МОСКВА, 6 июн - РИА Новости, Олег Богатов. Практику ничейных результатов, которые можно оценить как заключение мирного соглашения без видимых элементов борьбы, иногда можно характеризовать как разновидность турнирной стратегии игроков, заявил РИА Новости исполнительный директор Российской шахматной федерации (РШФ) Марк Глуховский.
Чемпион мира норвежец Магнус Карлсен заявил норвежскому телеканалу, что россиянин Сергей Карякин и азербайджанец Шахрияр Мамедьяров могли сыграть договорную ничью во время проходящего турнира в Ставангере.
"В шахматах существует многолетняя традиция договорных или, как говорят шахматисты, "расписных" ничьих, - сказал по телефону Глуховский. - Она появилась не вчера, это довольно распространенная вещь. Я ничего не могу сказать по поводу конкретной партии, об этом могут говорить лишь сами игроки. Но для подавляющего большинства шахматистов это не обвинение. Почти все большие шахматисты когда-то соглашались на ничью без игры. Сергей с Шахрияром, кстати, сыграли между собой немало результативных партий. И никто не отменял большого количества ничейных вариантов, которые заложены в самой природе шахмат".
"Так устроен вид спорта, что ничья является закономерным результатом, - добавил эксперт. - Но иногда соперники изначально не возражают против ничьей. И в шахматах нет традиции борьбы с договорными ничьими, в этом нет ничего постыдного, это зачастую может быть частью турнирной стратегии того или иного гроссмейстера. Кстати, эта стратегия терпит крах, если вы конкурируете с человеком, который не согласен на ничью без борьбы. А в истории шахмат таких бескомпромиссных гроссмейстеров очень мало - Роберт Фишер и Карлсен".
Собеседник агентства отметил, что многие известные шахматисты порой расценивали подобные ничьи как элемент турнирной стратегии.
"Обычно проблему "расписных" ничьих поднимают шахматисты, которые сами никогда не согласны на ничью без игры. Самый известный скандал на эту тему был связан с советским сговором на турнире претендентов в Кюрасао (в 1962 году). В этом турнире три наших гроссмейстера расписывали между собой ничьи, и Фишер был этим страшно возмущен", - заключил Глуховский.