26 августа исполнилось десять лет с того самого дня как Наталья Панкина стала первой российской женщиной, переплывшей Ла-Манш. Отметить это событие она решила, поучаствовав в триатлоне. Ее команда заняла второе место на соревнованиях в Казани. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Вероника Гибадиева расспросила многократного призера чемпионата мира о том, почему ей не сидится на месте, как развивается ее любимый вид спорта и кто сейчас круче всех на открытой воде.
- Наталья, вопрос такой: почему вам на месте не сидится, зачем вам опять вот это все?
- А я вклинилась в это сообщество по-хорошему сумасшедших людей - триатлонистов. Вот почему (смеется). Даже есть ребята из IronStar. Они мне говорят: "А давай заниматься триатлоном!". Я говорю: "Нет, это точно без меня, от меня вы этого точно не добьетесь". Я еще помню то ощущение боли во всем теле после заплывов. Но потом мы с ними поговорили и выбрали вариант с эстафетой. Эта идея мне понравилась. Все равно ведь скучаешь по этим эмоциям от соревнований. Самое большое, что нужно плыть в сентябре - 4 километра.
- Ну, 4 км - это для вас просто ничего!
- Когда ты почти семь лет ничем не занимаешься, скажу честно, 4 км - это уже серьезно становится (смеется).
- Часто спрашивают, как вообще женщины идут плыть 25 км и зачем им это?
- А зачем девушки марафоны бегут, зачем в ватерполо играют? Тут куда ты попал, в какую струю. И вообще, тяжелая атлетика это же еще жестче!
- Говорят, многие стали бояться переходить из бассейна на открытую воду.
- Это полный бред. Для начала никто из нас не боится ведь в простой жизни, не в спортивной, плавать на речках, озерах и в море, хотя, конечно, открытая вода предполагает умение ориентироваться, возможность адаптации к любым условиям - медузам, змеям, горячей воде, холодной воде.
- Вы за что любите плавание на открытой воде?
- За то, что здесь дело не просто в скорости и выносливости. Здесь нужно думать, нужно включать свою голову, нужно думать о тактике. Кайфую, когда вижу классную победу, умную тактически. Например, когда Ферри Вертман выиграл на 10 км в Будапеште - это было настолько красиво, настолько уверенно. Это здорово! Сразу видно, что он настолько все просчитал. Стратегически это было просто прекрасно.
- Популярность открытой воды действительно растет?
- Вообще есть всплеск интереса, особенно если брать еще и триатлон. Ну и посмотрите, сколько людей участвует в стартах, которые организует Женя Безрученко - больше 700 человек за этап! На соревнованиях в Сочи 70 человек стартовали на "десятке", люди переплывали недавно Волгу. Летом таких соревнований все больше и больше с каждым годом и в мире, и в России. Но пока, к сожалению, мало приходит на открытую воду в профессиональное плавание. И если любительский интерес растет, то и на профессиональном плавании на открытой воде в один момент это отразится.
Орели Мюллер круче всех
- Кто сейчас круче всех в женском плавании на открытой воде?
- Орели Мюллер.
- То есть не Шарон ван Раувендал, которая выиграла в Рио?
- Конечно, выиграть Олимпиаду это на всю жизнь и без приставки "экс", но француженка сейчас круче, даже если посмотреть на то, как она плыла "десятку" на Балатоне. Очень впечатляет.
- Вы сами на Балатоне сколько раз плавали?
- Это был 2006-й, 25 км. Балатон с тех пор не изменился, но тогда было два круга по 12,5 км, было больше возможности для маневра. Мне удалось найти течение, за счет которого смогла оторваться от основной группы - я поплыла по буям прямо, а они сделали крюк. В итоге мы с немкой привезли минуту с лишним группе. Я стала второй тогда.
- Выступление наших ребят на "десятке" как оцениваете?
- Конечно, хотелось медаль на "десятке". И я, честно сказать, не понимаю, когда говорят, что все было хорошо тактически и мы отыграли столько-то позиций по сравнению с прошлым годом. В наше время, в нашем поколении без медали выступление не считалось успешным. Но я хочу сказать, что Кирилл Абросимов произвел очень хорошее впечатление на "пятерке", правда там была тактическая ошибка, можно было раньше сфинишировать. Так что я думала и на "десятке" у него лучше получится. Ну а Женя Дратцев, считаю, на "десятке" он сделал то, на что готов.
- А на 25 км?
- Если честно, то эта медаль была ожидаемая. У Жени есть огромный опыт выступления на открытой воде, скорость есть. Как я и раньше говорила, восьмое место у Жени на 10 км было закономерно. Я безумно рада за Женю. Честное слово, я плакала, когда он это сделал. Дистанция 25 км - это опыт и еще раз опыт. И то, что у женщин на этой дистанции победила Ана Марсела Кунья тому лишнее доказательство. Чтобы набирать этот опыт, я считаю, что нужно больше стартовать на Кубке мира. Сейчас сборная практически не выступает на этапах.
- Непривычно было смотреть заплывы в интернете?
- Я уже много лет так живу. Конечно, хотелось бы поехать в Венгрию, но по работе не получилось. Ну и когда ты немного отходишь ото всего этого, по компьютеру смотреть - это нормально. Другое дело, показывают лидеров, а что происходит в группе, мы не видим. Только и ждем, что время на отсечке.
- Как вам идея с эстафетой?
- Мне очень интересно. Намного лучше, чем вот этот командный заплыв.
- Если бы в ваше время был такой вид программы, сборная России зажгла бы?
- Наверное, да! Если учесть какие скорости были у Ларисы Ильченко и Кати Селиверстовой, Жени Безрученко, Вовы Дятчина… Это было бы круто.
- Есть у вас идеи, какие еще виды программы можно придумать для открытой воды?
- По новым, даже не знаю... Я вот считаю, что Гран-при должен развиваться, а он умирает. Раньше было по 7-8 стартов в год, а теперь все чаще отменяют этапы. Ведь до того, как десятка стала олимпийской, 25 км была более престижной дистанцией.
- За успехами Ольги Козыдуб следите?
- Иногда мы с ней общаемся. Со спортсменкой реже, больше с тренером. Очень бы хотелось, чтобы она отобралась в Будапешт, но не получилось. Все-таки многое зависит от скоростей.
- А скорости на "десятке" нынче запредельные.
- Это правда. Последние 500 метров в Будапеште плыли с такой скоростью как 400 метров вольным стилем в бассейне.