Вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Елене Соболь подвел итоги первой половины чемпионата РФПЛ, где лидерство в турнирной таблице захватил московский "Спартак", а также высказался по ряду актуальных вопросов, в том числе надвигающейся публикации второй части доклада Ричарда Макларена и восстановлению российской легкой атлетики, стартовавшему предолимпийскому сезону в зимних видах спорта и грозящему бойкоту чемпионата мира по бобслею и скелетону в Сочи, о доминировании российских фигуристок и сборной РФ по женскому гандболу, которая начала охоту за новым титулом.
- Виталий Леонтьевич, удивляет ли вас первое место "Спартака" по итогам первой части чемпионата России?
Мне кажется, что "Спартак" сейчас заслуженно на первом месте. Но я думаю, что еще ничего не решено. "Зенит" - очень сильная команда, она укомплектована, хороший уровень у команды. Добавить страсти только. ЦСКА вернулся в гонку. Впереди будет много интересного, будет борьба за зону Еврокубков. Посмотрите, как выглядят и "Ростов", и "Рубин". "Локомотив" набирает ход. Я надеюсь, что нас это к Кубку конфедераций подведет. Много наших молодых ребят начинает играть, это здорово.
- Наконец-то удалось добыть золото на этапе Кубка мира по биатлону, при том сделал это молодой спортсмен Антон Бабиков, который выиграл свою первую медаль на таком уровне.
Конечно, мы рады за Бабикова и Цветкова. Надеюсь, что это какой-то такой вход в элиту определенную, в которой эти ребята будут находиться.
- Может, это хороший знак, что в этом сезоне биатлонисты выступят лучше, чем в прошлом году, когда с чемпионата мира не смогли привезти ни одной медали?
Спортсмены не хотят бойкотировать ЧМ по бобслею в Сочи
- Сейчас ходит много разговоров, что спортсмены из некоторых стран могут бойкотировать чемпионат мира по бобслею и скелетону в Сочи. Как к этому относиться?
- Да никак, спокойно относиться. Флаг им в руки. Я абсолютно уверен, что парни, спортсмены, никакого отношения к этому не имеют. Спортсмены - это люди одной крови, они с этапа на этап вместе переезжают, они знают все друг друга. И все, что происходит, знают. Я уверен, что это так. Кто-то их подталкивает к таким вещам. Не приедут - ну, что сделаешь? Бойкоты мы переживали, просто потеряют много. Они же, американцы и другие, в восторге были от санно-бобслейной трассы, от организации, от всего. Вот это бесконечное (число попыток) дискредитировать Россию через спорт будет продолжаться, это, конечно, достигает своей цели. У нас даже некоторые "друзья" внутри страны начинают присоединяться к этому. Задача ведь еще здесь (внутри) найти какие-то слабости. На самом деле, это за собой не имеет никакой основы, потому что никогда в России плохо не проводили ни один турнир, все делается с душой, с сердцем. И никаких двойных стандартов никогда не было, и я не вижу никаких проблем.
У нас боксер Миша Алоян просто попшикал себе в нос - он лечился. Никчемный совершенно препарат, который никаких преференций не дает. По нему разбирательства сплошные... И я уверен, что его накажут. А возьмите там тех же норвежцев, шведов. Просто народ не знает, что пишут они в объяснениях и за что их прощают. Просто некие эксперты говорят, что вся эта система была создана не для того, чтобы равноудаленно наказывать, а выбирать, кому какое отмерено. Если вы видите статистику по терапевтическим использованиям (TUE), получается, что есть мы и есть весь мир другой. Мы просто соревнуемся с больными людьми, понимаете?
Поэтому я не думаю, что это сами спортсмены (выступают за бойкот), но если такое желание есть, ну что сделаешь? Хотят - пусть будет. Они думают, что от этого кто-то выиграет?
На самом деле сейчас будет еще после 9 числа (доклада Макларена) понятно, что будет. Будет попытка еще одна (атаки) на российский спорт... Но на самом деле, мы нигде никого не спрятали. Вся зимняя команда, олимпийская сборная, она нигде не спрятана. Саша Третьяков - второй на Кубке мира, четверка Касьянова - первая, в эстафете по санному спорту - в тройке, коньки - в порядке, девочки в фигурном катании - в порядке, Ан с Елистратовым - в порядке. Я не понимаю, о чем разговор.
