Четырехкратный призер Олимпийских игр российский лыжник Александр Большунов, ставший настоящим открытием прошлого сезона, на одном из последних предсезонных сборов ответил на вопросы корреспондента РИА Новости Сергея Смышляева, рассказав о ходе подготовки к Кубку мира, о том, изменилась ли его жизнь за последнее время, об отношении к журналистам, а также поделился мнением по поводу присвоения российским футболистам званий заслуженных мастеров спорта.
- Прошлый сезон получился весьма насыщенным. После такого сложного года с каким настроем подошли к новому циклу подготовки, и как вообще оцените летний период?
- На самом деле, пока оценивать нечего, так как соревнования еще не начались. И какая сейчас форма, как я буду выступать в предстоящем году – неизвестно. Оценить что-то можно будет только по первым стартам, что, в принципе, абсолютно нормально.
- Подготовка к прошлому сезону в моральном плане была полегче, учитывая, что он, по сути, был первым на таком серьезном уровне? Ведь теперь вы – один из лидеров сборной России.
- Если честно, в этом плане ничего особенного не чувствую, готовлюсь, как и раньше. То, что произошло в том году, уже в прошлом. Так что с чистой головой – к новому сезону.
- То есть, как любят говорить спортсмены, сошел с пьедестала и все заново?
- Да. Это все забыто.
- Насколько сильно изменилась жизнь за прошлый год? Ведь легче готовиться к сезону и выступать, когда от тебя ничего не ждут, а тут ситуация кардинально поменялась?
- Это 100% так. Изменилось только то, что пришло понимание: любые цели достижимы. Если ставишь для себя цель, то ее можно добиться. Любую цель.
В гости к Санте
- Если говорить о летних сборах, был ряд стартов на лыжероллерах, тот же фестиваль Blink. Расскажите, как они прошли?
- На Blink на 50 километрах получилось показать результат, хотя было тяжело бороться, все были готовы очень хорошо. Но получилось уцепиться за лидерами, и в итоге на финише смог убежать и выиграть эту гонку. Потом был масс-старт, там было реально тяжело на таких скоростях, плюс еще была сломана палка. В итоге даже не помню, каким финишировал, но это и неважно. За пределами тройки был, так что место и не имеет значения.
- Значит, теперь такой настрой, что в любой гонке – только пьедестал?
- Если честно, так и есть (улыбается).
- На снегу пока подготовка не начиналась, как я понимаю?
- Мы здесь, в Рамзау, снег не используем, как и в прошлом году. Тренируемся внизу, работаем здесь же внизу.
- А на снег когда?
- После 27-го числа встанем на лыжи. А так, мы и в "трубах" еще не были.
- Отбор на стартовые этапы Кубка мира пройдет в финском Ровениеми…
- Да, там где Санта-Клаус сидит (смеется).
- До этих стартов какие планы?
- Ну вот, как раз до Ровениеми едем на снег, начинаем "вкатку", после чего как раз отправимся на отборочные старты.
- Начинается новый олимпийский цикл. Прикинули для себя примерные задачи на этот сезон? Есть ли задачи-минимум?
- В голове есть, но они в голове и останутся (улыбается). Как говорится, "не говори "гоп", пока не перепрыгнешь". Так что лучше тут промолчать пока.
О мотивирующих фото
- Недавно все обсуждали слова Мартина Йонсруда Сундбю, который рассказал, что в его комнате стоят фото российских лыжников Сергея Устюгова, Александра Большунова и Дениса Спицова, которые добавляют ему спортивной злости.
- Это многие используют. Знаю, что Никита Крюков делал так же, у него висел Нортуг.
- У вас ничьих фото не висит на стене?
- Пока нет (смеется). Но мне кажется, что надо это использовать тоже!
- И кого же?
- Йоханнеса Клебо! Он, как правило, основной соперник, который реально показал свою силу на протяжении всего прошлого сезона. Также это Дарио Колонья, который готовится к определенным дистанциям, к тем же Олимпийским играм, к чемпионату мира. Тот же Нисканен, который тоже точечно готовится. И Сундбю. Не стоит забывать и о напарниках по сборной (улыбается).
