Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков в интервью агентству "Р-Спорт" подвел итоги деятельности организации в 2016 году, который, по его признанию, был непростым в финансовом отношении, оценил отношения между ОКР и Международным олимпийским комитетом (МОК), озвучил главные задачи на 2017 год и признал, что России нужно увеличивать представительство в международных организациях.
- Александр Дмитриевич, что стало главным достижением этого олимпийского цикла для ОКР?
- Главным достижением для ОКР, я думаю, стала успешная реализация нашей программы содействия подготовке наших спортсменов к Играм в Рио-де-Жанейро, которая была направлена главным образом на создание дополнительного ресурса спортивным федерациям и сборным командам России для достижения наилучших результатов.
Были применены и инновационные методы. Федеральный научный центр ВНИИФК (Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта) вместе с инновационным центром ОКР занимался разработкой и созданием проекта "Адаптация". Полное его название: "Изучение особенностей хронобиологической и климатогеографической адаптации высококвалифицированных спортсменов к условиям Рио-де-Жанейро с учетом особенностей видов спорта".
Мы полностью взяли на себя финансирование выездов и работы комплексных научных групп в Рио с участием спортсменов, тренеров и привлеченных научных работников. В итоге был накоплен и систематизирован, по сути, бесценный опыт подготовки к соревнованиям, проводимым в непривычных для российских спортсменов условиях южноамериканского континента, а также опробованы олимпийские спортивные объекты в Рио-де-Жанейро. Что, безусловно, помогло нашей команде успешно выступить на Играх.
Второе. В этом цикле мы активно развивали наши программы, связанные с массовым спортом, и получили очень хорошие результаты. Это и "Олимпийская страна", и "Олимпийский патруль", и "Олимпийские перемены", и "Олимпийские уроки". За последние два года эти проекты вышли на принципиально новый уровень. И плюс проведение Олимпийских дней – как летнего, так и зимнего – привлекает все больше и больше участников по всей стране. По сути, оба этих мероприятия сейчас имеют статус общероссийских. И для нас это тоже очень важно.
- Если бы вам предложили выбрать топ-5 главных событий в спорте в 2016 году, какие из них вошли бы в этот мини-рейтинг?
- Ну, очевидно, это Олимпийские летние игры в Рио-де-Жанейро, чемпионат Европы по футболу, зимние юношеские Олимпийские игры. И, конечно, чемпионат мира по хоккею, который проходил у нас в стране, и осенний хоккейный Кубок мира.
- Это четырехлетие, кроме прочего, было непростым в финансовом плане. Насколько тяжело далось решение этих проблем, и какие моменты в этом плане будут учтены в следующем цикле?
- Для ОКР 2016 год был действительно очень тяжелым в финансовом плане. Вы знаете, что у нас зависли денежные средства во "Внешпромбанке". К тому же заканчивались действовавшие спонсорские договоры. Поэтому было предпринято очень много усилий для привлечения новых партнеров. Переговорный процесс был достаточно плодотворным. ОКР начал сотрудничество с такими компаниями, как "Норильский никель", НПФ "Будущее", с благотворительным фондом "Искусство, наука и спорт" Алишера Усманова. Во многом благодаря им удалось решить в оперативном порядке многие финансовые вопросы. Теперь перед нами стоит задача еще активнее работать с нашими спонсорами и партнерами, продолжать реализацию всех наших существующих проектов и программ, продвигать бренд "Команда России", развивать национальную версию Олимпийского канала в тесном сотрудничестве с Международным олимпийским комитетом. Плюс ОКР является учредителем Российского международного олимпийского университета в Сочи, и здесь мы также планируем расширять нашу деятельность, это очень важное и перспективное направление, в том числе с точки зрения международного сотрудничества.
- Планируется ли продление контракта с "Газпромом"?
- Будем работать над этим. Нынешний контракт у нас действует до следующего года и рассчитан на поддержку программ содействия подготовке наших спортсменов к Играм в Рио и Пхенчхане. Надеюсь, в ближайшем будущем приступим к переговорам о продлении договора. "Газпром" - наш давний и надежный стратегический партнер.
- Как встретил Новый год президент ОКР? Есть какие-то традиции?
- Главная традиция одна. Новый год – семейный праздник. Именно так, в кругу семьи, у меня прошла встреча 2017-го.
- Какой новый опыт лично вам принес минувший год?
- 2016-й прошел под знаком очень серьезных проблем, связанных с допингом. Вы знаете, сколько было разных комиссий, докладов, с какими ситуациями нам приходилось постоянно сталкиваться, в том числе перед Олимпийскими играми. Конечно же, нам необходимо увеличивать представительство России в антидопинговых структурах и руководящих органах международных федераций и организаций.
- С кем запланированы первые рабочие встречи в 2017 году?
- В первую очередь это встречи с представителями Международного олимпийского комитета.
- У ОКР появился первый вице-президент. Давно ли назревало это решение и что привносит в работу организации Станислав Поздняков?
- Да, действительно было принято решение не только ввести должность первого вице-президента, но и создать специальный орган - бюро исполкома ОКР, который будет заниматься решением многих важных вопросов, связанных с оперативной деятельностью олимпийского комитета, в том числе финансового плана. Первый вице-президент работает на постоянной основе, у него широкий круг полномочий и обязанностей. Очень надеемся, что работа Станислава Алексеевича на этом посту принесет большую пользу олимпийскому движению.
- Насколько важно привлекать к работе в руководство российского спорта таких личностей, как Поздняков, Елена Исинбаева?
- Думаю, что участие выдающихся спортсменов в руководстве олимпийским движением в значительной степени добавляет деятельности ОКР авторитета, в том числе в глазах международных и российских структур. Кроме того, они состоявшиеся личности, компетентные и глубоко понимающие проблемы спорта и как бывшие атлеты, и как общественные деятели.
- Если бы понадобился всего один эпитет, чтоб охарактеризовать отношение МОК к ОКР, какой бы был ближе всего к реальности?
- Конструктивные.
- Поедете ли вы на тестовые соревнования в Пхенчхан? Есть ли вообще такие планы?
- Не знаю, поеду ли я лично, но могу с полной уверенностью сказать, что делегации от Олимпийского комитета России регулярно посещают столицу следующих белых игр. В том числе и в рамках программы содействия подготовке наших спортсменов, аналогичной той, что была реализована к Играм в Рио. Наши представители обязательно будут присутствовать на тестовых соревнованиях.
- Ближайшие планы координационной комиссии МОК по Играм 2022 года в Пекине, которую вы возглавляете?
- В этом году в конце февраля запланировано заседание комиссии, активно работает организационный комитет, с которым мы взаимодействуем в плановом режиме. Работа, к слову, насколько интересная, с учетом того, что зимние Игры проводит город, который совсем недавно принимал Игры летние, настолько и важная с точки зрения реализации тех рекомендаций, которые легли в основу "Стратегии МОК 2020". В целом весь проект у Пекина очень любопытный.
- В 2017 году что будет главной задачей в работе ОКР и вашей работе как президента организации?
- Главным, я думаю, будет взаимодействие с Международным олимпийским комитетом и нормализация отношений с международными структурами в целом в сфере антидопинговой деятельности. Нам необходимо восстанавливать российскую антидопинговую систему. И, конечно, подготовка российских спортсменов к Играм в Пхенчхане также будет на первом плане.