- Насильно мил не будешь.
- Я читал, что "вы не можете считаться независимыми", даже если приезжает допинг-офицер из Швеции, берет пробу, везет ее в Лозанну. Все равно это не является независимым, потому что брали на территории России. Смешно просто. Просто надо успокоиться всем в мире и заниматься своим делом. Допинг-контроль - это не бином Ньютона, это простая вещь. Извините, мочу сдал, ее закрыли в баночку, отвезли и проверили. Так делайте это и анализируйте все, что происходит. И давайте правду, вот и все. Если вы считаете, что здесь кто-то кого-то покрывает... Вот уже год нас никто не "покрывает" - здесь работает Британская антидопинговая организация, отбирает пробы. Чего-то я не вижу здесь никаких "программ". А спортсмены те же, результаты ведь те же.
У них эта история допинговая чемоданами уже насчитывается. А они все в лидерах, а вы посмотрите досье каждого из них. Вы посмотрите, Йохауг, потом Сундбю возвращается. Дают 14 месяцев... Вот нашего футболиста Романа Еременко за кокаин (дисквалифицируют). А вы почитайте, сколько кокаиновых дел. Я тут одно дело читал, ну смешно просто, великий, большой спортсмен. Он просто девушку поцеловал! Объяснение такое пишет, а она, оказывается, кокаин принимала до этого. А он, оказывается, у нее спросил до этого: "Ты кокаин принимала?". А она: "Нет, не принимала". Она его обманула, а он - жертва. Или вот эти капли в нос – "а мне тренер дал!" Спортсмен ни при чем. А нашего Алояна уже измучали. И еще раз скажу - 100% накажут, я чувствую просто по всем... И они чего-то все рассказывают. А где мы выигрываем, не хочу ряд дел анонсировать, они там это втихаря закрывают все. Самое главное, что многие в мире начинают понимать, что это надо как-то равноудаленнее что ли делать.
Вон, в мировой легкой атлетике ушел спонсор Adidas. Просто так что ли ушел? Из-за России что ли? Смешно просто. Наверное, он понимает, почему уходит. У него один из главных рынков - это Россия. Без России он давно бы там… А он понимает.
Спокойно надо к этому относиться. Были, есть и будут... Пока в таком мире живем. Президент в своем послании об этом говорил, и допинг, вы видели, в каком он поставил разделе. Из той же серии разная оценка: мировые политические события, терроризм, десятки других событий. Разные. Мы по-другому смотрим на эти события, мы-то открыты, мы готовы.
Идет там комиссия Макларена. Ну, приезжайте сюда, возьмите наши следственные органы пригласите. Хотите вскрыть пробы? Ну, пригласите представителя России, они же у вас находятся два года. Пусть приедет спортсмен, пригласите экспертов. Скажите: "Вот мы вашу пробу вскрываем при вас, смотрите, вот что-то там не то". Спортсмен-то при чем? Он сдал пробу в Сочи, она где-то хранится, сейчас ему скажут: "Ой, у вас там плотность того не та, еще что-то". Он-то чего в этом понимает и откуда знает, как она там хранилась. Банки можно вскрывать или нельзя? Одни говорят: мы нашли экспертную компанию, она доказала, что нет, нельзя. Почему вы считаете, что мы их вскрывали? Вы хотите эксперимента? Пригласите нашего эксперта туда. Напоминает тот же самолет сбитый. Когда говорят: давайте вместе сядем, давайте эксперты подъедут российские, тогда зафиксируем данные. Что тут, сложность такая? Никто не знает, что будет, как, сидят все ждут. Доклад опубликуют, неделю будут шуметь. Нас возможности что-то опротестовать нет, на весь мир ославят, а потом начнем разбираться.
Как паралимпийцы: их сперва отстранили, а потом шесть месяцев писали целый трактат по восстановлению и за что отстранили. Надо же это было обосновать? Так что ничего, спокойно. Мы готовим чемпионат мира. Проведем его на высоком уровне. Трасса санно-бобслейная у нас одна из лучших в мире, проживание есть, все там готово. В чем проблема, я не знаю.
