Когда корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко пришел на интервью с Марией Ласицкене, выигравшей в субботу в Лондоне вторую золотую медаль чемпионатов мира, рядом сидел ее тренер Геннадий Габрилян, выстроивший для спортсменки, которую он тренирует с десятилетнего возраста, уникальную методику тренировок. "Можно послушать?" - спросил он. "Можно я вас параллельно буду о чем-то спрашивать?" - задал я встречный вопрос. И в итоге разговор получился и с учителем, и с ученицей.
- Мария, вы всегда говорите, что после соревнований ничего не помните. Что помните о вчерашнем дне?
- Как переносила попытку на 2,01, помню. Это был переломный момент. Я, конечно, не помню, почему планка упала на 1,99, я не помню, как прыгнула на 2,01. Этого вообще ничего не помню. Но зато помню, как мы переглянулись с Геннадием Гариковичем и кивнули друг другу - переносим. Помню, что понимала - нельзя сопли распускать, надо забирать эту медаль.
- Геннадий Гарикович, Маша не знает, почему она сбила планку в той самой единственной неудачной попытке чемпионата. А вы знаете причину?
- Да, - отвечает тренер. - Это обыкновенный технический сбой, который иногда случается. Я могу разложить по элементам прыжок и объяснить, что было не так, найти причину и следствие. Но в нескольких словах - человеческий фактор, недоработка. Глюк. Когда это произошло, я совершенно не волновался, потому что знал, что следующий прыжок будет успешный.
- Маша, а в принципе, если вас попросить вспомнить самый любимый прыжок в карьере, вы вспомните?
- У нас в системе такого нет, я не запоминаю ничего и никогда. Даже на соревнованиях, исполнив прыжок, я тут же о нем забываю. Потому что будет следующая высота, и все нужно начинать сначала. Я не перерабатываю в голове ни положительные моменты прыжка, ни отрицательные. Вообще этим не занимаюсь. Поэтому не смогу вспомнить ни один прыжок.
- А теннисисты, как правило, помнят все свои победные удары… и не только победные.
- Видимо, это другая система, по-другому работает. Это не для меня, - говорит Ласицкене.
"Мировой рекорд может прийти в любую секунду, а может не прийти вообще"
- Мария, церемонию награждения-то помните?
- Конечно, помню.
- Общие ощущения странные?
- Очень странные. Забрали у нас то чувство, которое бывает, когда звучит гимн твоей родины, когда ты стоишь и понимаешь - вот к чему ты стремился. Не было огонька внутри. Конечно, было счастье от того, что вот она, золотая медаль, она наша, мы молодцы, все сделали. Но возможности пробежать с флагом круг почета не было.
- Зрителей с российскими флагами видели?
- Да, видела. Просили со мной сфотографироваться, я подбегала к кому могла. Это было очень приятно. Несмотря на все нападки, люди пришли поболеть. Да и вообще все зрители, думаю, понимали, что я непричастна к тем причинам, по которым наши флаг и гимн не были с нами.
- Освежил в памяти чемпионат мира в Пекине. У вас там после победы тоже не было особого выплеска радости.
- Ну, вот это я такая. Не показываю свои эмоции. И вдобавок я хотела продолжить прыгать после того, как стала чемпионкой. Хотя уже подбежали и фотографы, и видеооператоры, и мы поздравляли друг друга, но я хотела прыгнуть выше.
- А потом стало грустно, что выше прыгнуть не получилось?
- Да, - смеется Мария. - На самом деле, конечно, я счастлива, все это очень классно.
- Геннадий Гарикович, многие мечтают установить мировой рекорд на Олимпийских играх или чемпионате мира. С вашей точки зрения, это реально, или он, скорее, придет на однодневном старте, где не надо затрачивать столько физических и моральных сил?
- Мы не можем этого знать, - разводит руками тренер. - Я даже не предполагаю, как все сложится. Этот момент может прийти в любую секунду, а может и не прийти вообще. Все сводится только к одному - надо прыгнуть как можно выше. И в стрессовой ситуации прыгнуть, используя все внутренние резервы. А как это выльется в результат, выше мирового рекорда или нет, мы не знаем. Можем только надеяться.
- Мария, в Пекине у вас тряслись коленки…
- Здесь до старта на меня тоже мандраж наплывал. Но я отвлекалась сразу, не давала ему взять верх. Во время старта нервы, переживания, трясущиеся коленки, все это было. Но это все и должно быть, это все очень полезно. Если бы этого ничего не было, не было и результата.
- Понятно, почему был страх в Пекине - в секторе Анна Чичерова, Бланка Власич. Здесь кого было бояться, спортсменок, которых вы уже по много раз обыгрывали?
