Голкипер нижегородского "Торпедо" Михаил Бирюков рассказал корреспонденту "Р-Спорт" Сергею Литваку, почему у него не заладилось в новокузнецком "Металлурге", зачем хоккейному вратарю психолог и какие переходы в карьере оставили след в его памяти.
- Михаил, расскажите, как получилось, что, покинув по окончании предыдущего сезона "Торпедо", несколько месяцев спустя вы вновь вернулись в Нижний Новгород. Ведь несмотря на то, что спортивная жизнь переменчива, такое встречается нечасто.
- В который раз убедился, что переменчива не только спортивная жизнь, но и жизнь вообще. Поэтому надолго вперед лучше не загадывать. Так получилось, что весной руководство "Торпедо" приняло решение не продлевать контракт со мной. Особо причины такого решения мы не обсуждали. Хорошо, по-доброму расстались при взаимном уважении. Пожали друг другу руки, поблагодарили за совместную работу. И мне пришлось искать другую команду.
- Почему вдруг выбор тогда пал на Новокузнецк? Ведь это далеко не самая сильная команда в КХЛ.
- Решил немного рискнуть. Родные не то что были против такого перехода, но советовали не торопиться и немного подождать, осмотреться, поискать другие варианты. Но меня подкупило, что в команде на меня рассчитывали, а мне очень хотелось играть. В последний сезон в "Торпедо" было несколько травм, может быть и не самых серьезных, но восстановление занимало определенное время. Поэтому достаточно много пропустил, хотелось наверстать упущенное, получить побольше игровой практики.
И самое главное – было настойчивое желание тогдашнего главного тренера "Металлурга" Николая Соловьева видеть меня в команде. Я его знаю очень давно и ехал в Новокузнецк именно к нему. Да и с Сергеем Котовым, помощником Соловьева в "Кузне" знаком даже еще дольше, около 7 лет работал с ним в разных командах. Поэтому такой шаг для меня был естественным, хотя для многих из моего окружения показалось, что это неоправданный риск.
- Но с какого-то момента вы все же потеряли место в составе.
- Сложно сказать, как бы все сложилось, если бы Соловьев остался в команде, но он ушел в отставку уже после первых трех матчей. Его уход, как мне кажется, стал одной из основных причин того, что у меня все сложилось не очень удачно.
- Новокузнецкий "Металлург" стал в этот сезоне главным ньюсмейкером в КХЛ не по событиям на льду, а по тому, что происходило за пределами площадки. Тут речь не только о самой быстрой тренерской отставке, но и о том, как игроки команды проводят свободное время, например.
Спасти хоккей в Новокузнецке сможет только Александр Абрамов – Соловьев >>>
Да, я понимал, что приехал не в СКА или ЦСКА, отдавал себе отчет в том, куда я попал. Но не думал, что это затянется настолько, не предполагал, что не смогу с этим справиться. Обстановка внутри меня при этом была не самая лучшая.
- А кто-то из партнеров не пытался помочь, поддержать? Или никто ничего не заметил? Да и тренеры часто помогают в такой ситуации.
- Ребята старались, делали, что могли. И это старание и терпение сейчас вылилось в несколько побед подряд. Значит, все это было не зря. Но мне сложно говорить за них. Для меня получилось очень тяжелое испытание.
- Переезд в Нижний оказался глотком свежего воздуха?
- Думаю, что даже больше. Сложно подобрать правильные слова, чтобы все это охарактеризовать. Был определенный разговор с агентом незадолго до того, как все это произошло. Если честно, то я очень обрадовался предложению и очень переживал, чтобы все получилось. В итоге в какой-то день сказали, что надо лететь рано утром.
- Выступление в "Торпедо" началось с командировки в "Саров".
- Нужно было вернуться в ворота, вспомнить, как играют, какие-то нюансы. А шайба – она везде одинаковая, в любой лиге. Поездка очень помогла, как показала игра с "Ладой", я нахожусь в неплохих кондициях. Так что съездил точно не зря.
- Вас в "Торпедо" приглашали именно на роль второго голкипера?
- В нашей жизни, повторюсь, загадывать особо не приходится. Я прекрасно понимаю, что Илья (Проскуряков) очень высоко поднял планку, и дай бог ему удачи. Я же со своей стороны буду стараться его поддерживать на льду своей работой. Надо будет приложить максимум усилий, чтобы не отставать от него и в тренировочном процессе, и в играх, когда мне предоставится такой шанс.
- В прошлом году вы уже работали в "Торпедо" вместе с Проскуряковым. Как он отреагировал на ваше возвращение?