- Давайте о более приятном. В финал Гран-при по фигурному катанию вышли сразу четыре россиянки.
На ребят тоже надеемся. Хочется, чтобы Макс Ковтун, конечно, выстрелил наконец, разобрался в себе. Мужское одиночное катание, конечно, тревожит. В парном катании у нас нормально: сейчас Таня и Максим (вернутся), еще Столбова-Климов - в порядке. Думаю, что там все нормально будет тоже.
- Смотрели чемпионский поединок между боксерами Денисом Лебедевым и Муратом Гассиевым?
Не вижу необходимости держать ВФЛА вне мировой семьи
- На днях пройдут выборы в ВФЛА, можно ли сказать, что ситуация в виде спорта потихоньку выравнивается?
- Я очень здесь консервативен, дую на воду. Ничего заявлениями здесь не сделаешь. Я просто знаю, сколько делает федерация. Сложностей каких-то нет. ВФЛА изменена, новый президиум, обновленная сборная. Сколько даже денег федерация потратила, тестируя спортсменов! Огромные деньги. Имея некие критерии, когда им сказали, что в течение шести месяцев вы должны тестировать спортсменов не менее трех раз. И выходит, что спортсмены, федерация все это сделали, а им сказали: "Нет, вы еще не убедили". В чем смысл тестировать спортсмена, который никуда не поедет и нигде выступать не будет? Это просто бесчеловечно, конечно. Да лучше бы в детский спорт потратили и прочее. Тем более у нас стоимость допинг-пробы сейчас в несколько раз выше, чем если бы мы делали ее на территории России. И дорога, и транспорт, сами понимаете.
Сейчас была последняя встреча (с IAAF), насколько меня информировали, представитель Минспорта был. Еще уточненные критерии будут, посмотрим. В январе комиссии еще раз посетят Россию. В марте сезон начнется, летом чемпионат мира в Лондоне. Спортсмены, к которым никогда не было вопросов... Здесь объяснить крайне сложно. За пределами понимания это. Если к нему нет вопросов, почему он не может участвовать? Или теоретически можешь, но под нейтральным флагом, ну, почему?
- Есть ли надежда, что российских легкоатлетов уже в ближайшее время допустят к соревнованиям индивидуально?
- Возможно ли, что уже в течение месяца, двух?
- Сложно сказать. Пока все, что возможно, все вопросы, которые ставятся перед федерацией, на мой взгляд, они решают. Не вижу никакой необходимости больше держать ВФЛА вне мировой семьи. Просто наложили какую-то коллективную ответственность. Вот в этом плане все, что мы говорим, все это - неадекватное наказание тому, что происходит. Потому что допинг такая вещь... Если спортсмен применяет допинг, то он сам несет ответственность за это. Должна быть персональная ответственность, при чем здесь федерация? И не должно быть правил, которые меняются во время игры, как в легкой атлетике. Вы принимаете решение - два года спортсмен должен жить за рубежом. Ну, скажите нам за год или два, пожалуйста, мы даже это сделаем. Мы все сделаем, нам нечего скрывать. Надо делать критерии, которые вперед, а не задним числом принимаются.
Кто будет содержать паралимпийский спорт, если не государство?
- Тем более, что недавно в России был принят закон об уголовной ответственности за допинг.
- Мы практически перенастраиваем всю систему. Приехали когда они, начались все эти обвинения, хотя я хорошо знаю, как эта система работает. Наша система по борьбе с допингом ничем не отличается от других, она даже более сильная. Ну, давайте, если хотите, сделаем эту систему еще более сильной, РУСАДА сделаем более независимой, финансирование, организационную структуру. Сейчас новый президиум там, лабораторию сделаем более независимой, передадим в еще один из научных центров или в одно из учебных заведений. Это все мы делаем. Но только тогда берите на себя ответственность: WADA, там, контролируйте, как-то несите ответственность - она же независимая!
