Руководитель физического воспитания Майкопского СУВУ (специального учебно-воспитательного учреждения для подростков с общественно опасным поведением) Адам Кошко и его воспитанники рассказали корреспонденту агентства "Р-Спорт" Артему Калинину, как в училище была выстроена система футбольных тренировок, как благодаря спорту удалось отучить детей от вредных привычек и плохого поведения, а также поделились историями собственных футбольных карьер.
Самой большой любовью детей, обучающихся в Майкопском СУВУ, является футбол. Тренируют детей в училище Адам Кошко и два его сына - старший Юнус и младший Рустем. История того, как все они начали работать в СУВУ, заслуживает отдельного рассказа. Ну а судьба Адама Хазретовича и подавно. Воспитанник краснодарской "Кубани", он мог оказаться в ташкентском "Пахтакоре" и выступать в высшей союзной лиге, однако остался в регионе. Впрочем, обо всем расскажет сам тренер.
После авиакатастрофы, в которой в 1979 году погибли футболисты "Пахтакора", меня в числе других приглашали в команду. "Пахтакор" был на три года защищен от вылета из Высшей лиги СССР, туда набирали добровольцев из "Кубани" и многих других клубов. Но мать сказала: "Куда ты поедешь? Зачем?". В общем, на семейном совете решили, что в Ташкент ехать не стоит. Такой вот был у меня шанс, но я его не использовал.
- Как вы оказались в училище?
- Работал в спортшколе. Там стал пересекаться с директором СУВУ Асланом Туркубиевичем Хутом. Он сказал, что у него много ребят, надо их чем-то увлечь, завлечь. Я пообещал прийти посмотреть. Мои собственные дети, конечно, говорили: "Куда ты идешь? С кем ты там будешь работать? Там одни преступники". Но в 2011 году я пришел в училище.
Старший сын Адама Хазретовича Юнус воспитывался в детской школе "Дружбы", потом выступал в первенстве Краснодарского края и во втором дивизионе российского чемпионата. Травмы не позволили ему продолжать выступления на более высоком уровне, вследствие чего Юнус вернулся в регион, вновь начав играть в краевых турнирах. Впрочем, вскоре карьеру футболиста пришлось завершить, и молодой человек по совету отца попробовал свои силы в судействе. На этом поприще Юнус уже добился того же результата, что был у него как у игрока - работы в матчах второго дивизиона.
- В первое время была настороженность относительно работы в СУВУ, - говорит Рустем. - Город у нас маленький, мы знали, что там за дети, какая там ситуация. Но после того как отец несколько дней поработал там, объяснил нам, что как ты к детям относишься, так и они отвечают. Ну а спустя год отец нам сказал, что нужна помощь, что нужно работать серьезно. Мы сели семьей, обсудили. Он рассказал нам свое видение будущей работы, той системы, которую необходимо выстроить в СУВУ. Так и мы один за другим пришли в училище. Сейчас Адам Хазретович руководит всем физвоспитанием, а мы проводим занятия по футболу. Но составленные тренировочные планы утверждаем у отца.
- Адам Хазретович, у вас, получается, и на работе, и дома разговоры об одном и том же?
- Многое зависит от семьи. Мы друг другу не надоедаем. Отработали шесть часов в училище, домой пришли, сели за стол и снова об этом же разговариваем. Кто из мальчишек прибавил, кого надо подтянуть. И это хорошо - три пары глаз лучше одной. Так мы видим ситуацию со всех сторон. А на утро за завтраком... Тут у нас сейчас есть еще одна тема - обсуждаем внука (сына Рустема).
- Работы много?
- Много, ведь детей много. А когда я начал выстраивать систему подготовки, работы стало еще больше. Когда находишь с детьми общий язык, свой характер и бойцовские качества они проявляют ого-го как! Если ты пользуешься их уважением, они сделают все для тебя. В играх порой другие тренеры на своих воспитанников орут-кричат. Мои потом подбегают ко мне и говорят: "Адам Хазретович, вот я бы никогда к такому тренеру не пошел".
- Насколько сильно то, что мы видим сейчас в училище, отличается от первоначальной ситуации?
- А как вы подняли эту планку?
