Старший тренер паралимпийской сборной России по лыжным гонкам и биатлону Ирина Громова в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову подвела итоги выступления на отборочных соревнованиях к Паралимпиаде-2018, рассказала о доброжелательном в целом отношении со стороны иностранных коллег и выразила надежду, что Международный паралимпийский комитет (IPC) примет разумное решение по допуску россиян к Играм в Корее.
- Ирина Александровна, как вы оцениваете результаты выступления спортсменов в Канаде?
- Все завоеванные медали (25 золотых, 26 серебряных и 19 бронзовых), конечно, важны. Но главное, что отличает нас от других стран - мы выступаем во всех категориях инвалидности в соревнованиях спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и с нарушением зрения. А, к примеру, на Паралимпийских играх 2006 года в Турине в некоторых классах мы не были представлены. Сейчас мы все классы полностью закрыли, причем не одним-двумя людьми, а тремя-пятью и больше.
И внутри нашей команды сложилась жесткая конкуренция, которая приводит к росту результатов. Я в паралимпийском спорте уже 30 лет, и за это время мы помогали в становлении спортсменам из Казахстана, Китая, многих других стран. Как и нас поначалу поддерживали доминировавшие тогда немцы и швейцарцы. Мы смотрели на них с широко открытыми глазами и учились всему, чему только можно. А теперь также другие смотрят на нас.
Есть только один тренер с подобным стажем - швейцарец, работавший раньше с командой Канады, а сейчас с атлетами Южной Кореи. Другие специалисты пришли намного-намного позже, причем из здорового спорта. А наш девиз - "Другой мир - другой спорт", и я с этим согласна на все сто процентов. Потому что человеческие отношения должны стоять во главе всего, ведь мы помогаем людям, которые попали в беду, выйти из этого состояния и найти себя в жизни. На мой взгляд, это важнее, чем завоеванные награды. Ведь у нас в команде более 30 человек, и не все выигрывают, к сожалению, медали. Но они работают, борются, у них есть цель в жизни. И они идут к ней, а это намного важнее.
И за 30 лет моей работы с инвалидами в моей практике вообще не было никаких допинг-историй: ни разборов, ни намеков, ни предупреждений, ни тем более позитивных случаев. И когда нас обвиняют, это, конечно, раздражает. Нам не за что извиняться, потому что мы не нарушали никаких правил и не чувствовали себя виноватыми. Почему американский спринтер Гэтлин два раза был дисквалифицирован и продолжает выступать, как ни в чем не бывало? И выиграл чемпионат мира. Но мы же из-за этого не относимся плохо к спортсменам-инвалидам из США? Они же непричастны к ситуации.
Критерии невыполнимы: IPC не вернул ПКР в паралимпийскую семью >>>
- С какими чувствами спортсмены выезжали на первые после долгого перерыва международные старты?
- Очень хорошо, что мы вообще поехали. И у нас перед соревнованиями был такой настрой: улыбаться и ровно со всеми общаться, ни на что не реагировать, ни на какие негативные мелочи. Задача была одна - улыбаться и выступать, что бы ни происходило. И даже когда нам предоставили вакс-кабины не самого хорошего качества, никто не стал возмущаться и ругаться, мы продолжали работать.
- Как вы оцениваете выступления с точки зрения борьбы за завоевание квот для участия в Играх?
- У сидячих спортсменов существуют пять различных классов, а у стоячих - восемь. И в каждом из них могут выступать восемь спортсменов, но не больше четырех от страны в одном классе. Россию в Канаде представляли 23 "опорника" и 10 спортсменов с нарушением зрения. Они выполнили минимальные спортивные квалификационные критерии и (в случае допуска IPC россиян к Играм) получат возможность выступить на Паралимпийских играх. Но как будет на самом деле, я сейчас не берусь судить.
- Какой реальный вариант допуска может быть?
- Я допускаю, что может быть любой вариант развития событий. Пока мы подали заявку на участие в статусе нейтральных спортсменов в следующем этапе Кубка мира, который пройдет в Германии.
В Госдуме отреагировали на решение IPC по Паралимпийскому комитету России >>>
- Когда состоятся старты, и в каком составе выступит команда?
- Соревнования пройдут с 20 по 29 января. Мы выступим примерно в том же составе, предполагается участие 31 спортсмена.
Нужно забыть про распри и обиды
- Как в целом вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с нашими паралимпийцами?
- Весь мир и мы устроены по-разному. И все наши попытки что-то сделать иностранцами воспринимаются по-другому. Из-за этого вместо того, чтобы спокойно обо всем договориться и заниматься развитием паралимпийского спорта в мире, начинаются какие-то распри и обиды друг на друга. Сколько это может продолжаться? Ведь против нас, паралимпийцев, вообще нет никаких обвинений, что у нас обнаружены царапины на пробирках или повышенное содержание соли в пробах. У нас же ничего этого нет, а нас обвиняют. И, естественно, любой нормальный человек, который не виновен, будет сопротивляться. Как я могу согласиться с тем, в чем меня обвиняют, если я этого не делала?
