До зимних Олимпийских игр в Пекине уже меньше четырех лет. Самый успешный тренер в мире женского одиночного фигурного катания Этери Тутберидзе уже осознает, что Брайан Орсер бросил ей вызов, взяв в ученицы Евгению Медведеву. Но Этери Георгиевне в ближайшие годы чаще придется соперничать не с улыбчивым канадцем, а со своими коллегами-соотечественниками, которые тоже мечтают усадить своих воспитанниц в олимпийский kiss'n'cry и вдоволь вместе наплакаться, получив лучшие баллы. Корреспондент РИА Новости Анатолий Самохвалов называет имена тех, с кем Тутберидзе предстоит в ближайшее время играть в "царя горы".
"Кто эти люди, Михаил Сергеевич?" - спрашивал в свое время Дмитрий Дибров первого президента СССР Михаила Горбачева, наивно надеясь на конкретный ответ. "Их все знают", - отвечал глава государства. Наших героев тоже "все знают", только круг знатоков у кого-то пошире будет, у кого-то поуже. Как в футболе у Ольги Смородской.
Я не склонен здесь и сейчас набрасывать проценты и вычислять вероятность того, кто и с какой силой первым тяпнет Тутберидзе за ее самолюбие, кто будет вторым, а кто последним – уже в Пекине. Кто-то из них, может, и вовсе разочаруется в своей работе и к 2022 году станет диванным критиком. Но мечтать полезно.
Она же Буянова. И она уже собирает расширенный пекинский состав своей сборной России. В ЦСКА открыли новый каток, отпраздновали 95-ю годовщину создания общества, и на столетие генералы хотят аплодировать не только Аделине Сотниковой, взявшей золото в далеком Сочи, но и новой героине.
Водорезова – человек с неуемной энергией, она даже в уставшем состоянии способна мотивировать спортсмена на подвиг. В ее штабе профессионалы на любой вкус – от раскрученного на весь мир мастера постановки Петра Чернышева и Максима Завозина, который улучшит скольжение даже неотесанному полену, до увлеченного "технаря" Александра Успенского.
Раньше он занимался в основном Еленой Радионовой, и она продолжает быть действующей фигуристкой ЦСКА, но приоритеты, видимо, нынче чисто профессионально становятся другими.
У Водорезовой есть команда спортсменов, но нет примы. И даже нет костяка. Невозможно сказать, на кого будет сделана олимпийская ставка. Даже если ввести Елену Германовну в состояние гипноза и попробовать выпытать у нее имя "той самой", она запнется. Не знает она эту девочку. И вычислять, похоже, не берется, просто укрывая под своим крылом признанные в юниорском фигурном катании таланты.
Например, Анастасия Губанова – фигуристка, про которую еще юная Мария Сотскова вспоминала как о наступающем поколении. Сегодня обе взрослые и обе в ЦСКА в труппе номер один. У Водорезовой.
Плеймейкера в футболе нормальный тренерюга вычислит по паре тренировок. Фигуристку в Губановой увидит и нормальный журналюга после нескольких Настиных движений. Хочешь - и Сотникову в ней разглядишь, хочешь - и Костнер.
Но в голове разом пробуждаются пессимизм и романтизм, когда понимаешь: арсенал творчества-то виден весь, только маленькой Саши Трусовой в Губановой не уловить. "И слава богу!" - воскликнет опытный тренер, не склонный судить фигурное катание по каскадам с риттбергером. Но Водорезову риттбергеры не могут не волновать, и это теперь ее дилемма – как навесить на плечи Губановой всю эту прыжковую арматуру и не убить в ней все живое.
С Сотсковой у Водорезовой в принципе все получилось, Олимпиады они добились при всех антропометрических особенностях Маши. Но как воспримет усложнения сама Сотскова? Она как-то говорила мне про четверной сальхов. Идет ли он ей навстречу, я пока не знаю.