- Игрой. На тренировках делал упражнения, которые они сделать не могли. Обыгрывал их с мячом, а они не могли его отобрать. Вот так, своим примером... Видимо, какое-то уважение у них ко мне появилось. И сейчас периодически когда чувствую, что ребята немножко зазнались, выиграв пару матчей, приглашаю к нам на спарринг воспитанников спортшколы из Майкопа. Мои получат свои 15-20 голов, головенки повесят, носом шмыгают, но на следующих тренировках пашут только так...
- Искоренить "смотрящих" и "понятия" удалось быстро?
- Если раньше они рвались к такому, сейчас уже нет. Лидеры есть, но в хорошем смысле - те, кто подает пример. Ребята на сцену выходят, в сценках участвуют. Раньше такого не было - стеснялись, еще что-то было. Были, как говорится, "опущенные" - те, кому другие на тренировках руки не подавали. Буквально через полгода уже все это я прекратил. Когда начал объяснять, что футбол - это командная игра, что если мы выезжаем куда-то, мы сидим все вместе, едим и пьем вместе, что мы одна семья. А потом смотришь: тот, который к другому подходить-то не должен, извиняется, если был неправ, руку подает, помогая встать с поля...
- Откуда у детей такие наклонности?
- Что еще кроме тюремных "понятий" удалось искоренить? Вредные привычки, мат...
- У меня одно правило: кто-то ругнулся - все по кругу побежали. Нужно понимать, что сегодня ты "накосячил", а завтра другой может. Вот чтобы этого не было, так делаем. Но теперь мат - это очень большая редкость. Самое же главное, что они перестали курить. Это очень большое достижение. Те, кто играет, не курят. Объясняю, что это вредно. Тяжело, но мы начали работать. Поначалу многие курили - три-четыре раза тренировку останавливали для перекуров. Сейчас нагрузки другие. Ребята курить бросили - быстрее форму набирают.
- Тем не менее за проступки как-то ребят наказываете?
- Для них самое страшное наказание - когда воспитатели нам на них пожалуются. Это означает пропуск тренировки. На недельку мальчишки могут быть отстранены, пока не исправятся. Потом преподаватель говорит, что вот такой-то исправился, и мы начинаем допускать их. В таком учреждении мы все вместе должны решать воспитательные задачи. Если меня ребята будут слушать, а у других - вести себя плохо, это неправильно.
- Как удается достучаться до ребят? Ведь сюда они, наверняка, приезжают испуганными и замкнутыми.
- Зачем?
- Просто поговорить. Тот же футбол обсудить, который вчера смотрели по телевизору. Говорим о тренировках, они своими рапортичками хвалятся, просятся на уроки.
- Поездки на футбольные соревнования у вас, видимо, самая большая награда?
- Во время таких выездов ты показываешь им другую сторону жизни. Объясняешь, что можно спокойно тренироваться, играть и не находясь на нашей территории, не попадая в такие учреждения.
- Забавные ситуации, связанные с прошлым ребят, случаются?
- Как-то Рустем Адамович сидел смотрел в телефоне картинки - машину себе подбирал. Ребята прибегают, пальцем тычут. Нет, говорят, это плохая машина. Мы такую за пару минут вскроем и угоним. На выездах они часто фотографируются рядом с красивыми машинами. Кто-нибудь да пошутит: "Да эту я в три секунды угоню". Такое тоже есть. Ну а так, сколько мы ездим, и чтобы где-то у кого-то что-то взяли наши ребята, не может быть просто. Дисциплина. В Сочи на турнире нас наградили за честность, вежливость и хорошее поведение.
- Куда ездите с ребятами на соревнования?
- Помогать детям заниматься футболом после их возвращения домой получается?
- Мы зондируем почву. Узнаем, где в регионах у ребят есть хорошие спортшколы. Им сообщаем, чтобы пробовали устроиться туда. Часто звонят из регионов, причем порой путают часовые пояса - в 3-4 часа ночи звонят, рассказывают, как устроились, как у них дела. Скажу честно, мне ни награды не нужны никакие, ничего. Работаешь с ними, самая большая награда - когда звонят и говорят, что все хорошо.
- Расставаться тяжело?
- Скажу честно, тяжело. Они и сами в слезах уходят, кода прощаются. Из таких ребят слезу не выдавишь. Никогда я его плачущим не видел, а тут он рыдает. Говорят, если бы не вы, Адам Хазретович, ничего бы не увидели в жизни. Так и работаем.