Российская фигуристка Мария Сотскова в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Еленой Дьячковой поделилась мнением о выступлении на чемпионате Европы в Остраве, на котором она заняла четвертое место, о своем дебютном сезоне на взрослом уровне, а также о том, почему она больше не читает комментарии болельщиков в интернете.
- Вчера сразу после выступления в произвольной программе вы сказали, что пока не понимаете, что с вами случилось. Прошла ночь, вы наверняка думали о причинах, возможно, обсудили прокат с тренером?
- С тренером не общалась еще, она уже уехала в Москву. А я всю ночь провела в раздумьях, как всегда. Наверное, сказались волнение и чрезмерное желание, потому что я очень хотела показать хороший результат. А как известно, когда сильно хочешь, случаются такие вот "обломы". Но ничего, переступим и пойдем дальше!
Фигуристка Мария Сотскова: маленькой девонькой я не была никогда >>>
- Но четвертое место, учитывая ваш статус дебютантки и юный возраст, не такой плохой результат?
- Плохим я его не назову, но что я довольна этим результатом, сказать не могу, потому что надежды и цели были другими, но они не оправдались.
- Вы долго переживаете после неудач?
- Пока я здесь, наверное, буду переживать, потому что сейчас нет никакой возможности ни исправить, ни доработать что-то, а когда приеду домой, все забудется, и я буду продолжать тренироваться, работать над ошибками. Все забудется и будет неважно.
Все изменилось кардинально
- Все изменилось кардинально. Сезон можно считать хорошим, потому что всю первую половину я провела очень достойно. Я отобралась в Финал Гран-при, и это уже была победа для меня как для дебютантки. Хотя, конечно, некоторые дебютанты в прошлом сезоне выигрывали все, но у всех разный путь, разные судьбы. Я собой довольна, и результаты были хорошие.
- Каким было начало вашей работы с Еленой Германовной?
Российская фигуристка Сотскова должна ехать на чемпионат мира в Хельсинки - Кудрявцев >>>
- Решение о переходе было очень тяжелым. Мне было сложно принять и смириться с тем, что да, действительно нужно идти дальше. Но все что ни делается, все к лучшему. Я ни разу не пожалела об этом решении. Я работаю и пытаюсь идти дальше.
- Был момент притирки?
- Когда я только пришла, мне сразу создали такую комфортную атмосферу. У Елены Германовны очень большая команда: хореографы, постановщики, скользисты. И все эти люди как-то сразу окружили меня заботой и работой, что у меня даже было ощущение, что я и не меняла тренера. Атмосфера была такая, как будто мы уже много лет работаем вместе. Не было такого, чтобы на меня не обращали внимания. Мы сразу взялись за работу и продолжаем до сих пор. И, судя по результатам, работа эта идет хорошо. Я все равно довольна результатом чемпионата Европы. Хоть произвольная программа и была плохой, но короткую я откатала очень достойно.
- Мне кажется, что вы очень серьезная, такая "отличница" в хорошем смысле этого слова.
- Я – перфекционист, привыкла, что если я что-то делаю, это должно быть идеально исполнено. Если есть какие-то ошибки или помарки, для меня это уже большой удар. Вчера ошибок случилось много, причем досадных и непонятных.
- Я упала с первого же прыжка, причем довольно хорошо исполненного. Для меня это был шок! В первую секунду ты не понимаешь, что происходит. Тем более, я катала первой, сразу же после разминки, и нельзя сказать, что я "перегорела". Но еще целая программа была впереди, и мне пришлось очень быстро переключиться, забыть это и ехать дальше. Но, видимо, не получилось, потому что последовал еще ряд ошибок.
На взрослых соревнованиях ты - один
- Есть все же разница между юниорским уровнем, где тоже очень серьезная борьба в женском одиночном катании, и взрослым?
- Нет. Соревнования все одни и те же, просто называются по-разному и позиционируют их по-разному. Про юниорские соревнования говорят: "Ну, кто помнит этих юниоров?" Хотя, как мне кажется, все знают, кто выиграл в том году чемпионат мира среди юниоров, Финал Гран-при. Все равно, это такой же вид просто среди младших спортсменов. На самом деле юниоры делают на порядок сильнее элементы даже, юниорское катание сейчас очень сильное! Ничем соревнования не отличаются: тот же лед, так же выходишь, те же шесть минут разминки и катаешь свою программу. И не важно, кто вокруг тебя, потому что когда ты на соревнованиях, ты думаешь только о себе, и не имеет значение, кто вокруг тебя – 13-летние дети или 20-летние сформировавшиеся девушки. Ты нацелен только на результат!
Похулиганила на классе: сколько жить мировым рекордам Евгении Медведевой? >>>
- Да, здесь хорошая атмосфера, потому что вне льда мы все хорошо общаемся, нет никакой конкуренции, она просыпается только на льду. Но я отметила для себя, что когда я ездила по юниорам, там все больше было командой – мы приезжали все вместе, уезжали тоже, были все время вместе. А на взрослых соревнованиях сразу чувствуется, что это индивидуальный вид спорта, и что ты сам за себя. На юниорских соревнованиях расписание плотнее, ты постоянно со всеми видишься, а здесь – то ли мне не до этого уже сейчас, потому что атмосфера более напряженная, но сразу ощущаешь, что этот вид спорта такой совсем индивидуальный-индивидуальный! Чувствуется, что ты – один. Ты выходишь на лед один, ты везде один. Напряжения больше, конечно.
