Руководитель команды "КАМАЗ-мастер" Владимир Чагин в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Сергею Смышляеву подвел итоги победного "Дакара"-2017, объяснил, почему нужно относиться с пониманием к изменениям регламента южноамериканского ралли-марафона, а также приоткрыл завесу тайны по ожидаемым срокам готовности нового двигателя.
- Прошло уже несколько дней после завершения "Дакара", эмоции, наверное, уже поостыли?
- Ну, нет, не совсем еще!
- Но осмысление успеха уже пришло же? Дмитрий Сотников по прилету в Москву назвал выступление "КАМАЗ-мастер" "суперреваншем" за прошлый год. Согласны с ним?
Вновь на вершине: Николаев из "КАМАЗ-мастер" стал 2-кратным чемпионом "Дакара" >>>
- Понимаю прекрасно, что если команда 13 раз выигрывает гонку, то от нее ждут самого лучшего результата, и второе место в 2016 году нами всеми было воспринято, как неудача, поражение. Потому что от "КАМАЗ-мастер" все ждут только первого результата. Но вы видите, какая конкуренция. Никто не складывает оружие, все активно готовятся, развивают технику и очень сильно конкурируют. В этом году поначалу мы вообще с трудом удерживались в первой десятке, но потом переломили ход событий в свою сторону. Действительно, можно это назвать реваншем, радость неописуемая! То, как я радовался в этом году на финише, такого не было никогда у меня.
- Даже когда сами побеждали?
- Сейчас, честно скажу, успехам ребят я больше радуюсь. Когда-то, когда я был пилотом, я радовался успехам команды, но, в первую очередь – своим победам, своего экипажа, это естественно для каждого спортсмена. А сейчас я счастлив за команду и тех пятерых пилотов, которым я отдал всего себя, все силы и душу. И когда они побеждают, моя радость кратно больше той, когда я был сам пилотом.
Своих не бросаем
- Два экипажа заняли первые места, но стоит все же и отметить остальные экипажи. Гонщики "КАМАЗ-мастер" часто жертвуют своими результатами ради партнеров по команде, помогая им в сложных ситуациях.
- Да, ребята между экипажами друг другу всегда помогают, у нас есть определенная тактика взаимодействия в нештатных ситуациях, чтобы время правильно использовалось на спецучастках. Да и все российские экипажи, выезжающие на гонку, тоже как одна команда: помогаем друг другу технически как на бивуаках, так и во время прохождения спецучастка. Произошел случай, когда у экипажа Равиля Маганова и Кирилла Шубина случилась проблема с трансмиссией на их багги, казалось, что все, гонка остановлена, но мы своих не бросаем! Экипаж Антона Шибалова зацепил ребят, дотащил на тросе до финиша, и они смогли продолжить гонку на следующий день. Потеряли не так много времени, в этом и "Дакар" – в силе мужских взаимоотношений, спортивной взаимопомощи.
- Насколько возвращение ралли-рейда "Шелковый путь" в 2016 году помогло подготовке к "Дакару"? Полноценный марафон такого уровня все же лучше, чем непродолжительные гонки по ходу сезона?
- Конечно же, "Шелковый путь" в прошлом году дал очень хороший опыт и экипажам нашей команды, и всем остальным участникам. Гонка была действительно сложнейшая, трансконтинентальная. Она многих участников подняла в уровне. То, какие они были на старте в Москве, и какие были на финише в Пекине, сравните. Этот марафон придал спортсменам уверенности. Поэтому "Дакар" и Африку гораздо легче прошли ребята.
- Действительно ли организаторы "Дакара" переняли опыт "Шелкового пути" по прокладке трассы, вернувшись к бездорожью и сложным спецучасткам?
- Думаю, что да. Помним, какой "Дакар" был в прошлом году: очень много извилистых, но ровных трасс. Можно сказать, была паркетная гонка. После того, как пилоты прошли "Шелковый путь", и какие эмоции были на финише в Пекине, это, конечно, дало поводам организаторам "Дакара" пересмотреть концепцию гонки, ввести больше бездорожья, что всем понравилось, ведь по-настоящему проявляются возможности автомобиля и экипажа.
