Двукратная чемпионка мира в прыжках в высоту Мария Ласицкене в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Еленой Дьячковой поделилась воспоминаниями о прошедшем легкоатлетическом сезоне, а также рассказала о планах на отпуск.
- После Финала Бриллиантовой лиги вы отказывались от всех интервью. Такая сильная была усталость после сезона?
- Но я же вообще необщительная девочка! Для меня все это сложно – я как будто эмоции свои отдаю, кусочек себя. Тем более если ездить по редакциям – это же всегда больше вопросов, времени. На самом деле предложений об интервью было очень много, и я бы со всеми не справилась. Но я понимаю, что общаться с журналистами нужно, с этим никто не спорит. Просто у меня получается так, что во время интервью мне приходится снова перерабатывать эмоции, возвращаться назад, вспоминать, немножко копаться в своих чувствах. А я это все коплю.
Не мой стиль!
- Помню, после вашей победы в Бриллиантовой лиге в Брюсселе кто-то из известных зарубежных журналистов, пишущих о легкой атлетике, написал в Twitter: "Даже победив, она не показывает своих эмоций".
- Во-первых, это было не потому, что я думала – "ну, победила и ладно", как многие решили. Мои эмоции были связаны с тем, что я взяла высоту 2,02 м с третьей попытки, что я потратила столько сил. Хотя мы целенаправленно готовились к Брюсселю, после Варшавы у нас не было ни одного старта, времени было достаточно. Но меня что-то "расклинило", и я столько попыток потратила – там же и 1,97 м было со второй попытки. Эмоционально я была недовольна собой, а не победой. Да, наверное, все уже привыкли, что у меня такая недовольная физиономия (смеется)! Но лучше быть собой и быть двукратной чемпионкой мира, чем притворяться и нравиться всем. Это вообще не мой стиль.
- То есть на людях вы сдерживаете эмоции, а внутри вас радуется маленькая девочка?
- Она и правда радуется, что столько сил и эмоций было положено для этого, но все получилось! Как некоторые говорят – да всем было и так понятно, что она победит. Мне действительно так говорили некоторые люди. Но чтобы всем было понятно, это же тоже работа, это же столько всего нужно было пройти и вложить! Как говорит мой тренер Геннадий Гарикович (Габрилян): "Это многого стоит, чтобы всем было понятно, что ты выиграешь чемпионат мира". Но я самой себе таких мыслей не позволяю!
- Но эта фраза, что "и так понятно, что она победит", она же преследует вас весь сезон?
- Я ведь ничего не читала, не смотрела. Но сама понимала прекрасно, что люди видят лидера мирового сезона, видят стабильность, значит, вешают тебе на шею медаль. Но нельзя ее вешать, в голове я всегда себе этого делать не позволяла, потому что прекрасно понимаю, что случиться может все что угодно! Оно и случилось на чемпионате мира… И если бы была заминка, если бы Юля (Левченко) не взяла высоту 1,99 м с первой попытки, я бы, наверное, слишком погрузилась в мысли – "ой, надо прыгать"... А там же быстро все происходило, как молния: я не взяла 1,99 и сразу прыгала 2,01 м. И все так сошлось друг с другом, что закончилось для меня все хорошо.
Провокационных вопросов не было
- Помню, когда был анонс на официальном сайте IAAF на первый этап Бриллиантовой лиги, там назывались фавориты, и вас в их числе даже не было. Это задело?
- Меня это только развеселило. Меня и в анонсе на чемпионат мира никак не выделили – смотреть меня неинтересно (смеется). Это только смешит и говорит о том, что нужно сделать свое дело, чтобы люди понимали, на кого надо смотреть.
- По ходу сезона чувствовали, что отношение меняется, внимания больше?
- Конечно. В Юджине я вообще никому из журналистов не была интересна, на пресс-конференции меня не приглашали. А потом уже на каждом этапе звали на пресс-конференцию, останавливали в микст-зоне. Это нормально. Наверное, многие думали – что у нее с формой спустя полтора года? Некоторые даже комментировали – ой, она начала так хорошо, посмотрим, что с ней будет к чемпионату мира, не надо ли ей отдохнуть? А я только выполняла свою работу.