- Вы вышли на взрослый уровень, когда впереди Олимпиада, но до нее еще есть время. Олимпийские игры являются целью?
- Как у любого спортсмена. Но я не могу сказать, что вышла на взрослый уровень в подходящий момент. За год до Олимпиады все готовятся, все очень сильные и стабильные, конкуренция высокая. Вот в год после Олимпиады половина спортсменов уходит, кто-то берет тайм-аут, и как-то поспокойнее. Да и конкуренции меньше, хотя сильных соперников всегда хватает. А сейчас все на пике формы, поэтому пробиться очень тяжело.
В школе в этом году не была ни разу
- Вы же учитесь в школе? Часто там появляетесь?
- Уже знаете, куда будете поступать?
- Думаю, вариантов не очень много. Надо поступать в спортивный институт, а иначе нужно же ходить и учиться, а возможности такой нет. А после окончания карьеры я хочу получить еще второе высшее образование, но пока надо получить хотя бы первое.
- А свободное время после тренировок остается?
- Да, я стараюсь с семьей и друзьями время проводить, мы ходим в театр, музей, кино или просто гуляем. Единственный свой выходной – воскресенье – я стараюсь провести с приятными мне людьми, чтобы действительно отдохнуть и выйти в понедельник на тренировку с новыми силами.
Мама - мой бессменный дизайнер
- Ваша мама входит в вашу команду, она делает вам очень красивые костюмы. Так с детства повелось?
- На следующий сезон она снова будет делать вам костюмы?
- Наверное, да, она – мой бессменный дизайнер. На мои платья действительно обращают внимание, хотя в начале этого сезона были некоторые проблемы. Я бы сказала, что все это предрассудки, и мне все это очень не понравилось. Когда я вышла в своих костюмах на первый старт в Братиславе, посыпалась куча негатива: "Вот когда Сотскова была у Светланы Владимировны Пановой, костюмы у нее, конечно, были лучше!" Но с изменением тренера мама же моя не поменялась, она все так же шьет мне такие же костюмы как и раньше. Может, люди думают, что Светлана Владимировна мне шила эти платья? Они те же, идеи мамины, а людям, видимо, просто удобно так думать. Мне нравятся мои платья, мой вкус. Конечно, важно, прислушиваться к мнению людей по поводу костюмов, программ, но когда диванные эксперты, которые не имеют никакого отношения к спорту, не знают, как это тяжело, как непросто моей маме придумывать эти платья, сидят дома на диване и начинают это комментировать, сами ничего не достигнув в жизни…
В начале сезона было много негатива
- Да, в начале сезона мне было интересно узнать, что думают люди. Тем более, я поменяла тренера, у меня новый стиль программ, новые платья, в конце концов. Мне действительно важно было узнать, как люди реагируют. Это же зрители, ради которых мы это все тоже делаем. И когда все посыпалось, мне было очень неприятно, и я просто не понимала, что это. Все начали писать, что я похожа на Аделину Сотникову или Аню Погорилую, что у меня исчез мой стиль! Но это неправда, потому что стиль у каждого свой, и я никак не могу быть похожа на Аделину или Аню, потому что я – Маша! И все это привязывали к тому, что я поменяла тренера. Но я свои решения ни с кем обсуждать не собиралась. Приняла решение, что я не буду это читать, потому что мне это неприятно – зачем портить свои нервы? Отвечать я никогда не буду, потому что вступать в конфликт с людьми и приобретать репутацию скандальной девушки мне не хочется. Люди пишут, это их на совести, они имеют право на собственное мнение. Но я это мнение читать не буду.
- Но вам, наверное, приходилось читать и высказывания о том, что вы такая высокая по сравнению с другими фигуристками?
- Я очень резко выросла. Получила как раз травму, это был мой первый юниорский сезон перед чемпионатом мира, полтора месяца вообще не каталась, даже больше. А потом я вышла на лед, плюс 12 сантиметров, если не больше. Был еще небольшой страх за колено. Я вообще никак не могла войти в прыжок, не представляла, как это буду делать. Тогда у меня даже были мысли о том, что, может, стоит попробовать себя в танцах, потому что собрать элементы было нереально. Но спасибо огромное Светлане Владимировне Пановой, потому что она вселила в меня уверенность, что я могу, что рост – не проблема, что надо просто дать больше физической нагрузки, чтобы мое тело привыкло к этому росту. Она очень долго и терпеливо со мной занималась.
- Будет он у всех (смеется). Не бывает такой волшебной девочки, у которой нет пубертата. Все через него проходят – кто-то раньше, а кто-то позже. Тут уже проблема в том, сможет ли девочка себя настроить, перестроить и заставить. Надо, наверное, закрыть рот и перестать есть, а иначе ты будешь пухнуть и не будешь кататься. Надо уже приоритеты расставлять – хочешь ты кататься или есть.
- Чемпионат мира впереди. Думаю, вы примете в нем участие.
- Я тоже на это надеюсь.
- Это еще один шанс показать себя?
- Да. Если мне он представится, на этот раз постараюсь его не упустить, откатать чисто обе программы и показать свой максимальный уровень. Но если нет, придется принять это тоже как должное, будем тогда работать на следующий сезон, чтобы все было уже хорошо. Но сначала, надеюсь, удастся побороться в Хельсинки!