С 27 по 30 сентября 2018 года на "Сочи Автодроме" пройдет пятый, юбилейный Гран-при России "Формулы-1". Организация столь масштабного события требует серьезных усилий со стороны большого количества людей. Серия материалов "Мы делаем Гран-при" расскажет вам обо всех аспектах и тонкостях работы сотрудников АНО "РОСГОНКИ", занимающихся подготовкой проведения этапа чемпионата мира "Формулы-1" в Сочи.
Работа этих людей во время Гран-при порой остается в тени – однако без них не может состояться ни один гоночный уик-энд. Речь о спортивных судьях.
Подготовкой спортивных судей, их еще в автогонках называют маршалами, для отечественного этапа "Формулы-1" занимается Российская автомобильная федерация (РАФ), которая является спортивным организатором Гран-при России. Задача этих людей совместно со специалистами "Сочи Автодрома" обеспечивать спортивную безопасность соревнований.
"Российская автомобильная федерация является спортивным организатором Гран-при России с 2014 года, – отмечает генеральный директор АНО "РОСГОНКИ" Алексей Титов. – РАФ обладает большим опытом подготовки судейского состава, а квалифицированная и слаженная работа спортивного персонала российского этапа не раз получала высокую оценку экспертов FIA. Уверен, что наша совместная работа позволит провести соревнование на самом высоком уровне".
Тяжело в учении
Работа судьей на Гран-при России является мечтой множества людей, увлеченных автомобильным спортом. Но одного желания для этого мало. Все претенденты обязаны пройти специальную подготовку и аттестацию в ходе учебных семинаров.
"Подготовка проходит по плану, – отмечает исполнительный директор Российской автомобильной федерации Сергей Иванов. – Сейчас идет напряженная работа, мы определяем списки тех, кто поедет работать на Гран-при России. В нашей команде маршалов – а все они, подчеркну, являются добровольцами – уже сформировался костяк, на который мы опираемся, но будут и новые люди – мы ожидаем около 20% новобранцев, которые прошли соответствующую аттестацию. Но в любом случае очень важна практика. Так как с прошлого Гран-при России прошло уже почти полтора года, в течение нынешнего сезона мы организовали подготовку на базе этапов Чемпионата и Кубка России по кольцевым гонкам, чтобы наши судьи тренировались в условиях реальных соревнований".
Кроме этого, в рамках подготовки спортивного персонала Гран-при России организуются десятки специальных семинаров и тренингов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени, Смоленске, Нижнем Новгороде, Рязани, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Сочи.
"В этом году тренингов стало еще больше, – подчеркивает Иванов. – И наша задача не только обучить людей, дать им необходимые знания, но и сплотить коллектив для командной работы – это очень важный аспект".
![Маршалы убирают фрагменты от болидов Маршалы убирают фрагменты от болидов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/rsport/114021/12/1140211298_0:0:3169:2048_768x0_80_0_0_b6b77443f42afadb3d393791869ff048.jpg)
В спортивном отделе на "Сочи Автодроме" также идет активная подготовка.
"С точки зрения подготовки по сравнению с предыдущими годами никаких глобальных изменений нет – мы продолжаем сотрудничество по спортивной организации с Российской автомобильной федерацией, все идет в штатном режиме, – рассказывает руководитель спортивного отдела Валерий Котляров. – Конечно, труднее всего было в 2014-м перед первым Гран-при России, когда приходилось вникать во все новые для нас процессы. А сейчас уже все ясно и понятно. Конечно, всегда бывают определенные нюансы, но их мы решаем в рабочем порядке. Кстати, с новым руководством решать вопросы стало легче, потому что они сами люди из спорта – и с гонками хорошо знакомы".
"Глаза" и "руки" руководителя гонки
На предстоящем Гран-при России в общей сложности будут работать более 500 старших официальных лиц и спортивных судей и еще столько же специалистов различных служб.
![Маршал показывает желтый флаг во время гонки на российском этапе чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе Формула-1 Маршал показывает желтый флаг во время гонки на российском этапе чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе Формула-1](https://cdnn21.img.ria.ru/images/rsport/87055/42/870554296_0:0:2586:1794_768x0_80_0_0_05420aa38f93b19c65e9d6e0170e2d80.jpg)
Судейские бригады работают на флаговых и трековых постах (на "Сочи Автодроме" их в общей сложности 89), а также на пит-лейне. В случае аварии или вылета маршалы должны оперативно обеспечить эвакуацию машины и гонщика в безопасное место. Большая ответственность лежит на судьях, которые работают на так называемых флаговых постах – они обязаны все видеть и докладывать в рейс-контроль обо всех нарушениях и происшествиях на трассе и по команде из пункта управления гонки показывать перед пилотами тот или иной флаг.
Если флаговых маршалов можно назвать "глазами" руководителя гонки и гоночного Директора (им на всех этапах "Ф-1" является знаменитый Чарли Уайтинг), то трековые – это "руки". Именно они занимаются очисткой гоночного полотна от обломков и эвакуацией поврежденных машин. Любой выход на трассу возможен только по прямому указанию из пункта управления гонки.