На стартах в Канаде не было спортсменов из Белоруссии, Украины, Финляндии. И при соперничестве с ними распределение медалей было бы несколько другим. Но я, как профессиональный спортсмен, могу сказать: конечно же, мне интересно соревноваться со всеми сильнейшими атлетами. Я не получаю удовлетворения, когда мои спортсмены выигрывают, а сильные конкуренты не выступают. Спорт - это все же соревнования. Да, спорт становится частью политики, но мы-то - тренеры, а не политики. И в последнее время читать прессу просто не хочется, потому что испытываешь только одно чувство - расстройство.
Терентьев: запрет паралимпийцам обозначать себя россиянами хуже Средневековья >>>
И на соревновании в Канаде мы испытали определенный шок. Потому что мы все - паралимпийская семья. Да, кто-то раньше с нами здоровался, а кто-то нет. Я в Канаде не могла общаться с командой и за всем смотрела со стороны. Я была отстранена, потому что являюсь членом исполкома Паралимпийского комитета России. Я не могла быть рядом с ребятами только по этой причине, а не из-за того, что меня в чем-то обвиняют. Раньше мы со всеми спортсменами дружили, обнимались, поздравляли с успехами. А сейчас, когда кто-то из тех, с кем нас связывали хорошие отношения, вдруг начинает проходить мимо, это шокирует ребят. Но таких атлетов было немного. Причем, напротив, некоторые из зарубежных спортсменов, которые раньше с нами не здоровались, вдруг начали общаться.
- А какие страны представляли спортсмены, изменившие отношения к россиянам?
- В общем-то, это отдельные атлеты из сборных Канады и США. Хотя при этом канадские девчонки хорошо общались и обнимались с нашими. И ведь на финише работали канадские специалисты, которые доброжелательно помогали нам, так же как и спортсменам из всех других стран. Я все это видела, никакого негатива не было.
- Негативное отношение было только со стороны некоторых атлетов из Канады и США?
- Да. Все остальные улыбаются, общаются и говорят, что без нас соревноваться неинтересно. И это было настолько приятно слышать и видеть. Все говорят: молодцы, что приехали, молодцы, что участвуете. И если посмотреть фотографии с церемоний награждений, то видно, что все обнимаются и улыбаются без какого-либо отчуждения. И ведь со мной, к примеру, в Канаде впервые поздоровался иностранный парень, который раньше не общался, а тут он мне на русском языке сказал: "Доброе утро!". Наши ребята рассказывают, что даже американский тренер подсказывал им, как они идут. Это говорит о том, что отношение к нам в сложившейся ситуации далеко не однозначное.
Мое личное мнение - всем нам сейчас надо прекратить все разбирательства. Нашим оппонентам они кажутся обоснованными, а нам - нет. Надо вместе заниматься спортом, потому что Паралимпийские игры - это главный праздник для всех. И когда-то ведь нужно остановиться, не так ли? Ведь всегда при каких-то раздорах тот, кто делает первый шаг навстречу, к перемирию, действует разумно. Ведь сильнейшие спортсмены должны выступать на главных соревнованиях четырехлетия. И не важно, из какой они страны, потому что это спорт. Ведь мы все переживаем, когда какой-либо знаменитый атлет получает травму перед крупным стартом. Независимо от того, какую сборную он представляет и какой это вид спорта.
Сенатор прокомментировал запрет паралимпийцам России упоминать страну в соцсетях >>>
- Ирина Александровна, наши спортсмены по-прежнему продолжают сдавать допинг-пробы?
- Конечно. Когда мы находились на тренировочном сборе в России, допинг-офицеры к нам приезжали три раза. И в первый же день по приезду в Канаду у нас взяли пробы, У Романа Петушкова даже, по-моему, три раза. У нас постоянно берут тесты на мочу и кровь. И, конечно, мы сдаем, стараясь не думать о чем-то плохом и о том, что пишут в прессе.
- То есть все требования IPC о необходимости сдать не менее двух допинг-проб в течение полугода до Паралимпиады выполнены?
- Да, мы уже сдали все необходимые пробы в требуемом количестве. И многие наши спортсмены вообще перестали что-то пить, чтобы, не дай бог, что-то было в составе напитка. На тренировках - только вода и чай. Поэтому про нашу честность говорить как-то даже неудобно.
Всех тревожит неизвестность
- Как себя чувствуют ребята в такой обстановке, они морально не подавлены?
- Когда мы поехали в Канаду, все были рады, что мы наконец-то примем участие в международных соревнованиях. Не могу сказать, что ребята подавлены. Скорее, угнетает неизвестность - мы тренируемся, выступаем и не знаем, что будет завтра. Если раньше у меня все было детально запланировано на четыре года вперед, то сейчас впереди - пустота. Сейчас я даже не знаю, что будет 1 февраля. И в этом плане всем нам, конечно, тяжело. Но стараемся справляться со всем, тренируемся и будем готовы к любому развитию событий.
- Насколько, на ваш взгляд, велика надежда на то, что российских спортсменов допустят к участию в Паралимпийских играх?
- Мы верим в то, что все будет хорошо. Надеемся на то, что рано или поздно, но поворот в нашу пользу должен произойти. Действительно, мы открыты для тестирования, обсуждения и общения. Надежда умирает последней, эта поговорка сейчас актуальна как никогда. Но мы верим, что все у нас получится.