Олимпийская чемпионка Рио в новогоднем интервью корреспонденту "Р-Спорт" Тарасу Барабашу рассказала о прошедшем годе, ставшем самым ярким в карьере, и поделилась мнением о том, без чего невозможны январские праздники, вспомнила свою первую профессиональную ракетку, которую родители подарили ей на Новый год, и поведала о собственном аромате, который теперь может приобрести каждый теннисный болельщик.
- Елена, знаю, что вы начинаете сезон в Брисбене, потом будет Сидней, затем – Australian Open. Скажите, у вас новогодние праздники уже давно ассоциируются с теплыми странами, австралийским летом и парящим солнцем?
- На самом деле все равно у меня Новый год ассоциируется с елками, мандаринами, семейным праздничным столом. Приходится, конечно, встречать его в Австралии, но это не прибавляет ему какой-то особенности. Понимаю, что пока моя профессия такова, приходится так. Но все равно сердцем я всегда в России и в семье на Новый год.
- Как и у вас, у большинства россиян это праздник навевает мысли о снеге, елках, мандаринах. А вы помните свой самый снежный Новый год?
- Так как я выросла в Сочи, точно не могу похвастаться снежным Новым годом. Но какой-то был, мне было лет 10 или 11, у нас выпало очень много снега. Выключился свет даже – порвались провода, не выдержали снега. И был очень веселый Новый год: мы катались на санках, лепили снеговиков. Жители Сочи не избалованы таким снегом. Это был настоящий праздник.
- Помню, в детстве мелькала мысль: что лучше, Новый год или день рождения. У вас такой выбор стоял? Какой из праздников больше нравится?
- Конечно, день рождения в детстве больше нравился: приходили друзья, гости, дарили мне подарки. Новый год тоже был очень долгожданным праздником. Но у меня в семье на самом деле праздником больше было Рождество, а не Новый год. Рождество – особенный, атмосферный праздник, когда все собирались за столом и поздравляли друг друга, ждали подарков под елочкой. Для ребенка это особенный момент, когда знаешь, что тебе под елку положат подарок. На праздничном столе ты его откроешь... это прибавляло чего-то особенного этому празднику.
- У иностранцев Рождество – 24 декабря, а у нас – 7 января. В связи с этим случались ли какие-то недопонимания, разночтения с вашими подругами, друзьями?
- Приходится все время объяснять. Как раз когда в Австралию мы приезжаем, все говорят Merry Christmas, мы в ответ тоже поздравляем с этим праздником, но говорю: "У нас Рождество будет 7 января". Многие до сих пор этого не знают и очень удивляются. Так как мы много путешествуем, то поздравляем с Рождеством и 24 декабря, и 7 января, это особенный праздник.
- Я до переезда из Ташкента занимался теннисом на грунте там и получил как-то на Новый год теннисную ракетку. Вам дарили на Новый год спортивный инвентарь?
- На самом деле да, мне дарили ракетку. По-моему, это была еще Pantera.
- Деревянная?
- Нет, как раз уже графитовая ракетка. Я начинала деревянной, но на Новый год мне подарили Pantera родители. Мне казалось, что это самая красивая ракетка на свете. Я, правда, с трудом ее поднимала. Но играла с огромным удовольствием и была просто переполнена гордостью!
- Такого разнообразия и обилия продуктов на прилавках в 90-е годы не было. А что было неотъемлемым атрибутом из еды на вашем столе тогда и что сейчас обязательно должно быть в Новый год?
- Всегда должны быть салат оливье и селедка под шубой, это традиционный набор. Мандарины. Обязательно холодец. Это достаточно популярное блюдо на Украине. Это те три блюда, которые всегда на столе у нас в Новый год – оливье, селедка под шубой и холодец.
- Вы сами это все готовите?
- Когда я дома, конечно, помогала маме – мне безумно это нравилось, потому что казалось, что готовлю что-то невероятное. А когда потом за столом это кушали, мне было очень приятно, что мы с мамой вместе это готовили.
- Расскажите о вашем аромате. Увидел, что теперь у вас есть свои духи с ароматом теннисного мяча. Кому пришла идея дать понять, что именно аромат мяча превалирует над запахом?
- Это производитель из Америки, в линейке этих ароматов есть множество разных самых необычных запахов, например запах малыша, новорожденного ребенка, запах детской присыпки, голубика... На самом деле в нотках чувствуется этот запах еле уловимый. Это тяжело передать. Основатель этой фирмы очень любит играть в теннис, в свое время хотел создать аромат, который ассоциируется с теннисом. А что это может быть? Конечно, это теннисный мяч. Он пахнет войлоком, резиной и воздухом на теннисном корте, вокруг теннисного корта, когда вокруг много-много ворса от мяча. Запах очень необычный, интересный. Он унисекс: подходит как мальчикам, так и девочкам. Но мое мнение: он больше подходит мальчикам. Для активного, увлеченного молодого человека, который любит серьезные запахи.
- Вы получили в уходящем году награду Золотой дуэт. Расскажите, за счет чего вам удается так гармонично выглядеть в паре с Екатериной Макаровой? Иногда создается впечатление, что вы нашли на корте друг друга. Многим не удается, а вы нашли.
- На самом деле у нас с Катей гармония и на корте, и вне корта. Мы абсолютно с ней разные, но во многих вещах, в том числе профессиональных, в семейных, мы с ней очень похожи. Именно наша игра, мы обсуждали это с ней, Катя - левша, я – правша, это добавляет нашей паре какую-то особенность. Абсолютно разное вращение от нас получается. При подаче, при приеме. Это доставляет неудобства соперниками. Плюс у нас очень хорошая команда. Мой папа, Евгения Александровна Манюкова создают очень правильную атмосферу перед игрой. Во время игры мы получаем очень правильные подсказки. Это командная работа, на корте мы друг другу помогаем, поддерживаем и в какой-то момент кто-то из нас берет инициативу в свои руки. У нас никогда такого не было, чтобы кто-то высказывал недовольство по поводу действий кого-то из нас. У нас не было такого, чтобы кто-то сказал: "Почему ты вот так сыграла?". Абсолютно поддерживаем друг друга, и нет такого, что кто-то тянет одеяло на себя. Наверное, в этом есть какой-то секрет нашего успеха.
- Когда что-то не получается, ударить кулачками друг другу, дать "пять" – это насколько важно для сохранения командного духа?
- Это очень важно. Мы с Катей в последнее время стали это делать гораздо чаще, чем в начале. Мы стали друг друга лучше чувствовать, и я чувствую, когда Катю нужно подбодрить, сказать ей пару слов, что она все делает правильно. И Катя понимает, когда и что мне нужно подсказать. За счет опыта это приходит и за счет того, что мы начали чувствовать себя гораздо лучше.
- Хочу вас поздравить и поблагодарить за то, что вы показали в 2016 году. Еще год назад вы могли себе представить, что этот сезон получится настолько потрясающим? Уимблдон, где вы показали блистательную игру и в одиночке, потом победа на Олимпиаде с Екатериной, а затем триумф в Сингапуре...
- Чтобы настолько красиво, я не думала. Конечно, мечтала и ставила цель выиграть золото Олимпиады, это стояло на первом месте. Мы играем много турниров, и ты ставишь цель на конкретный турнир выступить как можно лучше. Но конкуренция такая в туре... желающих много. И чтобы так сложилось, что покажешь на самых важных турнирах свой лучший теннис – это, конечно, какое-то волшебство. По-другому и не сказать. Все труды, вся работа воздались в этом сезоне. Спасибо вам за поздравления. Это сезон для себя я считаю самым лучшим.