- Я его об этом не спрашивал, как вы понимаете! Но мы всегда с ним нормально общались, есть у нас какие-то общие темы для разговоров. Он вообще человек крайне позитивный, поэтому никаких проблем не возникло.
Проскуряков, Кольцов и Семин признаны лучшими игроками недели в КХЛ >>>
- В вашей карьере было очень много команд. Переходы, переезды. Есть какие-то моменты, которые остаются в памяти? Или чемодан-вокзал-едем дальше?
- Все равно что-то остается. Если вспоминать про тот же Новокузнецк, то даже там можно найти свои плюсы. Я не сидел там сложа руки. Впервые в своей спортивной карьере я поработал со спортивным психологом. Это тоже определенная работа. Причем психолог специализируется по работе с хоккейными вратарями, даже защищал диссертацию именно на эту тему. Все знают, что Новокузнецк славится своими вратарями, и вот этот человек со многими из них поработал. Фамилии называть не буду, но все прекрасно знают, о ком идет речь, они у всех на слуху. Было очень интересно и полезно. Думаю, что это и для меня тоже не пройдет бесследно.
- И что дали эти занятия с психологом?
- Не всегда справлялся со своими эмоциями, поражения очень сильно давили, как следствие ты теряешь уверенность. Мне это точно помогло преодолеть себя, кое-что для себя почерпнул. Психология для вратаря очень важна. Мы с ним по-прежнему на связи, продолжаю заниматься дальше.
В Новокузнецке же познакомился с новыми очень хорошими людьми, общение с ними тоже продолжается. Но все равно порой приходится быстро собирать вещи и уезжать.
- А часто возникает желание уйти из команды? Когда все не так, все не устраивает?
- Из "Торпедо", например, я не хотел уходить. А вот из Новокузнецка ушел с удовольствием. Ну даже не то чтобы с удовольствием, я не пытаюсь кого-то обвинять в том, что у меня не получилось там. Просто так сложилась ситуация с точки зрения продолжения карьеры, что мне было лучше сменить обстановку. И то, что это оказалось "Торпедо", для меня это очень здорово.
- А какие-то еще варианты кроме "Торпедо" сейчас были?
- Несколько вариантов было, правда, не очень конкретных. Скорее, просто разговоры. Но когда я узнал об интересе нижегородцев, то я прямо очень хотел, чтобы этот переход в итоге случился.
- В свое время вы уходили из московского "Динамо" в "Югру". История была достаточно громкая.
- Честно говоря, не знал, куда шел. Но когда пришел, то просто обалдел. От атмосферы в команде, от игры, от доверия тренеров. Мы все были как одно целое, были замечательные отношения в коллективе, с тренерским штабом, с руководством команды. Я там не один сезон провел, вызывался в сборную, дважды попал на Матч звезд.
- Наверняка можно вспомнить про ваши выступления за сборную России. Тем более, что один раз попали туда из "Югры" – в нашем хоккее такое происходит нечасто. Две золотые медали чемпионатов мира, включая памятный Квебек в 2008-м.
- А о том, что возможно вернуться в сборную, не задумываетесь?
- Все знают, как попасть в сборную. Для этого нужно, чтобы в клубе все складывалось удачно. С нынешним главным тренером сборной Олегом Знарком я поработал в свое время в ХК МВД, потом перешел в "Динамо". Я был тогда еще молодой парень, только за год до этого игравший в высшей лиге, а оттуда попал в Квебек, в эту сказку, где стал чемпионом мира. Был горяч, может быть, в чем-то был неправ. Сейчас наверняка повел бы себя по-другому.
А со Знарком мы много беседовали, и остались в абсолютно нормальных отношениях. У меня никакого осадка не осталось. Думаю, что и Олег Валерьевич прекрасно понимает меня. Возможно, когда он был в моем тогдашнем возрасте, то и он не всегда принимал правильные решения.
- За нынешней сборной следите?
- Все матчи, конечно, не смотрю. Но что происходит в сборной, безусловно, знаю. На чемпионатах мира, на Кубке мира. Ни для кого не секрет, что всем всегда хочется побеждать. Тут на Кубке Первого канала проиграли шведам. Не стоит из этого делать трагедии, все-таки не финал Олимпиады. Сборная находится в надежных руках, и нет смысла посыпать голову пеплом после какого-то обидного поражения на Евротуре, как это часто делают. Проигрывать неприятно в любом матче, но не стоит из этого делать какие-то глобальные выводы.
- Карьера игрока не вечна. Уже думали, чем заняться после хоккея?
- Пока нет. Мне еще удается получать удовольствие от каждого дня, проведенного в хоккее, в "Торпедо", в Нижнем Новгороде. О дальнейшем буду думать, когда придет для этого время.