Двукратный олимпийский чемпион и единственный в истории двукратный обладатель звания "Короля лыж" норвежец Петтер Нортуг в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Сергею Смышляеву рассказал о своих эмоциях от возвращения в Россию, поделился мнением о последствиях доклада Ричарда Макларена, проанализировал свой конфликт с национальной федерацией лыжных гонок, а также приоткрыл завесу тайны подарка, привезенного на день рождения Сергея Устюгова.
- Вы вернулись в Россию спустя год, какие эмоции и впечатления остались в памяти от выступления в "Гонке чемпионов" в Тюмени в 2016 году?
- Нечасто бываю здесь, но тем не менее мне в России очень нравится, нравятся люди, нравится любовь к зимним видам спорта, которая в этой стране очень заметна. И лыжные гонки – один из ключевых видов, поэтому вернулся сюда с огромным удовольствием.
Шапка Мономаха и Красная площадь: визит "Короля лыж" Петтера Нортуга в Москву. ФОТО >>
- Продолжая тему Тюмени, уже успели познакомиться с какими-то из исконно русских традиций или все же приберегли новые ощущения на Ханты-Мансийск? Русскую баню, например, уже посещали?
- А что такое баня?
- Ну, примерно как сауна в Европе.
- Хм… В бане - нет, времени практически не было, график получился довольно плотным, все было расписано по минутам, поэтому успели немногое. А вот что запомнилось, так это опоздание на автобус в аэропорт. Пришлось взять обычное российское такси. Вот это, наверное, самое русское, что со мной произошло (улыбается).
- Можно сравнить с Гран-при России "Формулы-1"?
- Да уж, я помню, как мы сказали водителю: "Чем быстрее ты поедешь, тем больше мы заплатим". И он поехал действительно быстро (смеется).
Этап в Тюмени был бы классным
- В этом сезоне финальный этап Кубка мира должен был пройти в Тюмени, но затем из-за последствий доклада Макларена был перенесен в Канаду. Сильно расстроились?
- Так получилось, что и в Канаду я не поехал. Квалифицировался на этот этап, но наша федерация приняла решение не включать меня в список. А что касается Тюмени, где я катался с моим братом, то местные трассы и их качество меня по-настоящему впечатлили. И вернувшись в Норвегию, я много рассказывал об этом месте, говорил, что Кубок мира пройдет действительно в отличных условиях. Отмечал: "Готовьтесь, гонка будет действительно классной".
- Слишком много политики на данный момент появилось в спорте, целый ряд соревнований был перенесен из России в другие страны, многие россияне были отстранены от участия в турнирах. По вашему мнению, насколько политизация спорта негативно сказывается на лыжных гонках?
- Честно говоря, тут сложно судить однозначно. Я и сам становился жертвой политических игр, как в вышеупомянутой ситуации с поездкой на этап Кубка мира в Канаду. Как я уже говорил, я прошел квалификацию, но федерация меня не включила в состав национальной команды, поставив меня против других ребят из сборной. На собственном опыте понимаю, какой негативный эффект может иметь политика на спортсменов и лыжные гонки. Этот сезон был в данном плане весьма показательным, те же случаи с Терезой (Йохауг) и Мартином (Йонсрудом Сундбю), плюс доклад Макларена. Ситуации, когда политика вмешивалась в спорт.
Пора поговорить с Вяльбе
- Анализируя ваш конфликт с национальной федерацией лыжных гонок. Он продолжается не первый год. Создается впечатление, что у вас это вызывает уже некий спортивный интерес?
- Честно говоря, не хочется, чтобы подобные ситуации имели место. Особенно когда надо думать о собственной форме, поддерживать ее. А приходится тратить время на подобные склоки. Может быть, мне стоит поговорить с (главой Федерации лыжных гонок России) Еленой Вяльбе, чтобы в следующем году меня взяли в сборную России и я победил Норвегию? (смеется) Посмотрим, кто знает!
- В интервью агентству "Р-Спорт" в прошлом году вы как раз говорили о том, что если президент Российской Федерации Владимир Путин сделает вам хорошее предложение, то на Олимпийских играх 2018 года можете побежать под флагом России. Момент наступил?
- (Улыбается) Тогда я сказал это, скорее, шутя, но, как вы видите, сейчас ситуация с моей федерацией складывается так, что все становится уже серьезнее, посмотрим.
Задача – бороться с Сундбю и Устюговым
- В этом сезоне главным конкурентом Сергея Устюгова был именно Сундбю. Нет чувства обиды, если можно так сказать? Все же вы, наверное, достаточно ревностно можете воспринимать такое положение дел?
- Я лично всегда настроен бороться только за победу и соревнуюсь только ради того, чтобы быть лучшим. Но, как я уже говорил и признал, в своей подготовке к сезону я сделал ошибку, поэтому не был в достаточно хорошей форме, чтобы быть в самом топе. Но я все равно нацелен в своих будущих планах на то, чтобы быть на лидирующих позициях вместе с Устюговым и Сундбю. Такова моя задача на следующий год.
Лыжник Нортуг рассказал, что подарил Устюгову футболку с надписью "Who is the man?!" >>
- Впереди Олимпийские игры, насколько будет тяжело в третий раз в карьере завоевать звание "Короля лыж"?
- Скажу так: это всегда тяжело. Тут немаловажен вопрос мотивации, собственной формы, нужно усиленно тренироваться с самого мая. Но тем не менее я понимаю, что если все сделаю правильно, то буду бороться за это почетное звание в очередной раз.
- Устюгов завтра празднует день рождения, на пресс-конференции вы сказали, что привезли из Норвегии подарок. Не намекнете, что это будет?
- Этот подарок связан с лыжными гонками, и Сергей не будет удивлен такому презенту (улыбается). Но не скажу, что это, иначе никакого сюрприза не получится. Но да, это то, что он сможет использовать в будущем.
Прозвучал ряд интересных вопросов и в рамках совместного общения со СМИ, в частности у Нортуга спросили его мнение по ситуации с санкциями в адрес Йохауг и Сундбю.
- Конечно, тяжелое время для сборной, все это произошло летом, и хотя меня лично ситуация не коснулась, осадок почувствовали все. Ведь в Норвегии это национальный вид спорта, и его репутацию приходится по крупицам восстанавливать заново.
- К российским спортсменам ваше отношение после доклада Макларена не изменилось?
- Что касается проблем сборной России. Я сам не читал доклад, видел только сообщения в СМИ, но по ним сложно делать какие-то выводы и занимать чью-то сторону. Как я понял, там есть много утверждений, которые требуют доказательств. Мое отношение к русским спортсменам никак не изменилось, потому что обвинять человека, не имея доказательств, это неправильно. А вот если он уже отбыл дисквалификацию, тут другое дело.