Призер Олимпийских игр Александр Колобнев объявил о завершении карьеры велогонщика. С его разрешения "Р-Спорт" публикует полную версию открытого письма, в котором Александр рассказывает о своем решении, благодарит всех, кто поддерживал его на протяжении карьеры, и вспоминает первые шаги в велоспорте.
Несколько дней назад я ехал по окружной дороге Валенсии на очередную встречу и, следуя указаниям навигатора, поймал себя на мысли, что отмеряю визуально 500 метров - как это делают на финише в гонке. Тут же адреналин в крови, поднялся пульс, я чувствовал каждый удар.
От этого не избавиться. Это физиология, которая сформировалась в течение 20 с лишним лет: отчаянно захотелось вновь вернуться в гонку и снова попытаться финишнуть. Но здравый смысл вернул к реальности: чтобы иметь в финале гонки запас на финиш, нужно долго, упорно, безустанно тренироваться, полностью фокусируясь на цели. Этого несложно достичь в начале карьеры, после 16 лет в "профиках" цель нередко начинает сбиваться...
И вот он момент.
Как сказал мне недавно при случайной встрече Олег Тиньков: "Пора себя готовить к реальной жизни. И чем раньше ты все это осознаешь, тем маневреннее будет переход".
Что есть велоспорт для меня
Чтобы это понять, нужно отмотать пленку на 28 лет назад и вернуться ко мне семилетнему, шагающему от одной спортивной секции к другой, и к 12 годам остановившему свой выбор на той, что определила всю мою дальнейшую жизнь и называлась она - "Велоспорт-шоссе". Именно такая афиша висела в нашей школе.
Биография Александра Колобнева >>>
Она - эта секция - была в сложный переходный возраст, когда я чудом спасся от аварии, где погиб мой старший товарищ... Благодаря сборам и гонкам я снова чудом выбыл из компании сверстников, варивших опиум и "винт" прямо дома (Про лихие 90-е и мое детство можно вообще книгу написать, но об этом как-нибудь в следующий раз.). С этого момента я полностью сосредоточился на спорте.
Моя первая поездка за пределы Нижегородской области - она же первая за пределы России - стала возможной благодаря велоспорту. Велоспорт мотивировал меня на самосовершенствование.
Впервые попав в Италию в 98-м, я понял: эта страна с ее климатом и рельефом - для велоспорта. И по книжке в ускоренном режиме стал учить итальянский, чтобы попасть в клуб San Pellegrino. В период с 1998 по 2002 год - с момента первого старта на чемпионате России среди юниоров и до перехода в профессионалы - произошел самый резкий профессиональный рост в моей карьере. Дальше прогресс шел медленнее: не мог найти серьезной поддержки среди "профиков", а собственного опыта не было. Вообще, профессионалов среди российских гонщиков на тот момент в велоспорте было совсем мало, и к концу 2006 года я был готов завершить едва начавшуюся спортивную карьеру, так как не нашел команду...
Те, кто следил за моими успехами, сильно удивятся этому, ведь лучшая пора в спорте пришлась на период 2007-2010 годов. На момент, когда я уже начинал планировать жизнь вне велоспорта, меня подхватил Бьярн. С его стороны ко мне не было какого-то особого отношения, у него в команде вообще не было особенных гонщиков. Я был одним из 30. Однако безукоризненная и во многом новаторская командная работа сама по себе выявляла, кто есть кто в пелотоне, и расставляла все по своим местам.
Далее был переход - с большими надеждами и ударами, падениями и снова взлетами. Я серьезно окреп как личность благодаря именно тем испытаниям, которые выпали мне в велоспорте. Я должен был адаптироваться сначала к изменениям в личной ситуации, потом к тем, что происходили в велоспорте, а он постоянно развивается. Травмы от падений и неправильно распределенных нагрузок участились и стали более серьезными, а вместе с ними и периоды реабилитации из-за разрывов сухожилий, мышц...
Очень тяжело
Все спортсмены тяжело переживают окончание карьеры. Все. Момент принятия решения неизбежен. Это пытка. Тот, кто говорит, что все это нормальный процесс, безболезненный, с переключением своей жизни, например, только на семью, всё же лукавит.
Как оказалось, все это очень тяжело психологически.
Чувство, что тебя просто заменят более молодые гонщики, для спортсмена, наверное, схоже с чувствами женщины, понимающей, что она уже не столь молода и привлекательна, видя молодых пассий рядом. Разрыв со спортом сравним, наверное, с разрывом с близким человеком. Я не задумывался над всем этим, пока один из физиотерапевтов не сказал, что, оказывается, в спортивной психологии даже есть отдельная область, посвященная этому процессу.
Но, как ни странно, тренируясь и одновременно погружая себя в реализацию нового проекта, мысли об окончании карьеры не накрывают. Вспоминаю, как один раз сказал Йенс Фогт, который закончил карьеру пару лет назад: "Кризис среднего возраста? У меня пока нет времени на него..."
Я рад, что выхожу как спортсмен с энергетическим зарядом выстреленной пули. Суммируя все эмоции и ощущения, могу сказать, что покидая профессиональный спорт, я чувствую огромное желание самореализации в нормальной жизни, где буду использовать свой многолетний опыт и практические знания.
Сергей Иванов: в велоспорте стало меньше душевности >>>
За всю мою долгую карьеру в велоспорте хочу от всей души поблагодарить всех, кто стал моими проводниками в большой спорт: моих первых тренеров Стаса Шлокова, Крупина Евгения и Лукьянова Игоря - за их человеческие старания и за то, что они поддерживали мой интерес к велосипеду в подростковом возрасте;
Я благодарю Латыпова Рината за то, что взял в свою команду и привез в Италию;
Я благодарю итальянских друзей Paolo, Pino, Roby, Rai, Stefano, Giovanni за помощь в первые трудные годы в Италии;
Я благодарю Бьярна Рииса за веру в меня и доверие;
Я благодарю Игоря Макарова за его попытку восстановить российский велоспорт;
Я благодарю Рената Хамидулина за предоставленную возможность войти в одну и ту же воду дважды;
Я благодарю докторов, физиологов, личных тренеров и психологов, которые работали со мной и помогали профессиональным советом;
Я благодарю мою жену Дарью за огромное терпение, понимание;
Я благодарю всех людей, имен которых я не упомянул, но которые всегда в моих теплых и приятных воспоминаниях. Я улыбаюсь вам.