К регламенту - с пониманием
- По ходу самого "Дакара" много было разговоров о том, что изменения регламента направлены именно против "КАМАЗ-мастер", еще летом звучали слова про чуть ли не диверсию. Действительно ли это так?
- Организаторов можно, с одной стороны, понять. Можно взглянуть на другие виды автоспорта, на ту же "Формулу-1". Когда системно побеждал "Феррари", это заботило организаторов, ведь нужна борьба и конкуренция. Поэтому меняли регламент на такой, который неудобен будет "Феррари". Потом "Ред Булл" с Феттелем четыре года подряд выигрывал - при помощи изменений регламента сменился лидер. А сейчас "Мерседес". И организаторов заботит, чтобы было больше борьбы, так же ведут себя организаторы и на "Дакаре", вводя изменения, которые цепляют, в первую очередь, "КАМАЗ". Это видно, что тут говорить.
Тот же двигатель 13 литров – у Iveco, MAN, Renault, Tatra, Scania. А у кого больше 13 литров? У "КАМАЗа" (смеется) - 16,2 литра. Раньше не было вообще никаких ограничений по объему мотора, у нас в свое время был даже 25-литровый двигатель ТМЗ, а затем установили планку в 16,5. Это ведь тоже было нацелено на то, чтобы прижать "КАМАЗ-мастер". Что тут скажешь. Будем готовить технику строго в рамках регламента, сейчас находим возможности для подготовки двигателя объемом до 13 литров, и как эта работа будет завершена, можно будет говорить, что продолжаем выступление на "Дакаре". Без этого мотора на "Дакар"-2019 поехать не сможем.
- А на 2018-й год какие планы?
- На "Дакаре"-2018 мы уже планируем частичное использование мотора 13 литров, чтобы его проверить, опробовать. Будут и Liebherr 16,2 литра, которые у нас сегодня. Ориентируемся, что на одной-двух машинах будет стоять 13-литровый, должен быть ступенчатый переход.
- Как я понимаю, работа над новым двигателем велась уже и в прошлом году. А сколько нужно времени, чтобы создать его с нуля?
- Сложно сказать точно. При самых оптимистичных прогнозах – от полутора до трех лет. Первый этап – получить мотор, который на стенде будет показывать необходимые параметры по мощности, по крутящему моменту. А второй немаловажный вопрос – это надежность. Он может выдавать нужные параметры, а потом встать на третий день гонки. Ни одна деталь не должна отказать, все должно быть проверено и четко отлажено во время испытаний и тестирований на бездорожье. Нужно выезжать всем специалистам и техническому сопровождению в реальные условия: на бездорожье в Марокко, в Казахстан, на высокогорье. Это все немалые затраты и очень большая системная работа.
Эффективные инвестиции
- На какой стадии сейчас этот проект?
- Работа ведется, планируем уже на "Шелковом пути" попробовать один новый двигатель, а в идеале, если все получится, уже и на чемпионате России в апреле. Не буду пока забегать вперед, но ориентиры такие.
- Возвращаясь к теме экономики. Генеральный спонсор команды "КАМАЗ-мастер" увеличил финансовые вливания, в данной ситуации это же приходится как нельзя кстати?
- Да. Банком ВТБ было удвоено финансирование, это очень большая помощь. Мы очень рады, что партнеры остаются с нами, многие нашли возможность даже увеличить поддержку, кто на 2%, кто на 3%, кто на 5%, но, тем не менее, этот шаг был сделан, это здорово. Пришли и новые партнеры, это говорит о том, что инвестиции в команду эффективны. Это еще и развитие, и движение вперед нашего автопрома. Видим, что и болельщики заинтересованы, значит, мы на правильном пути, поэтому участие в "Дакаре", Africa Eco Race и "Шелковом пути" ценно и необходимо.
Но есть оперативная составляющая, то есть участие в соревнованиях, сборы, деятельность команды, но нужно же еще смотреть в завтрашний день. Должно быть развитие, улучшение автомобиля, а тут нужно многое пробовать. И это не только про двигатель, но и про коробку передач, например. Сейчас вот стоим на пороге внедрения автоматической, полуавтоматической коробки передач. Такая коробка установлена на Renault, и это очень успешный вариант. Автопром на месте не стоит, это большая системная работа.
- То есть надо всегда смотреть на шаг вперед?
- Именно.