Корреспондент РИА Новости Сергей Яременко в блоге агентства размышляет о том, какие новые возможности в футболе открыла система видеопомощи арбитрам (VAR) и как ими лучше всего воспользоваться.
Одно из самых ярких воспоминаний из футбольных "нулевых": чемпионат мира-2002, матч сборных Бразилии и Турции. Ривалдо стоит у углового флага и готовится исполнить "стандарт". Турок Хакан Унсал чуть сильнее, чем нужно, отбрасывает мяч в сторону бразильца и попадает тому в ногу. Ривалдо падает на землю, корчится от боли, а арбитр без колебаний выгоняет Унсала с поля.
"Действия соперника были настолько возмутительны, что я намеренно изобразил, якобы мяч попал мне в лицо, чтобы его удалили", - признался сразу после игры Ривалдо. На самом деле его поступок был куда более возмутительным и даже омерзительным, чем действия Унсала.
Система видеопомощи арбитрам, успешно отработавшая на чемпионате мира в России, должна покончить не только с такими вопиющими примерами, но и с обычной мелкой симуляцией ради штрафных или пенальти.
Очевидная заслуга VAR в том, что мошенничества в стиле Ривалдо или Марко Матерацци на чемпионате мира в России замечено не было. Никто не хватался за лицо после несильного тычка в грудь, никто не изображал перелом носа или челюсти там, где их и в помине не было. "Большой брат", наблюдающий сверху, отсекает саму мысль о таком поведении – судьи все увидят и накажут по полной программе.
Но мелочи, которые заставляют хоккейных или регбийных болельщиков хохотать над футболистами, остались. Флагманом этой мелкой симуляции стал Неймар. Неслучайно бразилец стал первым игроком на чемпионате мира, которого официально поймали за руку на таком поведении. В матче против сборной Коста-Рики лидер "селесао" картинно завалился в штрафной, и судья Бьорн Кейперс купился было на трюк, но потом посмотрел видео и отменил пенальти. Правда, желтую карточку Неймару не показал. Свой "горчичник" бразилец получил две минуты спустя за то, что ударил по мячу без свистка и наорал на судью. А если бы у него уже была законная желтая за симуляцию?
К середине чемпионата мира падения Неймара превратились в мем – он валился на землю так часто, что смеяться над ним стали даже бразильские болельщики. Я своими глазами видел группу фанатов "селесао", которые развлекались тем, что синхронно падали на траву с криком "Неймар!" в парке перед стадионом "Санкт-Петербург".
Защитники нежного бразильца принялись рассказывать о его пониженном болевом пороге и привычке к бесконтактному футболу, которую он выработал за пять сезонов в "Сантосе". Оба аргумента выглядели странновато. Неужели в мире только один футболист с нетерпимостью к малейшей боли? Тогда Неймар действительно уникален. Пять сезонов в "Сантосе" – это, конечно, хорошо, но ведь в Европе бразилец отыграл ровно столько же. Неужели так и не привык к жесткому футболу? Да и как быть с его партнерами по сборной? Филиппе Коутиньо, Паулиньо, Виллиан и даже хрупкий на вид Габриэль Жезус не валятся на газон при каждом дуновении ветра. Разве они не росли в условиях "мягкого" бразильского футбола?
Система VAR дала судьям возможность выявлять симуляции, но дальше действовать должны они сами. Бьорн Кейперс в том самом матче сборных Бразилии и Коста-Рики обязан был выписать Неймару желтую карточку при первой же зафиксированной камерами симуляции, а за рецидив неспортивного поведения – выгнать с поля. В последующих матчах к футболисту, уличенному в подобных трюках, должно быть приковано особое внимание судей, особенно тех, что сидят за мониторами. Когда мелкие симулянты поймут, что каждое их падение изучается под микроскопом, а за любую попытку обмануть их ждет неминуемая желтая карточка, желание хитрить сразу пропадет.
Видеопомощник у судей уже есть. Теперь нужна воля, чтобы правильно им пользоваться.