- Нет, так думать нельзя. Ответственность все равно давит. От тебя все ждут победы, говорят - не подведи. Поэтому мысли проскакивают - а вдруг? Если бы я в сектор вышла с мыслью "сейчас я вас, девочки, быстренько оформлю", то провал был бы полный. Так делать нельзя. Всегда нужно думать только о сегодняшнем старте, где ты должен показать максимум. Предыдущие пятнадцать побед уже никому не интересны. Так что выступала я со всей ответственностью и с пониманием ситуации.
Прыгунья в высоту Ласицкене победой доказала, что является лучшей в мире - Назаров >>>
- Постойте, вы говорите "пишут", но вы же не читаете ничего в интернете?
- Не читаю. Но все равно что-то попадается. Зайду в Instagram, а там под моей фотографией комментарий – "Маша, не подведи!" Да елки-палки, думаю, что ж такое! - смеется чемпионка мира. - И сразу выхожу оттуда.
- Два года назад вас в Instagram не было.
- А сейчас есть. Просто очень многие люди искренне интересуются моей жизнью, хотят меня поздравить, например. Это и людям приятно, и мне приятно. Пишут разные хорошие вещи. Так что это часть общения с болельщиками.
- Но у вас было острое нежелание делиться своей жизнью с другими.
- Было. Я так скажу: Instagram завелся не от того, что у меня это желание появилось. Но потом я влилась.
"Эмоции в обычной жизни от обычной жизни"
- В этом сезоне вы стартовали и стартовали, стартовали и стартовали. Пятнадцать стартов. Не задумались в какой-то момент - зачем так много?
- Не-е-ет! Геннадий Гарикович составил план, я все знала - что в какой момент будет. Я четко понимала - сейчас едем сюда, завтра туда. Прыгали в разных условиях. Все это было очень полезно, и все эти старты были подводкой к чемпионату мира.
- Геннадий Гарикович, с чем сравнить такую серию стартов - тюнинг автомобиля, настройка каких-то нюансов, исправление ошибок?
- Безусловно, все это делается объективно. То есть в некоторых вещах интуитивно, но моя задача - интуицию и подсознание возвести в систему. А система строится на опыте прошлых лет. Конечно, Маша делала ошибки. Но с ошибками ты приобретаешь мудрость, а с хорошими попытками - уверенность. То, что сейчас мы видим - результат многолетней работы. Я уже рассказывал, что старты разделяю на два типа. Одни - технические, вторые - психологические или соревновательные. Но иногда бывает так, что соревнования серьезного ранга мы превращаем в технический старт. В зависимости от задачи, которая перед нами стоит. Бывает наоборот - на тренировке делаем соревновательную прикидку, то есть устраиваем психологический старт. Вся эта система конструируется.
Безоговорочная победа Ласицкене и фиаско Усэйна Болта: итоги 9-го дня на ЧМ в Лондоне / Фото >>>
- Задачу Марии выиграть все эти пятнадцать стартов сезона до чемпионата мира вы ставили?
- Ни в коем случае! Не выиграть, а как можно выше прыгнуть. В нашей системе сначала идет прыжок, а потом уже место, медаль, звание и так далее. Конечно, здесь включается психология. Маша - боец, и проигрывать она не любит. Так получается то, что мы называем психологическим стартом.
- Маша, то, что у Геннадия Гариковича все ваши прыжки записаны на видео, я знаю. А у вас бывает такое - а посмотрю-ка я в YouTube, как здорово я прыгнула?
- Нет, вообще не бывает. Мне это не нужно. Я получаю удовольствие от прямого эфира, - смеется спортсменка. - Я соревнования прошла, они закончились, а пересматривать их мне незачем.
- Вы знаете, для Маши смотреть ее прыжки - все равно, что смотреть на свой затылок, - добавляет Габрилян. - Да, он красивый, его нужно расчесывать, его можно и нужно показывать. Но нет необходимости на него смотреть. Так и Маша - она прыгает, получает удовольствие, но смотрят другие. Ее прыжки визуально для нее не предназначены. Я туда Машу не пускаю.
- Маша, от чего вы получаете эмоции в обычной жизни?
- От обычной жизни. Мы с Владасом (мужем спортсменки, спортивным журналистом Владасом Ласицкасом) очень часто ходим в театры, на мюзиклы, он меня водит везде, где только можно. Я от спорта отвлекаюсь легко и наслаждаюсь миром.
- Получается, все как и раньше, - есть две Маши, одна живет в секторе, вторая за его пределами?
- Так и есть. Отрабатываю тренировку или соревнования, выхожу, спрашиваю - когда следующая тренировка, и все. И это огромная заслуга Геннадия Гариковича, который таким образом построил систему. Все на его плечах. Но мы оба от этого процесса получаем удовольствие, и результат - это главное.
- То есть сейчас мыслей о следующей большой цели нет?
- Нет, конечно. Сегодня вечером вылетаем в Варшаву. Никаких следующих зим, лета, чемпионатов… Цель - чемоданы собрать!