Фигурист Максим Ковтун в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Еленой Дьячковой рассказал о том, что случилось бы, если бы он не попал в тройку лучших на чемпионате России в Челябинске и не вошел в число участников чемпионата Европы в Остраве, о работе с тренером Инной Гончаренко, а также о причинах своих частых срывов на соревнованиях.
- На чемпионате России в Челябинске вы смогли войти в тройку призеров и обеспечить себе участие в чемпионате Европы, несмотря на неудачу в первый день соревнований.
- Я очень рад, что все-таки собрался на второй день. Не рассчитывал на какие-то места, не думал ни о чем, откатался в свое удовольствие, и получилось так, как получилось. Был такой момент, что я только после произвольной программы понял, что если бы не попал в тройку призеров, не сделал бы очень большое усилие над собой, а ведь кататься после провального первого дня гораздо сложнее, то не отобрался бы на чемпионат Европы. Слава богу, отобрался! Чемпионаты Европы и мира – как раз те самые главные старты, на которых можно все доказать. Все могло сложиться совсем иначе, поэтому я был рад. Смог со спокойной душой немного отдохнуть, а потом продолжил заниматься преодолением себя. Хочу уже начать чисто катать две программы, чтобы не было ошибок. Хочу почувствовать этот запах настоящей борьбы, когда борешься с мировыми лидерами, которых раньше обыгрывал. Не буду сдаваться, буду возвращаться на прежний уровень!
- И продолжите работать с психологом?
- Да. Это очень тяжелая работа, как оказалась, но она все равно приносит свои плоды. В Челябинске я был абсолютно вменяемым, адекватно воспринимал ситуацию, видел все, а раньше это не всегда получалось. Но в короткой программе у меня было сильное желание показать себя, и оно меня немного перекрыло. Надо было его немного усмирить и просто делать свою работу, а не пытаться что-то кому-то доказать.
Найдет ли Липницкая новое красное пальто? >>>
- Если бы пролетели мимо главных стартов, для вас это стало бы трагедией?
- Для меня да. Я бы, наверное, долгое время не мог бы даже это осознать. Но все случилось так, как случилось, и это знак свыше, что надо бороться и идти до конца.
- У вас уже не раз были случаи, когда после неудачи в короткой программе в произвольной вы как будто освобождались и…
- Я весь сезон так катаюсь.
- Значит, все проблемы только в голове?
- Значит, все только в голове. Я три сезона срываю соревнования. Естественно, у меня уже срабатывает некий автомат на ошибки. Его надо убрать. Это дико сложная работа, но мы ее делаем. У меня теперь совершенно другая система тренировок, к которой тоже надо было привыкнуть. Сейчас я тренируюсь гораздо больше. Но эти моменты в голове… Они со временем должны уйти, и мы ведем над этим работу.
- Чемпионат мира для вас все равно остается целью, несмотря на то, что на чемпионат Европы вы едете только третьим номером?
- А третьим номером мне даже легче будет! Я все время везде ездил первым. Я – лидер сборной России с 2013 года, с меня все постоянно требовали. Сейчас я первый раз выдохнул. Пусть другие ребята почувствуют, что это такое, а я буду кататься и делать свою работу. Мне гораздо интереснее себя преодолеть и начать собирать программы.
Новый чемпион: Михаил Коляда стал победителем чемпионата России по фигурному катанию. Фото >>>
- Комментарии в интернете не читаете?
- Читаю. Но плохого очень мало пишут. Бывают плохие комментарии, но их пишут в основном неадекватные люди. Иногда они даже создают "левую" страницу, чтобы просто написать какую-нибудь гадость. Эти люди как-то хотят зацепить, а мы, фигуристы, ржем над их комментариями, прикалываемся. Каждый еще покажет друг другу: "Смотри, что мне написали!" А они думают, что мы в слезах, переживаем. Реально переживаешь, когда тебе что-то говорят люди, которые действительно чего-то стоят, важны для тебя. И то это всегда адекватная критика. Я читаю только хорошие комментарии. У меня куча болельщиков, которые не отворачиваются от меня, понимают, что у меня сейчас переходный период. Они ждут, когда я выйду на прежний уровень.
- Не могу не спросить про работу с Инной Германовной Гончаренко, которая известна как довольно требовательный тренер.
- Это правда. Но в то же время, знаете, за что я ее люблю? Она не "показушница". Ей плевать на людей, которые делают ей за спиной какие-то гадости. Она не хочет казаться хорошей для кого-то. Для своих людей она самый добрый человек, который все отдаст за своих близких. На людей, которые ей не нравятся, она просто не обращает внимания. Она не лицемерит, и мне это нравится, потому что я терпеть не могу лицемерия. А у нас в мире фигурного катания частенько встречаются лицемерные люди, причем не только спортсмены, но и тренеры. Но Инна Германовна – очень прямой человек, она реально говорит то, что думает. Она – одна из тех людей, к чьему мнению я прислушиваюсь всегда.
- Вы в том году говорили, что находитесь в своем оптимальном весе, но в этом сезоне есть ощущение, что вы очень сильно похудели.
- Я похудел на пять килограмм от моего прежнего боевого веса. Был 73 кг, а сейчас 68. Я сделал это целенаправленно, но я не похудел, а подсушился, жир убрал. Сушился постоянно и сушусь, слежу за питанием и режимом. Но особо не напрягаюсь в этом плане, у меня нет никаких диет. Я ем мясо и овощи, соблюдаю режим и постоянно тренируюсь с Инной Германовной – конечно, тут похудеешь, еще как (смеется)! Держу вес нормально.
- Стало легче прыгать?
- Да, на тренировках сейчас я катаю в сто раз больше. Но волнение от веса не зависит, с ним надо справляться. Вот, к примеру, когда я катал показательный номер в Челябинске, никаких разминок же не было, а прыгать, кататься красиво и с настроением надо. И я в свое удовольствие откатался, так "кайфанул"! Ко мне ребята даже подходили, хвалили, Никита Кацалапов сказал: "Классный номер! Катаешься раскованно!" Очень приятно было такое слышать. Я потихонечку ловлю эти ощущения и привыкаю к ним, иначе себя чувствую на льду.
- Следующий сезон – олимпийский, и речь сейчас идет уже о попадании на Олимпиаду?
- Я всегда себе в этом отдавал отчет – даже в самом начале сезона. Но так уж вышло, что пока проблемы, которые существовали, а сейчас потихоньку исчезают, все равно выходят для меня на первый план. Надо от них избавляться, чтобы в нужный момент карьеры выйти на пик.