МОСКВА, 2 сен — РИА Новости, Иван Воронцов. Третьего сентября в студии "Главкино" в Московской области состоится финал Континентальной лиги League of Legends. В решающем матче встретятся команды M19 и Gambit, победитель будет представлять Россию на чемпионате мира, который пройдет в Китае с 23 сентября по 4 ноября. В преддверии решающего матча Владимир Торцов, менеджер киберспортивного департамента Riot Games, компании-издателя самой популярной киберспортивной дисциплины в мире, рассказал об итогах сезона, о перспективах команд из СНГ на чемпионате мира и процессе формирования призового фонда.
– Чем сезон Континентальной лиги 2017 года отличается от минувшего?
– Этот сезон стал для нас своеобразной "проверкой вторым альбомом". В прошлом году мы запустили Лигу, она стала абсолютно новым брендом для нашего офиса. Раньше чемпионатом оперировали по нашему заказу подрядчики и партнеры, которые не один год присутствовали на рынке киберспортивных мероприятий. В прошлом году мы совершили своеобразный "прыжок веры", использовали собственную экспертизу, пытались создать конкурентную Лигу, команды из которой будут бороться с сильнейшими представителями других дивизионов. Был сделан большой упор на качество трансляций. С точки зрения соревновательной составляющей, результат будет определяться тем, как далеко команда из СНГ сможет продвинуться на чемпионате мира. В целом наши ожидания были оправданы, в первую очередь интересом болельщиков как к онлайн-, так и офлайн-мероприятиям.
Этот год был для нас во многом поворотным: основываясь на успехах прошлого года, мы перенесли Лигу в офлайн. Даже не знаю, если сравнивать создание Лиги и её переход в офлайн, что было более масштабным. Не могу сказать, что всё прошло без проблем: были и в весенней части чемпионата определенные технические сложности и задержки, но все равно у нас нет никаких сожалений, что мы пошли на этот шаг. Его можно оправдать хотя бы тем, что средний уровень команд значительно вырос. Если в прошлом году можно было говорить о каком-то феномене СНГ-команд, которые никто не знал, то сейчас тренировочный процесс и еженедельные встречи команд в нашей студии полностью отлажены. Сейчас уже нет ощущения, что в СНГ доминируют какие-то самородки, которые на международных соревнованиях побеждают благодаря удаче – мы видим работу команд, которая приносит результаты. При этом не хочется заниматься шапкозакидательством: результаты турнира Rift Rivals, в котором четыре команды из СНГ встречались с коллективами из Турции, оставляют желать лучшего. К счастью, тот турнир прошёл в начале летней части Континентальной лиги, и у наших команд осталось время на работу над ошибками.
– Перед сезоном вы рассматривали несколько вариантов со студией. В итоге вы остановились на "Главкино" со сравнительно небольшой вместимостью для зрителей. Как вы сейчас оцениваете свой выбор?
– Действительно было много раздумий. Были и совершенно космические опции, и планы построить свою собственную арену, которая отвечала бы всем самым высоким стандартам. В конечном счете я рад тому, что мы остановились на "Главкино". Как и во многом другом, аппетит у нас пришел во время еды. Когда мы въехали, начали обустраивать территорию и создавать необходимую инфраструктуру, то сразу поняли недостатки и слабости. В изначальном проекте вообще не планировалось мест для зрителей – тогда мы просто рассматривали площадку как временную до переезда на другую локацию, которая будет расположена где-то ближе к центру Москвы. Однако приехав в "Главкино", мы поняли, что имеем дело с очень современной площадкой, с любой точки зрения – от внешнего вида до технических возможностей. Она оказалась очень комфортной и удобной для проведения матчей.
Уже тогда перед нами встала дилемма: "А точно ли мы хотим отсюда уехать? Может быть, просто изменить существующий проект: отодвинуть стенку здесь, добавить пространства там, чтобы создать те самые зрительские места?". Публика хотела посещать игры здесь и сейчас, а не ждать открытия арены в перспективе, например, уже в 2018 году.