Полину Цурскую тоже не назвать практичным вариантом для достижения результата. В сезоне-2015/16 мне казалось, что и тренер ей не нужен. Всё в ее теле – мощь, балет, прыжки как у прыгуна тройным. А бывает ли в человеке таланта больше, чем в Цурской? Хотелось бы услышать аргументированный ответ. Елена Германовна, слово за вами. А в уме держим еще Радионову, которая опять начинает с начала.
Наверное, ближайшие два года покажут, насколько ЦСКА конкурентоспособен по сравнению с "Хрустальным", иначе Водорезовой придется вновь приступать к селекционной работе.
И еще не стоит списывать нежданные варианты вроде прогресса кого-то из игроков "второго плана". Типа оставшейся от Инны Гончаренко Софьи Истоминой, которая после проблем со здоровьем с упоением стартовала на декабрьском чемпионате России и резала там лед между Алиной Загитовой и Сотсковой, выделяясь красивыми линиями и широтой катания. "Девочка для спорта", - сказал бы Плющенко.
Ругаться не стоит. Евгений Плющенко – тот, кто будет вам три года показывать "Снежного короля", но потом первым заметит восход Солнца и перевернет весь расклад на 180 градусов. В его дверь запросто может кто-то постучаться перед Пекином. И он пустит.
Команда Плющенко, Team Plush, только набирает мощь, его специалисты пока не обладают авторитетом, но подлинная сила Плющенко не в расчете и системности работы, а в его умении ухватить золото как бы невзначай. Чемпионская интуиция. Ждите, ребята, Плющенко в Пекине! Не гостем он будет там.
Он уже говорил журналистам про задачу третьего места на чемпионате России для Владимира Самойлова. И про "своего фигуриста" в Пекине. Я даже в интервью у него об этом не переспрашивал, потому что чую – заработает "для спорта" Плющенко не сегодня, а позже.
Светлана Панова
Когда Светлана появится на Олимпиаде, мы сможем от души сказать: фигурное катание в России развивается.
"Панова – лучший тренер в Москве", - разъяснял ситуацию Алексей Василевский своему шефу Евгению Плющенко во время официального тренерского дебюта того на юниорском первенстве Москвы.
"Линии четкие у всех ее спортсменок", - отметил уже сам Плющенко, посмотрев на третью по счету фигуристку Пановой.
На катке в Новокосино Светлана подготовила Марию Сотскову для Водорезовой, Анастасию Тараканову – для Тутберидзе. Для кого она сейчас готовит Алену Канышеву и Ксению Синицыну? Первой скоро исполнится тринадцать, второй – четырнадцать. И учитывая динамику роста девчонок и умение Пановой готовить спортсмена "под ключ", уже через сезон им вполне будет по силам конкурировать с лучшими одиночницами на взрослом чемпионате России.
Панова из тех тренеров, кто стабильно работает на результат "по средствам". У нее нет суперусловий, но она умеет организовать спортсмену полноценный процесс тренировок и квалифицированной постановки программ. Ее ценят умные люди за рубежом. Года четыре назад она едва не завершила тренерскую карьеру, но, случись оно, в России бы этого никто не заметил. Не заметили бы и сейчас, разве что в раздевалках первенства Москвы был бы слышен довольный шепот менее эффективных коллег.
Ближайший олимпийский цикл - время Пановой изменить свое положение. Она должна наконец стать более заметной фигурой в российском тренерском пространстве. Выбраться из юниорского контекста "лучшего тренера в Москве".
Тренер Нина Мозер вспоминала в интервью РИА Новости старые времена, в которых те, "кто остался (в Советском Союзе), тот встречал пенсию, работая с юниорами". "Да вы чернорабочие, а мы элита!" - и такие восклицания были в порядке вещей. А сегодня надо менять психологию. И самой Светлане Владимировне Пановой, и Федерации фигурного катания на коньках России.
Инна Германовна напоминает мне одного из моих любимых футбольных людей - Александра Бородюка. Оба избирательны настолько, что кажется, что они попросту теряют время, пока их потенциальные ученики ходят на вторых ролях у других.
