Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, в чем именно состоит величие футбольного достижения сборной России, и приходит к выводу, что ругать свою сборную мы умеем гораздо лучше, чем ее хвалить.
Самара, откуда многие российские журналисты были вынуждены наблюдать первый в российской истории матч 1/8 финала чемпионата мира, - город длинный. От стадиона до центра почти час езды, и первым впечатлением после того, как трансляция исторического для России матча в Лужниках был закончена, и автобусы-шаттлы потянулись развозить журналистов из пресс-центра, стало непривычное спокойствие улиц. Ни тебе победных автомобильных гудков, ни развевающихся флагов из окон, ни скандирующих здравицы болельщиков. Словно все эмоциональные силы огромной страны как-то враз закончились – одновременно с прыжком Игоря Акинфеева во время пятого пенальти.
Похожая картина наблюдалась чуть ранее и в самом пресс-центре самарского стадиона, где сразу по окончании тренировочных сессий сборных Мексики и Бразилии на всех без исключения экранах запустили трансляцию российско-испанского матча. За Россию болели все, включая бразильцев и мексиканцев, командам которых предстоит биться за выход в четвертьфинал завтра.
Почему болели – понятно: чемпионат превосходно организован и обустроен, обе сборные прошли в плей-офф, еще никто не проиграл, соответственно, и настроение у всех хорошее: чего же не поболеть за хозяйку столь замечательного праздника? А вот у "хозяев" как-то враз закончился эмоциональный запас. Вроде и сказать что-то нужно пафосное и комплиментарное, а не выходит.
Ругать свою сборную у нас получается лучше. Даже по ходу вчерашнего матча критика нет-нет, да и проскакивала в интернет-комментариях: и играют, мол, недостаточно активно все, кроме Артема Дзюбы (и, понятное дело, сейчас доиграются), и Игнашевич сам своей команде гол привез, и в защиту как-то совсем глухо сели – опасно, и Смолов непонятно что на поле делает…
За несколько часов до игры я позвонила выдающемуся тренеру по фигурному катанию Татьяне Тарасовой, попросив ее прокомментировать свои ожидания накануне первого российского матча плей-офф. Но даже от нее я услышала: "Вы, конечно же, нашли, кому позвонить, Лена, - человеку, искренне убежденному в том, что футбола в нашей стране уже очень много лет не существует вообще! Я же выросла в футбольном дворе, в доме, где жили Бобров, Демин, Федотов. Болела за футболистов, переживала за них. Но тогда и результаты у нашей сборной были иными. Единственное, чего хочу увидеть сейчас, чтобы наши игроки сегодня не экономили силы, чтобы бежали, чтобы работали наотмашь, по-максимуму. Тогда есть шанс, что что-то может получиться".
Сразу после победы России над Испанией социальные ленты запестрели комментариями фигуристов, хоккеистов, легкоатлетов, конькобежцев – тех великих чемпионов, кто имел возможность присутствовать в воскресенье в Лужниках и наблюдать за матчем с трибун. Сложно было представить, что шквал невероятного ликования людей, выигравших в спорте все, что только возможно, вызван лишь тем фактом, что футбольная Россия прошла в 1/4 финала чемпионата мира, пусть и случилось это впервые в истории. Думаю, что настоящих ценителей спорта зацепило совсем другое: то, как играла российская сборная.
Ведь, положа руку на сердце, сложно не признать, что все предыдущие провалы, связанные с тем, что российские игроки на протяжении многих лет оказывались неспособны пробиться на чемпионаты мира и Европы, были связаны в подавляющем большинстве случаев не с невероятно сильными соперниками и не с отсутствием фарта. А прежде всего с собственной расхлябанностью и безалаберностью. С отношением к делу, другими словами. Именно это и заставляло представителей очень многих видов спорта относиться к футболистам с откровенным презрением: ну да, деньги большие по полю бегают. Ну так эти "деньги" тоже нужно тренировать?
В воскресенье страна увидела команду, играющую четко, дисциплинированно, понимающую, что и зачем она делает на поле, и максимально сконцентрированную на собственных задачах. Можно сколько угодно рассуждать о том, что атакующий футбол выглядит значительно привлекательнее оборонительного (и с точки зрения зрелища это действительно будет правдой), но можно сказать и о том, что идеально выстроить оборону и не допустить в ней грубых ошибок на протяжении двух полных часов игры – нечеловечески сложная задача. Особенно для тех, кто никогда в жизни не забирался на уровень столь серьезного во всех отношениях футбола – хоть и слышал о нем. Поэтому, собственно, я и написала в одном из недавних комментариев, что только теперь, после того, как сборная решила вопрос выхода из группы, она получила реальный шанс показать, чего на самом деле стоит. Поэтому и ликования преждевременны.
Неуместны они и сейчас. Чемпионат продолжается, есть время на то, чтобы зализать раны и собраться на следующий бой. Там, кстати, должно быть чуть попроще: все самое страшное, что только может случиться в плей-офф чемпионата мира, наша команда зачерпнула сегодня полной ложкой. Но ведь справилась?
Терпите, парни! У вас нет другого выхода. За вами – страна…