- Про российскую легкую атлетику и отстранение много вопросов было?
- Были вопросы постоянно – как сложно было пережить время без стартов. Провокационных вопросов мне вообще не задавали, кстати. Нас предупреждали, чтобы мы были внимательны, что такие вопросы обязательно будут, но их не было.
Шоу в свою честь не ждала
- Много говорилось о том, что до сих пор нет механизма выплаты вам премий в России за результаты на чемпионате мира.
- Меня вообще это не интересует, если честно. Это вопрос Минспорта и федерации, урегулируют – значит, урегулируют. Я выиграла медаль и счастлива! Если посчитают нужным поощрить – хорошо. А копаться в этом, бороться за эти премии… Нет. И так много сил потрачено.
- Организм на пределе?
- А по-другому никак! Организм пахал столько месяцев. Хочешь не хочешь, а что-то будет – и настроение иногда портится, и тревоги, и переживания бывают. Но я не воспринимала эту усталость так – "ой, все плохо, может, надо отдохнуть?" Воспринимала это как должное, я же не робот. Это нужно просто перетерпеть. Главное, что острых травм не было – это действительно самое главное!
- Как федерация отреагировала на ваши победы?
- Федерация поздравила – и президент федерации, и старший тренер. Все очень рады, восхищены, некоторые удивлены. Поздравляли по sms, встречи никакой еще не было, и не знаю, будет ли. Но будет гала-вечер ВФЛА в ноябре, так что, думаю, там со всеми увидимся. Я абсолютно спокойно это воспринимаю, кстати. Я не ждала никакого шоу в свою честь. Самое приятное для меня было, что ЦСКА очень ярко встретил нас в аэропорту. Был оркестр, много людей, болельщиков, все с цветами. Пришли старшие тренеры Московской области, представители ЦСКА. Это было очень приятно! Я даже больше эмоций испытала там, чем когда стояла на пьедестале почета.
В отпуске нужно быть аккуратнее с едой
- Вы мировая звезда легкой атлетики. Вас, наверное, часто узнают на улице?
- В Прохладном часто. Но на самом деле я действительно обратила внимание, что узнают теперь чаще! После первой медали я не помню, чтобы такое было. А сейчас прямо останавливают, поздравляют. Прикольно! Меня, кстати, капитан воздушного судна поздравил, когда мы летели "Аэрофлотом" из Варшавы! Объявил на весь салон.
А в родном Прохладном чаще всего меня спрашивают об остановившейся стройке спортивно-оздоровительного комплекса, где должен быть, в том числе, и бассейн. Все думают, что это я его строю (смеется). Но встреча с руководством Кабардино-Балкарии, чтобы обсудить этот вопрос, пока не состоялась. На то есть вполне объяснимые причины: в республике серьезные последствия после схода селя, и руководство сосредоточено на том, чтобы их ликвидировать. Сейчас не до меня, и это вполне естественно. Так что наша встреча состоится чуть позже.
- Впереди только отдых?
- Да!
- Никакой легкой атлетики во время отпуска в Греции?
- Нет!
- Что позволите себе съесть из местных лакомств?
- Кстати, в Греции нужно быть аккуратнее с едой, потому что там все очень вкусно! Тем более с нами будут мамы, которые, я уверена, будут меня закармливать. Я буду есть фруктики, овощи, мясо. Для меня основное – не есть мучное на ночь или пирожные килограммами. Все аккуратно, все в меру!
- Значит, Геннадий Гарикович не будет на первой тренировке встречать вас с сантиметром?
- (Хохочет) Он спросит, взвешивалась ли сегодня, я уверена! Но это же важно. Хотя я спокойна, у меня всегда был вес 60 кг, а сейчас я еще худее. И не хочется возвращаться к 60, буду держать стабильный вес.