Корреспондент РИА Новости Сергей Астахов рассказывает о полузащитнике сборной Туниса Вахби Хазри, самом ярком игроке сборной Туниса, которая сегодня завершит выступление на чемпионате мира.
Хазри родился 8 февраля 1991 года на юге Корсики, в городе Аяччо. Там же, где и великий французский полководец Наполеон Бонапарт. С армией у Хазри отношений сложиться не могло: ребенок выбрал увлечение более мирное, чем оружие - футбольный мяч.
Будущий лидер "Орлов Карфагена", как называют сборную Туниса, был не единственным ребенком в семье. У самого младшего из Хазри изначально не было шансов стать кем-то, кроме как футболистом. "Отец всегда любил футбол, сам играл с друзьями. Мой старший брат тоже был футболистом, как и я. Как видите, у Вахби особо выбора не было", - смеется один из братьев Хазри.
И в три с половиной года родители отдали сына в школу "Газелек Аяччо". В 13 лет надо было решать: оставаться здесь или уходить в "Бастию". Семья проголосовала за переезд на Север - в лагерь врага. Несмотря на напряженные отношения фанатов двух клубов, "Бастия" привлекала более качественным спортивным и школьным образованием для ребенка.
Зидан – пример для подражания
Чемпионат мира-1998 во Франции усилил желание Хазри стать большим футболистом. Мальчишка старался не пропускать ни одного матча турнира, а когда играла любимая Франция, сидел перед телевизором и восхищался своим кумиром Зинедином Зиданом. Золотое поколение "трехцветных", добавивших к победе на чемпионате мира титул чемпионов Европы-2000, лишь укрепило его веру в светлое будущее.
Будучи ребенком, он выделялся среди сверстников лидерскими качествами, желанием быть лучшим в каждой игре. Если в "Аяччо" Хазри считался главной звездой, то в "Бастии" тренеры дали понять: парень, королем ты был там, здесь же надо быть одним из многих. Но Вахби трудности лишь закалили.
Трудный выбор
В 15 лет Хазри получил свой первый вызов в юношескую сборную Франции. Не сидели сложа руки и в Тунисе. Так на протяжении семи последующих лет Вахби менял две сборные как перчатки. За "трехцветных" он отыграл в трех возрастных командах, за тунисцев – в двух. "Я обязательно сделаю правильный выбор", - говорил тогда Хазри.
После семейного совета хавбек остановил свой выбор на африканской сборной. Во французской команде пришлось бы выдержать мощную конкуренцию, тогда как здесь место в составе завоевать было проще. Такой выбор один из братьев Хазри описал так: "Вахби очень счастлив, что будет играть за Тунис. Он сделает все возможное, чтобы помочь команде покорить новые высоты". Знал бы он тогда, что его слова станут пророческими.
Отметив совершеннолетие, Хазри получил возможность дебютировать за "Бастию". Голевая передача в первой игре, гол спустя несколько недель, страсть и юношеский максимализм. Эти слагаемые заставили говорить о молодой звездочке местную прессу и болельщиков. Казалось, дорога в высший дивизион чемпионата Франции будет устлана лепестками роз, а богатый клуб не пожалеет пары миллионов евро на трансфер.
Вместо сказки Хазри ждала жестокая реальность. Из второй лиги на один сезон "Бастия" опустилась в третью, а сам футболист никуда не перешел. Мечта о большой карьере разбилась в пух и прах? Не тут-то было, ведь Вахби никогда не унывает в тяжелой ситуации: "Трудности только закаляют". Он верил, что за черной полосой обязательно наступит белая. И в следующие два года вместе с командой он поднялся в лигу 1, попутно демонстрируя завидную статистику по голам и передачам.
Горячая кровь
Само собой, интерес к Хазри стали проявлять именитые клубы Франции. Ходили разговоры и о возможном трансфере в итальянский "Лацио". Но проворнее всех оказался "Бордо". Жирондинцы, некогда флагманы французского футбола, удачно встроили Хазри в свою игру, позволив атакующему хавбеку и дальше много забивать и раздавать голевые передачи партнерам. Здесь же корсиканцу пришлось столкнуться с первым публичным недовольством тренера.
В одном из матчей Хазри не реализовал пенальти, пробив в стиле Антонина Паненки. "Не в первый раз говорил ему, что он не имеет права ставить личный интерес выше командного", - гневался Вилли Саньоль. "Продолжу бить и дальше. Так, как захочу. В конце концов, тренер в "Бордо" не донца жизни", - шутил в ответ Хазри.
