Гимнаст Артур Далалоян, завоевавший золото и серебро чемпионата Европы в румынской Клуж-Напоке и ставший главным открытием турнира для сборной России, в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Сергею Смышляеву приоткрыл секрет успеха, проанализировал свои ошибки, рассказал о дальнейших задачах, а также подчеркнул: о своей цели на Олимпиаду-2020 он расскажет уже после Игр в Токио.
- Артур, если анализировать ваши результаты за последнее время, то в 2017 году вы сделали качественный шаг вперед, завоевав два золота и серебро чемпионата России, а затем золото и серебро чемпионата Европы. За счет чего такой прогресс?
- Могу сказать так: я просто нашел свою дорогу. Каждый человек должен найти подход к самому себе, и я этот подход как раз нащупал. Конечно, мне есть над чем работать, есть к чему стремиться, но дорога, которую я прощупал именно сейчас, показала мне, как нужно тренироваться, как себя подводить к каждому занятию. Именно к каждому. Как на соревнованиях себя вести и контролировать полностью. Благодаря этому и появился результат.
- Этот путь нащупали сами, или все же кто-то помогал, тренеры, близкие? Вы уже не раз поблагодарили маму и посвятили ей медали чемпионата Европы.
- Конечно, мама мне всегда очень помогала. Она всегда мне говорила: "Будь уверенным в себе, во всем абсолютно, за что бы ни брался!" Тренер мой тоже очень много помогал, мы работали, беседовали, искали пути, чтобы добиваться успеха. Пробовали многие варианты, и вот все-таки нашли подходящий режим, которого будем придерживаться и далее.
"Надо усложнять все программы"
- В многоборье вы стали вторым. На каких снарядах можно еще прилично прибавить?
- Безусловно, это мой конь. Там не только базу, сложность прибавлять нужно, но и над собой стоит морально поработать, чтобы не было таких сбоев, какой произошел здесь в многоборье. Сами знаете, что падение с коня в финале стоило мне золотой медали. Есть к чему стремиться. На кольцах базу можно приподнять. В принципе, во всех видах можно много чего добавить, на перекладине еще один перелет лишним не будет, да и на брусьях стоит усложнить программу.
- Впереди чемпионат мира, опять же – в личных дисциплинах. О Монреале уже есть мысли, или пока что были сконцентрированы только на чемпионате Европы?
- Есть, конечно. Еще даже до чемпионата Европы уже были мысли насчет чемпионата мира. Потому что на этот старт я выходил с комбинациями, если можно так сказать, более или менее "детскими". Как старший тренер мне всегда говорил: "У тебя детские комбинации". Хотя, как мы видим, ни фига они не детские (смеется), убедился в этом. Если серьезно, то еще заранее я думал о том, что после Европы надо усложняться, поэтому чемпионат мира будет на более высоком уровне у меня.
- Начался новый олимпийский цикл, чемпионат Европы стал для вас четким показателем своих возможностей, или все же стоит дождаться мира?
- На самом деле, это очень большой показатель, очень хороший показатель. Понял многое. Знаете, очень важно найти веру в себя, и когда у тебя это получается, то и чемпионат мира… да все, что угодно, уже по зубам! Надо с этой верой и дальше идти.
"Мысли реализовались в исполнение"
- В финале опорного прыжка, особенно на приземлении после первой попытки, как раз эта вера в себя и помогла? Выполнили же идеально!
- Очень много раз прокручивал этот момент, если честно. Три винта я всегда исполнял на хорошем уровне, но никогда не вставал "в доскок". После многоборья в Клуже, за эти дни я очень много раз прокручивал в голове этот момент. Сложно объяснить, мое тело просто взяло и выдало. То, что было в голове, направилось и реализовалось, так получилось.
- Выход первым из финалистов на помост не давил психологически?
- То, что выступал первым, не давило, даже наоборот. Когда ты не знаешь результатов своих соперников, это легче, выходишь и спокойно делаешь свое дело. После такого идеального первого прыжка была мысль, что на втором никак нельзя ошибаться.
- Серебро в многоборье, упущенная золотая медаль, судя по всему, тоже добавило спортивной злости?
- Да, это тоже поспособствовало.
- Хотелось доказать всем, что произошедшее было досадной ошибкой?
- У меня только такая задача и была, честно говоря. Сказал себе: "Если уж меня в многоборье не пустили на высшую ступень пьедестала, то тут я им шанса не оставлю!"
Об атмосфере в команде
- В Клуж-Напоку приехала молодая и обновленная команда. Какая атмосфера в сборной, учитывая, что состав перекроенный наполовину?
- Атмосфера очень даже хорошая. Есть у нас опытные гимнасты – Никита Нагорный, Давид Белявский, Никита Игнатьев, они всегда помогают советами, подсказывают, что и как. Где-то и успокоят, где-то подбодрят. В общем, состав у нас очень дружный, в команде все очень хорошо!
- Нет такого момента, что кого-то не хватает? Коли Куксенкова, например, или Дениса Аблязина?
- Если бы это был командный чемпионат Европы, командный старт, то можно было бы об этом говорить, что кого-то не хватает. Как я знаю, Коля Куксенков зря времени не теряет (улыбается), скоро в строй встанет – по слухам от Юлия Михайловича (Куксенкова). По этому поводу даже не переживаю, всему свое время.
- Теперь о глобальных целях. Через три с небольшим года Олимпийские игры в Токио, уже поставили перед собой какие-то далеко идущие задачи?
- Цели… Конечно есть! Но не хочу о них говорить. У меня она одна, и я просто хочу ее выполнить. И ничего пока не говорить. В 20-м году посмотрим. Вы будете стоять в микст-зоне, и я вам скажу, выполнил ли я эту цель или нет. Договорились?
- По рукам!