- Так можно всю стену завесить!
- Наверное, повесил бы фото одного Клебо. Да и то не факт (смеется).
- Создается впечатление, что у вас и без этого хватает спортивной злости и характера?
- Да, я постоянно неспокойно отношусь сам к себе. Всегда обращаю внимание, где и когда не дорабатываю.
- Без этого не может и быть прогресса. Так что главный раздражитель – сам для себя?
- Пока да (улыбается). Пока и этого хватает.
- Вы сказали, что не стоит забывать о ребятах из сборной России. Есть Денис Спицов, тот же Сергей Устюгов вернулся. В плане конкуренции внутри команды будет в этом году поинтереснее?
- По идее – да. А там уже посмотрим.
- За иностранными коллегами по ходу лета следили?
- Не слежу ни за кем. Сами готовимся.
- В предстоящем году планируете продолжить выступать универсально, на всех дистанциях?
- Хочется все бегать, и "конек", и классику, и спринт, и дистанцию.
- Вы уже упомянули, что многие лидеры готовятся "точечно" на определенные дистанции. Насколько вам как универсалу сложно бороться с такими соперниками, заточенными на определенные старты?
- Несложно. Если хорошо готов, то можешь бороться с любым соперником в любой гонке.
"Общаться с журналистами люблю не очень"
- В этом году вас ждет чемпионат мира. Некоторые спортсмены по ходу сезона выстраивают подготовку так, чтобы выйти на пик именно к главному старту, в какой-то степени жертвуя остальными соревнованиями. В вашей ситуации такое возможно?
- Нет. Если выступаешь, то хочешь показывать хороший результат во всех гонках. А просто статистом ездить – это абсолютно неинтересно.
- Внимания за последний год к вашей персоне стало в разы больше, и иногда кажется, что медийность – точно не для вас.
- Да, общаться с журналистами не очень люблю (смеется). Сразу же надоело это внимание
- На пресс-конференциях на Играх в Пхенчхане вы часто в шутку говорили, что хочется побыстрее "свалить отсюда".
- Да у меня и сейчас такое желание (смеется).
- Но в то же время многие сейчас говорят, что на волне последних успехов необходимо лыжные гонки выводить на уровень популярности биатлона. Согласны с этим?
- Нужно делать это. Но пока этого не происходит. Чемпионат России не показывают по телевизору, о чем говорить-то? Олимпиаду показали, и на этом все заглохло. Я за популяризацию, у нас с этим большие проблемы пока.
- А как популяризировать вид спорта, если не общаться с журналистами?
- (Смеется) Если серьезно, то нужно проводить соревнования в городах, в центрах. Те же лыжероллерные соревнования можно провести. Не надо каких-то сверхусилий от телеканалов профильных, можно приехать, поставить на чемпионате России образно две камеры и показать трансляцию гонок. Тем более, после Олимпиады многие писали в комментариях, что все хотят смотреть.
- Соревнования типа "Спринта на Дворцовой" имеете в виду?
- Конечно, но во всех городах. А не так, чтобы один спринт провели, да и то не каждый год. Например, в Норвегию ездил, в Тронхейм, там проводилась шоу-гонка, спринт. Чуть-чуть другой формат, но казалось, что весь город пришел. Бежишь круг, километр где-то, и везде были люди, кричали, болели, очень круто было.
- Зато у нас чемпионат мира по футболу был.
- И ЗМС дают потом за 8-е места. Если бы каждому так давали ЗМС... Это незаслуженно.
- Хотелось узнать, а почему вы так не любите социальные сети?
- Мне вообще это не нравится, писать что-то про себя и выкладывать.
- Может быть, вам с вашей девушкой, Аней Жеребятьевой, создать общую страницу тогда?
- Да мы уже пробовали, как-то не особо пошло. Хотя вот у Ани больше тысячи публикаций, а у меня стабильно одна в полгода (смеется). Пора следующую делать!