Я уже десятки раз говорил, что смысла нет - у нас нет политики по покрыванию допинга. Нам в этом смысла никакого, мы миллиарды рублей вкладываем в материальную базу, в подготовку, проведение. При такой системе, когда под 60% наших спортсменов находятся в международном пуле тестирования, невозможно скрыть это. По десять лет хранятся пробы. Ну, это глупости никому не нужные.
- Тем более СК сейчас запросил помощи у Швейцарии…
- Да они давно всех уже (подключили), они готовы участвовать, готовы серьезно расследовать. Президент говорил год назад: давайте, пожалуйста, есть факты – приезжайте, покажите, мы никого не скрываем. У нас люди уволились, или мы уволили их не из-за того, что мы чем-то там обделили. А просто потому что и сами люди уже были в подвешенном состоянии. В принципе, чтобы перенастроить всю систему, показать, что мы не собираемся никого здесь прикрывать. Только дайте факты. Но мы человека уволили за злоупотребление, он уехал за рубеж и говорит - а, мне вот этот приказывал. Ну, так нельзя. Мы в истории страны все это проходили.
- Дешевый детектив получается.
- Шаг покажите какой-то - мы сделаем. Ну что такое? Идет травля спортсменов, их от чего-то отстраняют. Паралимпийцы вообще ни к чему не имеют отношения - взяли их и мимо Паралимпиады. Хорошо, ну, они отсидели это наказание, ну, верните их. Нет, что-то какие-то еще... Ну, это смешно. Люди на колясках, они какое отношение имеют? Нет, запрещают им участвовать. Смешно просто, понимаете? Как это? Просто нет такого сильного управления. Если мы передали государству, уступили свои права, отдали независимость субсидиарному спорту, управляйте тогда этими процессами. Сейчас уже среди государств идет дискуссия, а мы стоим и смотрим на это все. Паралимпийский какой-то комитет решил не допускать спортсменов, ну как это понимать? Ведь 90-100% стран содержат паралимпийское движение за счет государства. А кто будет содержать? Именно прямое финансирование и поддержка. Вчера это было хорошо, сегодня - нет. Вы должны быть независимыми от государства. И кто тогда будет содержать? Ну, кто? Тем более, там в критериях вы пишите - пятьсот тысяч переведите туда, триста сюда. Кто должен находить эти деньги?
- Александр Попов сказал, что все эти требования по выплатам - настоящий рэкет.
Если вы хотите, чтобы в такой большой стране как Россия не было легкой атлетики, так и скажите: "Мы не хотим, чтобы у вас была легкая атлетика". Тогда она будет на любительском уровне развиваться. Но держать и не допускать до старта таких атлетов как Сергей Шубенков, Маша Кучина, я никак не понимаю. Они великие спортсмены, чемпионы мира - к ним-то какие вопросы? Их люди в мире хотят видеть. Они конкурентную среду поднимут в своих дисциплинах. Даже если вы хотите кого-то обвинить, ну давайте обвиним. Если система допинга работала, всё - вы ее приостановили, ну при чем здесь спортсмены? Он-то здесь при чем, что в лаборатории был жулик-директор? Лабораторию остановили, заменили персонал. Там пятьдесят лаборантов, работайте дальше. Ну, как-то, значит, нет интереса к этому. Когда микрофон там не отключили, мы услышали руководителей WADA, как они к нам относятся. Весь мир услышал.
- Как вообще сейчас отношения с WADA развиваются?
- Да как вам сказать, у нас всегда хорошие отношения с ними. Никогда не были плохие. Это РУСАДА с ними общается. Что касается государства, они нас информируют, мы все с открытой душой делаем, мы все готовы. Мы подписали дорожную карту по восстановлению, мы все последовательно делаем. Если они к нам обращаются, мы готовы все сделать, финансировать, организовывать, поддерживать, соответствующие законы принимать. Мы готовы делать все, но, как говорят, чтобы это капитализировалось.
- Сейчас у нас от них только самые большие ожидания. Будем надеяться, что они достойно выступят. Эмоционально так. Знаете, сложнее всегда удержать, чем завоевать. Надеюсь, что будет все хорошо. В Европе сильный чемпионат, надеемся, девчонки проявят себя. Пожелаем им удачи, с первой победой поздравляю. Они и так уже героини у нас, вырвать такую Олимпиаду!