Хоть родня Хазри и утверждает, что парень вырос спокойным и добрым человеком, свободное время уделявшим видеоиграм, место рождения повлияло на его темперамент. Пословица гласит: "Язык мой – враг мой". И это точно описывает характер Хазри. Будучи уже игроком "Ренна", футболист получил две желтые карточки в течение 10 секунд за споры с судьей.
А в товарищеском матче с командой Мавритании пару лет назад что-то не поделил с 19-летним Мустафой Диавом и толкнул его в спину, а после словесной перепалки ударил кулаком в лицо. Дисквалификации за мордобой удалось избежать только чудом.
Показателен и другой случай в национальной команде. На Кубке африканских наций-2017 в матче 1/4 финала Хазри демонстративно отказался пожать руку тренеру после своей замены. Турнир завершился бесславно, а Вахби был выдворен из состава. Открытый конфликт в сборной погасила Тунисская федерация футбола, уволившая тренера.
"Только вместе сможем выбраться из дерьма"
Безразличие - не про нашего героя. Если дела не идут, Хазри может говорить очень жестко даже с фанатами. Не каждый решится воевать с армией болельщиков, которые в один миг могут превратить твою жизнь в сущий кошмар.
"Игроки понимают, что болельщики недовольны положением дел. Мы должны быть вместе, чтобы выбраться из этого дерьма. Я очень раздражаюсь, когда просыпаюсь по утрам и вижу, на каком месте идет "Бордо". Я ненавижу проигрывать, ведь я боец, - сокрушался Хазри, когда его команда оказалась на 17-м месте. - Как и любому человеку, мне не нравится, когда меня критикуют. Меня бесит, что некоторые получают от этого удовольствие. У меня только одно желание – заткнуть критикам рты. Я всегда говорю то, что думаю".
Хазри любит возиться с мячом, смещаться с флангов в центр или убегать по бровке к воротам. Остановить его без фола не всегда возможно. Накрутить двух-трех соперников, после чего отдать передачу метров на 30, проблем не составляет. Мощные удары с правой ноги из-за пределов штрафной тоже таят угрозы для вратарей.
Именно такого футболиста искал себе в команду главный тренер "Сандерленда" Сэм Эллардайс, не пожалевший на трансфер девяти миллионов фунтов стерлингов. "Вахби является быстрым, динамичным атакующим игроком. У него много качеств - не только подачи с флангов и стандартов, но и, конечно, умение забивать голы. Его универсальность, определенно, дополнит имеющиеся у нас варианты игры впереди", - говорил он. Похвала от "Большого Сэма" дорогого стоит.
В Англии Хазри начал показывать свой класс сразу. Новичок "черных котов" мечтал о премьер-лиге и не собирался упускать возможность блеснуть перед требовательной и взыскательной публикой. А его голы в ворота "Челси" и "Манчестер Юнайтед" помогли клубу удержаться в элите. Однако новый тренер Дэвид Мойес уже не видел в полузащитнике ключевого футболиста команды. Доверия и матчей в стартовом составе становилось меньше, а Хазри все чаще выглядел бледной тенью самого себя.
Иногда, чтобы двигаться вперед, необходимо сделать два шага назад. Не снискав особой славы в Англии, он вернулся во Францию, уйдя в аренду в "Ренн". "Ни секунды не жалею, ведь это была премьер-лига, тот самый чемпионат, который меня всегда привлекал", - вспоминает Хазри свой английский период карьеры. И добавляет, что хотел бы вновь попробовать себя на таком уровне.
Во Франции Хазри расправил орлиные крылья и вновь стал ключевой фигурой в команде. "Когда я уверен в себе, мне многое удается", - делится секретом возрождения Вахби. Звание лучшего бомбардира "Ренна" сезона-2017/18, близость завоевания путевки в Лигу Европы, где бретонцы не играли семь лет, любовь болельщиков и безграничное доверие тренера, назвавшего своего лидера "бретонским Кавани".
В России Хазри дебютировал на чемпионате мира. "Спустя 12 лет мы смогли сделать это, прошли квалификацию и сыграем в России, - говорил Вахби перед мундиалем. - Я очень счастлив, весь народ Туниса гордится этим событием", - радуется Хазри. Для лидера "Орлов Карфагена" авторитетов на футбольном поле нет: "Не боимся никого. Мы уважаем каждого соперника, но пусть такое уважение будет и к нам". Хазри родился на родине Бонапарта, а гордость, отвага и честь всегда были в крови корсиканцев, готовых покорить мир.