С 2016 года на российском Гран-при была введена новая для отечественного автоспорта должность – старший судья сектора. Это наиболее опытные спортивные судьи, которые, прежде всего, занимаются координацией действий всех маршалов и специальных служб при устранении последствий какой-либо крупной аварии. "Сочи Автодром" поделен на пять секторов, на каждом из которых есть свой старший судья сектора.
Помимо этого, по трассе рассредоточены пешие медицинские посты и группы быстрого медицинского реагирования, спасатели и бригады высвобождения, эвакуаторы и вилочные погрузчики.
Кстати, главное нововведение в техническом регламенте "Формулы-1" в этом году – внедрение системы защиты кокпита Halo – отразилось не только на внешнем виде машин, но и на подготовке судей.
"В связи с появлением Halo изменилась методика работы бригады извлечения, – рассказывает Сергей Иванов. – Наши представители участвовали в специальных семинарах, посвященных именно этой теме, а персонал бригад извлечения пройдет соответствующую подготовку".
Единый механизм
Весь персонал, работающий на Гран-при "Формулы-1", можно назвать огромным механизмом с множеством деталей, и каждая деталь имеет важную функцию.Противопожарная служба насчитывает более 170 человек. Три бригады извлечения всегда готовы к тому, чтобы помочь пилоту выбраться из кокпита, если он не сможет этого сделать самостоятельно – как это, например, произошло во время тренировки Гран-при России 2015 года с Карлосом Сайнсом.
![Болид гонщика Торо Россо Карлоса Сайнса-младшего Болид гонщика Торо Россо Карлоса Сайнса-младшего](https://cdnn21.img.ria.ru/images/rsport/87025/05/870250550_0:0:2793:2048_768x0_80_0_0_59f7d8805865b88c67fb19b4f3cbec26.jpg)
"Когда находишься в 20 метрах от такой аварии, конечно, дух захватывает очень сильно – буквально дыхание перехватывает, – делится впечатлениями один из маршалов. – Казалось бы, всё произошло за пару секунд, а в голове – словно в замедленном повторе. Как машина вылетает, как врезается…".
Второй поворот на "Сочи Автодроме" традиционно является излюбленным местом для зрителей и фотографов – именно здесь постоянно происходят эффектные противостояния пилотов, которые порой заканчиваются столкновениями. В прошлом году именно в этом месте столкнулись Джолион Палмер и Ромен Грожан. В итоге трековым маршалам предстояло быстро эвакуировать разбитые машины и убрать обломки с гоночного полотна.
"Маршалы трекового поста поста отработали очень хорошо, - оценил действия российских маршалов руководитель гонок "Ф-1" Чарли Уайтинг. - Машина безопасности была на трассе всего 3 круга, но могла ограничиться даже двумя. А ведь помимо самих автомобилей, нужно было убрать множество мелких обломков, оставшихся после аварии. И эта работа была сделана на отлично".
От Калининграда до Владивостока
Отдельно стоит отметить широкую географию. На Гран-при России приезжают судьи со всей страны – от Калининграда до Владивостока.
![Маршалы на трассе Гран-при России Формулы-1 Маршалы на трассе Гран-при России Формулы-1](https://cdnn21.img.ria.ru/images/rsport/114021/11/1140211129_0:0:3308:2048_768x0_80_0_0_1a9a6bebd84adaf4d5ceca8a636a89a0.jpg)
"На грядущем Гран-при России будут работать судьи, представляющие около 50 регионов нашей страны, – подчеркивает Сергей Иванов. – Кроме того, к нам приедут представители восьми зарубежных стран: Великобритании, Канады, Индии, ОАЭ, Латвии, Азербайджана, Австралии и Молдавии. Наши судьи, кстати, тоже уже регулярно участвуют в крупных международных соревнованиях в других странах".
В Международной автомобильной федерации высоко оценивают спортивную организацию Гран-при России.
"Из года в год спортивная организация только улучшается, – отмечает Уайтинг. – И маршалы на трассе, и, конечно, руководство гонки совместно проделали за предыдущие годы великолепную работу. Сформирована отличная команда судей, и общий профессионализм находится на очень высоком уровне. Все соответствует необходимым стандартам".
Для каждого судьи работа на Гран-при России – это большая честь.
![Маршалы во время тренировки пит-стопов на Гран-при России Формулы-1 Маршалы во время тренировки пит-стопов на Гран-при России Формулы-1](https://cdnn21.img.ria.ru/images/rsport/114021/09/1140210977_0:0:3246:2048_768x0_80_0_0_5c9d4a97678724836850978deb90bc90.jpg)
"Формула-1" – это само по себе запоминающееся событие. "Конечно, для нас подготовка к Гран-при и работа по его ходу – это тяжелый труд", – говорит руководитель спортивного отдела "Сочи Автодрома" Валерий Котляров. – Но примерно через неделю после финиша гонки ты начинаешь осознавать весь масштаб этого грандиозного события – и, конечно, приятно осознавать свою сопричастность".
Можно сказать, что спортивные судьи являются такими же неотъемлемыми участниками Гран-при, как гонщики и команды. И учитывая, какую подготовку проходят все эти люди, можно не сомневаться, что спортивная безопасность Гран-при России будет обеспечена на самом высоком уровне.