйти в другой клуб, где буду играть, а не сидеть (на скамейке). Сначала был саратовский "Автодор", где не все складывалось так, как мне хотелось, потом перешел в "Красные Крылья". Там мне доверяли, было достаточно игрового времени, и если бы клуб не прекратил свое существование, то, возможно, я бы там остался еще на сезон. А так пришлось подыскивать новую команду. Предложений из Единой лиги ВТБ не было, поэтому оказался в составе "Сахалина", игравшего в Суперлиге.
- Сахалин – это очень далеко…
- Да уж! Но в целом сезон оставил приятные ощущения. Ни разу не пожалел, что оказался в системе этого клуба, познакомился с людьми, с которыми, можно сказать, сроднился. И этот год в Суперлиге, несомненно, пошел мне на пользу. Сделал небольшой шаг назад, чтобы потом сделать несколько шагов вперед. Осталось проявить себя на новом более высоком уровне, чтобы оправдать то доверие, которое мне оказали, пригласив в Нижний Новгород, и подтвердить, что титул MVP Суперлиги я получил совсем не случайно.
- Удивились подобному выбору, или все-таки это звание досталось закономерно?
- Все прекрасно понимали, что выбирать будут из команды-победителя, и, как правило, MVP становится тот, кто набирает больше всех очков. Так случилось, что это был я. В первую очередь, благодаря тренеру Эдуарду Михайловичу Сандлеру, который требовал, чтобы ребята старались как можно чаще заигрывать меня под кольцом.
- Приходилось играть на позиции центрового?
- Да, как правило, играл четвертого или пятого номеров. И когда против меня выходили те, кто играет тяжелого форварда, то я их переигрывал, потому что был физически покрепче. В Лиге ВТБ, конечно, все совсем по-другому.
"Нижний Новгород" - шанс заявить о себе на более высоком уровне"
- Вариант с "Нижним Новгородом" был единственным минувшим летом?
- Даже не могу точно сказать, всем занимался мой агент, у меня с ним доверительные отношения. Он сказал, что есть такая возможность, и я посчитал, что это будет отличным вариантом продолжения карьеры, шансом заявить о себе на более высоком уровне.
- А что было известно о команде на тот момент?
- Я и сам следил за тем, что происходило в команде, и от ребят имел информацию. Например, со мной в "Сахалине" играл Ваня Савельев, который рассказал, что здесь (в Нижнем Новгороде) дают шанс играть молодым ребятам, и это было очень важно для меня. А еще в "Нижнем Новгороде" играет мой брат не по крови, но по духу, единомышленник и лучший друг Иван Стребков. Мы с ним знакомы еще со школы ЦСКА. Это тоже сыграло свою роль в переходе.
- Тем не менее в клубе решили укрепить позицию центра - взяли сначала Кервина Бристола, а когда американец не оправдал надежд, заменили его на Томислава Зубчича.
- Это целиком и полностью решение тренерского штаба и руководства клуба. Нам нет смысла обсуждать его. Возможно, мы где-то недорабатываем, недобираем. Этот факт должен дать нам "хорошего пинка", чтобы мы стали больше работать, прикладывать больше усилий, надеюсь, что все это пойдет нам на пользу.
- Команда собралась довольно многообещающая, но старт сезона не задался. В чем причина?
- Может, как раз потому, что команда молодая. Нам действительно нужно время для того, чтобы сыграться, окрепнуть, освоиться. Ведь не у всех есть опыт игры на таком уровне. Я уверен, что мы наберем свой ход и еще сумеем проявить себя.
- Понятно, что с некоторыми соперниками калибра УНИКСа или "Локомотива-Кубани" тягаться пока сложно. Но есть соперники, которых можно и нужно обыгрывать, но не всегда получается. В чем причина?
- Все дело в мелочах. Вроде бы, делаем все правильно, но где-то в деталях недорабатываем. Не хватает одного шажочка, одной секундочки. Мимолетной потери концентрации достаточно, чтобы более опытный соперник не простил нам подобной ошибки.
- Как в команде на это реагируют? Есть ли хоть какой-то прогресс?
- Постоянно стараемся разбирать ошибки - и сами, и с помощью тренеров. На нас самих давит такое количество поражений. Много работаем, стараемся. В такой ситуации команде очень важно понимать, что болельщики нас поддерживают, продолжают в нас верить.
- А как тренер ведет себя в такой ситуации? Ведь успели поработать с разными тренерами, но Артурс Шталбергс, пожалуй, один из самых молодых специалистов из тех, с кем приходилось встречаться.
- Артурс держится молодцом, проявляет терпение, старается не срываться на игроков. Если тренер потеряет в нас веру, то будет совсем плохо. Очень много приходится работать всем нам, в том числе и тренерскому штабу. Они с нами много общаются, разбирают наши ошибки.
- Говорилось, что "Нижний Новгород" будет в первую очередь стараться правильно играть в защите, но пока не очень получается. Почему на должном уровне получается провести только 20-25 минут из 40?
- Нам не хватает опыта. Хотите - верьте, хотите - нет, но большую часть времени на тренировках мы работаем над защитой. Будем стараться прибавлять в этом компоненте.
"Статус сборной ко многому обязывает"
- Летом был лагерь для кандидатов в сборную России, и вы сумели, пройдя через этот отбор, попасть уже на заключительный сбор национальной команды.
- Там такая же работа, те же упражнения, что и в клубе. Когда 10 лет играешь в баскетбол, то вряд ли сумеешь найти много нового для себя. С кем-то из тренеров даже приходилось работать раньше в различных юношеских сборных. Разве что уровень игроков немного повыше, чем в клубах, и статус сборной ко многому обязывает.
- Позиция центрового в сборной практически вакантна. Никого не видно, за исключением Тимофея Мозгова, кто бы мог сыграть на этой позиции, а в большинстве российских клубов основного пятого номера играют легионеры.
- Да, есть такая проблема. Хотя есть очень много высокорослых ребят, которые могли бы отлично заполнить этот вакуум. Не знаю, что им мешает. Возможно, кто-то сам страдает ерундой, а кому-то, возможно, стоит сменить клуб, чтобы получить больше практики.
- Намекаете на возможный переход в "Нижний Новгород"?
- Ну а почему нет? Тут любой игрок может себя проявить, раскрыться с лучшей стороны.