23 августа сезон фигурного катания можно будет считать по-настоящему открытым: в Братиславе стартует юниорская серия Гран-при, участникам которой предстоит с нуля написать рекордную историю этого вида спорта. Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, стоит ли придавать мировым рекордам большое значение и высказывает сомнение в том, что героини олимпийского Пхенчхана Алина Загитова и Евгения Медведева сумеют восстановить принадлежащие им позиции в рекордной табели о рангах.
Некоторое время назад Международный союз конькобежцев (ISU) официально перевел все действующие рекордные достижения фигуристов в разряд "исторических". То есть, недействительных – в рекордном понимании. Связано это с тем, что, начиная с нынешнего сезона, шкала оценки технических элементов претерпела значительные изменения. Это прежде всего касается надбавок за качество исполнения элементов - GOE: если раньше баллы варьировались от минус трех до плюс трех, сейчас возможный разброс составляет от минус пяти до плюс пяти.
Однозначного отношения к новшеству пока не наблюдается: кто-то считает, что новая система способна дать судьям более широкий простор для всякого рода подковерных манипуляций, а кто-то придерживается прямо противоположного мнения, полагая, что нынешний разброс между минимальным и максимальным значением в одиннадцать условных "шагов" способен сделать национальные пристрастия того или иного арбитра более заметными. А значит, система в целом станет объективнее.
Что получится на самом деле, всем нам только предстоит увидеть, когда сезон начнут его главные звезды. Сейчас же интереснее порассуждать о другом: изменит ли нововведение список мировых рекордсменов?
Ханю против Чена
Сами по себе все рекорды в достаточной степени условны. Уровень судейства на всех турнирах разный, и даже оценки одних и тех же судей способны варьироваться в зависимости от степени важности турнира, сроков его проведения и множества других вещей. Не секрет, например, что своими рекордными результатами в одиночном катании (160,46 в произвольном катании и 241,31 в общем зачете) экс-чемпионка мира Евгения Медведева обязана, прежде всего, тому, что зафиксированы эти баллы были на командном турнире World Team Trophy в Японии по окончании позапрошлого сезона, где Женя выступала в статусе двукратной чемпионки мира и по большому счету не имела конкурентов. Вот судьи и не скупились на максимальные оценки.
Мишин: не надо ревностно относиться к обнулению рекордов в фигурном катании >>>
С другой стороны, любые цифры – это ориентир. В этом отношении само понятие мирового рекорда сильно добавляет виду спорта зрительского ажиотажа. Помимо Медведевой, рекордсменами мира на текущий момент являются Юдзуру Ханю, возглавляющий рейтинг во всех трех категориях, Алина Загитова (в короткой программе), олимпийские чемпионы Пхенчхана Алена Савченко и Бруно Массо (лидируя в произвольной программе и общем зачете, они уступают "короткое" первенство чемпионам Сочи Татьяне Волосожар/Максиму Транькову) и Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон, которые хоть и проиграли Олимпиаду-2018 чемпионам Ванкувера Тессе Вирчу/Скотту Мойру, но месяц спустя трижды обновили рекордную таблицу в прямом соперничестве со своими обидчиками.
Танцы, впрочем, всегда стояли особняком. Рекордные истории актуальны прежде всего для одиночников с их запредельным количеством сложных прыжков, и для парного катания. Объединяет эти виды тот факт, что абсолютно всем рекордам предстоит быть переписанными заново.
Сумеют ли Ханю, Медведева и Загитова сохранить свои позиции в наступающем сезоне? Пожалуй, единственный человек, способный лишить двукратного олимпийского чемпиона статуса недосягаемого – это действующий чемпион мира Натан Чен. На конец прошлого сезона американец уступал японцу порядка девяти баллов в общем зачете, но стоит заметить, что достижение Ханю в тотале датировано 2015 годом. Другими словами, сейчас он скорее удерживает когда-то завоеванные позиции, в то время как Чен продолжает набирать сложность и качество.
Что может помешать действующему чемпиону мира, так это его тяга к знаниям. Летом Чен поступил в Йельский университет, в связи с этим уехал из Калифорнии и лишился возможности постоянно работать со своим тренером Рафаэлем Арутюняном. Получится ли у фигуриста сохранить уровень своих выступлений, работая в удаленном режиме – вопрос открытый. А вот на что способен Ханю, должно выясниться уже в сентябре: подопечный Брайана Орсера намерен принять участие в турнире Autumn Classic International.
Загитова против Трусовой
Ситуация в женском одиночном катании интригует в гораздо большей степени. Прошлогодняя таблица рекордов примечательна уже тем, что на пятую строчку общего зачета и на третью – в произвольной программе поднялась победительница юниорского мирового первенства Александра Трусова (в мужской табели о рангах сильнейший юниор располагается лишь на 50-й позиции). В сравнении с прошлым сезоном Саша добавила в программу еще один четверной прыжок, причем самый сложный из существующих – лутц.
Сейчас в программе спортсменки три четверных, один из которых Трусова исполняет в каскаде. Сумеют ли Загитова и Медведева технически конкурировать с юниоркой, которая еще год не имеет права выступать в главных стартах сезона из-за возрастных ограничений? Скорее всего, нет. Даже если судьи не слишком станут поощрять катание Трусовой второй оценкой, технического запаса при удачном исполнении всех прыжков ей будет более чем достаточно, чтобы обойти кого угодно.
Но именно этот факт взвинчивает интригу женского катания до абсолютного максимума: вполне может получиться так, что в своем штурме рекордных высот Трусова окажется не одинока.
Способен ли юниорский прогресс сделать менее интересным то, что будет происходить на взрослом льду? На самом деле нет. Женское одиночное катание как раз очень хорошо дает почувствовать условность рекордных цифр. Ведь та же Медведева впервые стала рекордсменкой задолго до того, как стала демонстрировать по-настоящему завораживающее взрослое катание.
Нынешний сезон одиночниц в этом отношении по-своему уникален: женское катание может стать именно таким, каким хотят его видеть сторонники повышения возрастного ценза. Только в России без труда насчитывается десяток взрослых, по-спортивному зрелых спортсменок, способных вести борьбу за призовые места, и даже как-то жаль, что в их числе нет олимпийской чемпионки Сочи Аделины Сотниковой.
Помимо Медведевой и Загитовой это уже хорошо известные Мария Сотскова, Елена Радионова, Полина Цурская, Станислава Константинова, Елизавета Туктамышева. Возможно, на льду вновь появится Анна Погорилая. А есть еще Серафима Саханович, Дарья Паненкова, Софья Самодурова. При столь впечатляющем количестве высококлассных взрослых фигуристок их совершенно ни к чему подстегивать юниорским хлыстом – прогресс гарантирован женскому одиночному катанию по умолчанию. Так что, готовьтесь: драка будет жестокой.