После одного из опытов тренерской деятельности Бородюк рассказывал мне, что жизнь у него протекает "в разговорах". "Их, разговоров, много, а понятного мало", - говорил он. Часто он сворачивал такие беседы фразой: "А сейчас давайте-ка кофейку попьем".
Отличие Генриховича от Германовны в том, что футбольный тренер пил эспрессо вприкуску с тирамису в компании российского менеджмента, а его коллега из фигурного катания при желании процедит не одну чашку с заинтересованным лицом откуда-нибудь из Австрии, Германии, Швейцарии и, конечно же, Китая. За его китайское олимпийское четырехлетие.
Но в конце Гончаренко будет очень придирчиво взвешивать все за и против, добавив на вторую чашу весов пару чугунных гирек. Она знает себе цену, но ее по-прежнему недооценивают в отечественном бомонде. Ее уход из ЦСКА был грустным. Так уходят со словами "что ни делается, то к лучшему". Когда на это лучшее надеются, но не могут его разглядеть. Насколько мне известно, между Гончаренко и отечественной федерацией до сих пор не было контакта относительно планов на будущее. И от этого еще печальнее.
А тренер хочет работать для России. "Заслуженный тренер России по-любому получит место работы", - сказал Максим Ковтун, который побыл рядом с Гончаренко какое-то время, а потом вернулся в ЦСКА. Где радостнее.
Если Гончаренко все-таки обоснуется в Москве, то за пару лет точно соберет вокруг себя дисциплинированных и подготовленных девчонок. А там, может, и Истомина вернется. Все же не доделали они с Гончаренко дело.
Анна Погорилая не тренер, но, кажется, она еще способна пойти против всех, за себя, бросив вызов Тутберидзе и ее замечательным фигуристкам. У нее есть тренер Анна Царева, но чтобы вернуться в нормальный спорт, Погорилой нужна она сама и ее здоровая спина.
Объединяться ей не с кем, слишком осознанного она уровня спортсменка с неповторимой манерой поведения на льду. Специалист по скольжению легко найдет изъяны в ее катании, гуру актерского мастерства в какие-то моменты и вовсе расхохочется, найдя для себя фронт работы. Но никто не раскроет Погорилую, пока не услышит ее саму.
Погорилая, пожалуй, идеологический оппонент Тутберидзе. Только мнение Анны умело глушится в зародыше, как wi-fi в местах большого скопления людей. Она всегда отстаивала ценность роскошного женского катания, а на сложные прыжки юных фигуристок реагировала саркастической улыбкой. "Пока они все маленькие, им легко. Потом наступит пубертат – и все, начнутся всякие прикольчики", - говорила она в одном интервью РИА Новости.
А потом сказала в другом: "Я и так вижу, что две девочки уже прыгают эти (четверные) прыжки. Все это до поры до времени, пока они маленькие, худенькие. Поэтому я и не волнуюсь. У девушек очень большая редкость, если подготовку не ломает пубертат. Если этого не происходит, скорее, что-то не так с организмом. И потом "накроет" еще больше".
У меня всегда складывалось впечатление, что Погорилая верит только в себя. Если б она верила еще и другим, возможно, и спину уже бы под контроль поставила, и тренера бы "своего" нашла. Она будто насыщалась порцией кислорода, говоря об опыте работы с Николаем Морозовым и Мишей Джи. Но они всего лишь хореографы, которые, сделав дело, переключались на другую сотню своих и чужих забот. А Погорилая так и заканчивала свои старты слезным ручьем.
Пхенчхан был завален, и уже не так важно, почему. Важно, что Анна чувствует свое направление. Ей бы партнера. Не танцевального, конечно.
Возможно, я кого-то позабыл, перебирая свои домыслы. А они завтра возьмут да выпустят на лед убедительную фигуристку. Ведь не хватало нам в февральской Корее Алексея Мишина, который может радовать не только Каролиной Костнер, но и Софьей Самодуровой.
Или Сергея Давыдова, или Евгения Рукавицына, сосредоточившегося на воспитании Дмитрия Алиева, или Алексея Урманова, Валентины Чеботаревой… Впрочем, дело тут совсем не в алфавитном порядке.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.