Было не так легко, но мы сделали зрительские трибуны. Да, вместимость сильно ниже, чем спрос, который мы видим. Но, с другой стороны, мы получаем отличную атмосферу для трансляций. Надо понимать, что основная наша аудитория находится в интернете, и весь год мы фокусировались именно на качестве трансляций.
– Возвращаясь к Rift Rivals: российские команды уступили турецким с общим счетом 3:16. Для многих зрителей это стало шоком, другие говорили, что на этот результат не стоит обращать внимания – все равно СНГ-дивизион сильнее многих. Кого мы должны обыгрывать на чемпионате мира, а к кому – стремиться?
– Я точно не сторонник того, что результаты Rift Rivals надо игнорировать или забыть, как страшный сон. Все же такой серьезный перевес в пользу турецких команд говорит о том, что тот самый средний уровень Континентальной лиги и турецкой лиги отличается довольно существенно.
– В Турции League of Legends является киберспортивной дисциплиной №1, верно?
– Да, безусловно, это один из факторов – зрительская аудитория там также выше и более сплоченная. Да, история выступлений на чемпионатах мира у турецких команд не такая богатая на фоне СНГ, благодаря прошлогоднему успеху Albus Nox Luna, когда команда вышла в четвертьфинал, однако турки всегда выступали там стабильно, чаше пробивались в более высокие стадии турнира. Турция остается одним из принципиальных соперников для СНГ, наши команды ни в коем случае не должны сбрасывать турок со счетов.
При этом это хорошо изученный соперник, поскольку эти два региона часто пересекались и находятся примерно в одном часовом поясе и географическом регионе, что позволяет проводить спарринги. И если с командами из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии или Китая мы встречаемся только на международных соревнованиях, то европейские и конкретно турецкие команды нам хорошо известны.
Что касается более экзотических команд, то в Бразилии в последнее время наблюдается спад. Не стоит сбрасывать со счетов Юго-Восточную Азию, но коллективы там не отличаются стабильностью. Тем не менее именно GYGABYTE Marines из Вьетнама смогли пройти первый этап Mid-Season Invitational – нашей же команде этого сделать не удалось.
Основные регионы – Северная Америка, Европа, Южная Корея, Китай, Тайвань – все команды смотрятся там очень сильно и являются грозными конкурентами. В любом случае для успеха на чемпионате мира надо уметь обыгрывать не только прямых конкурентов, но и иметь план на игру с такими "великанами", которых нужно брать не просто грубой силой, но умением.
– Раз мы говорим о Mid-Season Invitational, сразу возникает следующий вопрос. Турнир проходил в Бразилии, которая, как вы сказали, в последнее время сдаёт позиции. Есть ли вероятность проведения такого турнира в России?
– Вероятность определенно существует. Важно, что в прошлом году страна уровня Бразилии впервые в истории приняла такой турнир – раньше киберспортивные турниры столь высокого уровня никогда не проходили в таких странах. Это действительно открывает дверь для многих других регионов — это и мы, и Турция, и Юго-Восточная Азия, и Япония. Каждый из 13 регионов имеет гипотетическую возможность. Чтобы это произошло в реальности, надо рассматривать множество факторов. У нас есть опыт проведения турниров. Rift Rivals можно вынести за скобки – в нем принимали участие лишь восемь команд из двух регионов. Но в 2013 году мы проводили крупный турнир и тогда столкнулись с известной проблемой – визы для иностранных игроков. Этот фактор никогда нельзя сбрасывать со счетов. Однако мы, как и болельщики, рассчитываем, что большой международный турнир пройдет в СНГ.
– Существует позиция, что в прошлом году Albus Nox Luna смогла попасть в топ-8 команд мира благодаря тому, что представители других регионов оказались не готовы к стратегиям нашей команды. В этом году Лига активно освещалась, за играми следили во всем мире. Не возникнет ли ситуация, в которой нашей команде уже не получится удивить оппонента?
– И да, и нет. С одной стороны, часть секрета успеха ANL на международной арене крылась именно в том, что им удалось удивить оппонентов. Однако это было удивление не на стадии "драфта": не было ситуации, когда какой-то отдельный "чемпион" полностью ломал план на игру оппонентов ANL.
