Со дня на день кинохит "Движение вверх" станет самым кассовым российским фильмом в истории, а, возможно, и возьмёт недосягаемую ранее планку в 2 миллиарда рублей сборов. О феномене новогоднего проката размышляет Василий Конов.
"Движение вверх" о памятном баскетбольном финале олимпийского турнира 1972 года в эти минуты пробивает 1,5 миллиарда рублей сборов и в ближайшие выходные, с большой долей вероятности, станет самым кассовым российским фильмом, превзойдя 1,7 млрд "Последнего богатыря". Баскетбольная киноистория стартовала скромно, но на новогодних каникулах показала феноменальный рост сборов под 500% и прибавляла каждый день по 150-170 млн рублей.
Тем временем соцсети наполнились восторженными отзывами и рассказами о стоячих овациях на титрах и неподдельных эмоциях тех, кто шёл в кино по причине ошеломительного сарафана, не зная (!) истории трёх секунд и в итоге со слезами на глазах наблюдал победную концовку и бросок Александра Белова после паса Ивана Едешко.
Многие в силу возраста могли не только не знать, но даже не слышать о той легендарной победе. Ведь одна из проблем российского спорта, на мой взгляд - у нас не умеют делать героев. Чтобы это понять достаточно посмотреть на героев тех самых Олимпийских игр. Много ли героев 1972 года вы вспомните? Вот прямо сейчас, без подсказки. У советских спортсменов в Мюнхене было 99 (!) медалей. Из них 50 - золотые. Фаина Мельник? Людмила Брагина? Борис Кузнецов? Александр Шапаренко? Вот кого из них вы вспомните? Никого? А это люди, которые тогда были круче многих нынешних звёзд.
Михаил Сучков, долгое время работавший в "Р-Спорт" в отделе статистики, посмотрел на количество просмотров страницы "Финал баскетбольного турнира Олимпийских игр 1972" в Википедии за последний месяц. Практически с нуля к 20 числам декабря до стабильных 50 тысяч в каникулы, когда был пик интереса к "Движению вверх". Это означает, что кино работает как двигатель интереса аудитории к спорту в целом. Люди, которые а) не интересовались спортом, б) не интересовались баскетболом, в) не знали ничего о том самом финале, пошли и прочитали про это. Возможно, сейчас рванут вверх и продажи одноимённой книги.
И это хорошо! Как хорошо было после "Легенды №17", когда сотни тысяч начали искать информацию о хоккейной суперсерии и о жизни Валерия Харламова. Это означает, что данный вариант популяризации спорта работает! Это ли не здорово?
И теперь у большинства жителей России, которые сходили в кино (а таких уже более пяти миллионов человек) первая ассоциация с Играми-1972 будет не с терактом в Мюнхене и "чёрном четверге", а с 3 секундами Йозефа Блаттера. Да, по легенде хронометристом матча был будущий глава ФИФА, хотя на самом деле за секундомером следил Андре Шопард, чьим начальником и был Блаттер. Под документом стоят их подписи, но за стрелкой наблюдал именно Андре.
Сам Блаттер позже говорил, что помнит этот момент: "Отлично помню тот случай, но решение принял не я! Кто же мог тогда подумать, что эти три секунды все перевернут и СССР вырвет победу?! Сразу после матча у меня возникло много трудностей, и я впервые ощутил на себе, какой серьезной критики можно подвергаться в мире спорта". То есть тут мы получили возможность не только обновить информацию или что-то узнать, но и развеять миф.
И пусть сейчас вовсю говоря про фактические ошибки или про манеру бросков и "в 1972 слэм-данков не было", вот всё равно - вы в кино идёте или на лекцию? У кино чуть другие задачи - развлекать и побуждать что-то узнавать. Про просмотры страницы в Вики - выше. Кино - это не точная наука, тут я согласен с Аршавиным про ожидания. Глупо, читая Дюма, сверять его фактуру с учебником истории. Прекратите требовать от кино точного соответствия фактам.
Вы понимаете, какой объём информации открыл этот фильм, какой объём информации про спорт и околоспорт поглощается аудиторией? И это всего лишь одна из сотен историй, которые достойны экранизаций и рассказов. Про Харламова, Корбут, Карелина, Сметанину, Латынину - это бесконечный список! А разве вам не хочется посмотреть на историю Алины Кабаевой от Сиднея с обручем до золота в Афинах? Почему бы этой истории - рассказывать про наши победы и наших героев - не стать традиционной?
Уверен, что уже февральский Пхенчхан-2018 добавит в этот список новые имена и новые истории. Вы же хотите продолжения?
P.S. Кстати, никогда не хожу в кино, если мне не понравился трейлер. Это первый случай, когда готов (но пока не сделал этого) изменить своим кинопринципам.