Я бы сказал, что имели место недооценка оппонента, который вообще попал на чемпионат через wild card-турнир, и недостаточная подготовка к команде из СНГ. Условно, есть коллектив из Кореи, которому предстоит сыграть с тремя командами, две из которых из ведущих дивизионов, а третья – номинальный аутсайдер. Разумеется, основное внимание при подготовке уделяли двум первым командам. Думаю, что успех стал возможным благодаря этому фактору.
Если говорить про навыки, подготовку и количество "чемпионов", которых игроки готовы использовать, то все четыре команды, вышедшие в полуфиналы Континентальной лиги, продемонстрировали широкий "пул". Таких игроков, которые способны играть только на одном "чемпионе", просто нет. Команды активно демонстрируют домашние заготовки, пытаются подгадать с контригрой. Это хороший признак, который говорит об отсутствии какой-то единственной рабочей стратегии, которая разрушается запретом одного конкретного "чемпиона".
Есть хорошая, здоровая гибкость. Тот же Kira из Gambit (Михаил "Kira" Гармаш – прим. РИА), которого очень многие критиковали и этой весной, и весь прошлый сезон. Мол, он очень зажимается, способен хорошо исполнять на очень ограниченном числе "чемпионов". Да, ветеран сцены, но просто не умеет играть на многих "чемпионах". И что он делает летом? В каждой игре он получает разных "чемпионов" и демонстрирует высочайший класс игры, недостижимый для большинства оппонентов.
Это говорит о том, что игроки анализируют то, что говорят зрители и болельщики, видят свои слабые места и могут прогрессировать.
– Уже 3 сентября пройдет финал летнего этапа Континентальной лиги. В прошлом году этот матч прошел в ВТБ "Ледовом дворце", в этом году вы отказались от этой практики. Почему?
– История такая же, как с ареной: мы решили сделать акцент на трансляции, а не на масштабе мероприятия. Мы понимаем, что ставки очень высоки, что победитель будет представлять СНГ на чемпионате мира, однако мы не хотели распыляться. Фактически в прошлом году мы доказали, что можем собирать стадион и проводить мероприятия такого масштаба. У нас в компании популярна такая поговорка: "Больше – не значит лучше. Лучше означает лучше". Финал чемпионат мира 2014 года прошел в Корее на стадионе, на котором собрались больше 40 тысяч зрителей. С тех пор мы не собирали такую аудиторию вживую одновременно, однако чемпионаты мира всегда проходят на очень высоком уровне.
Даже если вместимость будет значительно меньше, чем была в прошлом году, мы сделаем различные дополнительные активности, будем дарить подарки болельщикам и вовлеченным фанатам, которые поддерживают свою команду, даже находясь в Воркуте, Киеве, Хабаровске или Москве. Мы хотим, чтобы каждый почувствовал себя причастным, а не горстка избранных, присутствующих в студии.
– Призовой фонд на The International 2017 составил больше 24 миллионов долларов. Какие цифры будут у вас на чемпионате мира?
— У нас иная стратегия, и цифры TI7 не будут оказывать влияния. Команды, которые выступают в профессиональных лигах, получают определенную стипендию от Riot Games, вне зависимости от зарплаты, которую они получают в своих командах по контракту. Действительно, The International создает перекос в экосистеме киберспорта. Когда команда понимает, что ее благосостояние зависит не столько от стабильно хорошего выступления в течение года, а от попадания на единственный важный турнир, то это сильно влияет на клубные приоритеты и на всю про-сцену.
Мы стремимся к тому, чтобы коллективы были простимулированы выступать хорошо в течение всего года, чтобы у них не возникало ситуаций "все или ничего". Я полагаю, что цифры будут примерно те же, что и в прошлом году – около семи миллионов долларов. Мы также используем краудфандинг, но в несколько ином формате, нежели это делается в Dota 2. Когда болельщики вкладываются в турнир, их интерес к событию тоже повышается, поскольку они ощущают себя соинвесторами. Важна добровольность этого шага, чтобы сам игрок чувствовал, что деньги идут именно к его любимым киберспортсменам, а не просто в казну издателя. Пока мы находим такие сценарии, в которых выигрывает каждый, мы будем продолжать использовать краудфандинг.