В австрийском Рамзау продолжаются тренировки российской сборной по биатлону, где к команде впервые после длительного перерыва присоединился ее лидер, олимпийский чемпион в эстафете Антон Шипулин. Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, насколько быстрым может получиться возвращение ветерана на прежние рубежи и удастся ли ему добиться заветной цели - выиграть в своей карьере хотя бы одну личную золотую медаль чемпионата мира.
От Кубка IBU до медалей мирового первенства
После того как Шипулин озвучил свое решение вернуться в биатлон минимум на два сезона, общаться с журналистами он отказался наотрез. Передал через главного тренера команды Анатолия Николаевича Хованцева: "Пожалуйста, не сейчас".
Мне Хованцев объяснил при очередной нашей встрече на тренировке, что понимает спортсмена: "К Антону сейчас обращено обостренное внимание, все хотят знать, зачем вернулся, на что рассчитывает. Видимо, он просто устал от подобных вопросов".
На полушутливую фразу: "Тогда о Шипулине придется рассказывать вам", тренер отреагировал серьезно. Сказал:
- В Рамзау Антон пока выполняет только аэробную работу, потому что только недавно приступил к тренировкам. Мы пытались подняться на глетчер, но там не очень качественный снег. Так что в основном практикуем роллерные тренировки. Если они проводятся не на высокой интенсивности, то Антон легко с ними справляется. Думаю, он быстро втянется в работу, это не слишком большая проблема после такого перерыва. К тому же у Антона за годы выступлений наработана очень солидная база, да и бегать он закончил не так давно – на этапе Кубка мира в Холменколлене. Тем, кто имеет большую базу, гораздо проще вернуться, навыки восстанавливаются быстрее.
Хованцев подтвердил и то, что появляться в стартовом составе на первых этапах Кубка мира Шипулин не планирует – заявить его там значило бы форсировать подготовку. Первый соревновательный пункт в плане работы спортсмена – пройти 30-километровую марафонскую дистанцию в начале ноября на тренировочном сборе в Контиолахти (мне показалось, что на слове "пройти" тренер сделал акцент, произнося эту фразу).
Биатлонные же выступления Шипулина начнутся не раньше середины декабря на Кубке IBU. На каком именно из этапов впервые выйдет на старт олимпийский чемпион – на втором в итальянском Риднау или на третьем в австрийском Обертиллиахе, вопрос пока открытый.
"Мы с Шипулиным обсуждали ситуацию с его возвращением и остановились на том, чтобы он сконцентрировался на подготовке к чемпионату мира", - подытожил Хованцев. На мой уточняющий вопрос, о каком именно чемпионате идет речь, главный тренер сказал:
- О том, что пройдет в Эстерсунде в начале марта. Сам Антон, знаю, сказал в телевизионном интервью о том, что его цель – чемпионат мира в Антхольце, но это он говорил, имея в виду борьбу за медали. Хотя лично я считаю, что это довольно смелое высказывание с его стороны. Особенно учитывая специфику нашего вида спорта. Биатлон слишком богат ситуациями, когда кажется, что медаль уже в кармане, но на последнем рубеже она уходит кому-то другому. Могу вспомнить того же Владимира Драчева, когда в 1995 году на чемпионате мира на последней стойке индивидуальной гонки он имел преимущество больше чем в три минуты. То есть, фактически выигрывая и имея возможность промахнуться два, а то и три раза, финишировал пятым - сделал четыре промаха.
Заложник собственного невезения
Понять нынешнюю оппозицию Шипулина по отношению к интересующимся им СМИ, мне, в отличие от Хованцева, не удалось. Начало тренировочной работы – как раз то время, когда на спортсмена не давит близость ответственных стартов, тем более что сам Антон должен был прекрасно понимать, как сильно всколыхнул к себе интерес, сделав заявление о том, что продолжает карьеру. Но отказ общаться с кем бы то ни было был категоричным. Мне передали одну из фраз биатлониста: "Я уже все сказал в телевизионном интервью. Кто хочет, может взять информацию оттуда".
Внешне Шипулин сильно походил на человека, который, вернувшись в привычную для себя обстановку, просто "включил звезду", подчеркивая всем своим видом собственную исключительность в команде.
Но, скорее, дело было в другом – в неуверенности и психологической уязвимости: не так просто ступать в прежнюю колею, устанавливая перед собой привычно амбициозные цели, когда на стартовой позиции у тебя не слишком удачный сезон с единственной победой на не слишком престижном послеолимпийском этапе Кубка мира в Контиолахти, отстранение от Олимпиады, шлейф подозрения в допинговых махинациях и более чем солидный возраст.
Это для иностранных звезд привычно бегать в статусе "за тридцать" и не комплексовать по этому поводу, для российского же биатлона 30-летний рубеж – почти что приговор. А ведь в Антхольце, где Шипулин намеревается в 2020-м бороться за медаль, спортсмену будет уже 32.
Разговаривая в один из дней в Рамзау с родной сестрой Шипулина, трехкратной олимпийской чемпионкой Анастасией Кузьминой, я услышала, что ни родители, ни она сама не брались советовать Антону, как поступить: закончить карьеру или еще на какое-то время продлить ее.
- Это слишком серьезное решение, поэтому я понимала, что Антон сам должен все как следует обдумать и сам прийти к пониманию, чего хочет, - объяснила Настя семейную "политику невмешательства".
Сама Кузьмина после Игр в Пхенчхане тоже находилась в процессе выбора дальнейшего пути, но призналась, что ей было гораздо проще, чем брату: свое первое олимпийское золото спортсменка выиграла в Ванкувере в 2010-м, когда ей было 25 лет, в Сочи и Пхенчхане завоевала еще по одной золотой медали, поэтому не испытывала никакого страха, что что-либо может не получиться. Шипулин же в определенном смысле стал заложником собственного невезения, порядком затянувшегося к тому же: когда столь талантливому спортсмену за десять лет выступлений за сборную что-то постоянно мешает выиграть личное золото, это уже смахивает на диагноз.
Полагаю, что как раз по этой причине главный тренер сборной уже сейчас высказывает определенное опасение в адрес своего лидера, не хочет даже в незначительной степени форсировать его возвращение на лыжню. Мне Хованцев пояснил:
- Для Антона сейчас важно не начать скоростную работу на повышенной интенсивности: это может повлечь за собой спад, который может произойти в самый неудачный момент, когда нужно будет бежать и показывать результат. Шипулин сейчас работает по личному плану, который составлял его тренер Андрей Крючков. Ну, а мы всем тренерским штабом помогаем Антону планомерно готовиться - так, чтобы у него не было никаких проблем ни в одной тренировке.
Амбиции и реальность
Получится ли у самого титулованного спортсмена нынешней российской сборной добиться желаемого – вопрос открытый. Работа тренерского штаба во главе с Крючковым по итогам прошлого сезона была признана неудовлетворительной, после чего наставник сам сказал, что считает правильным отойти в сторону. Но получается, что вернулся – следом за Шипулиным. Главной тренерской ошибкой прошлогодней работы был назван тот факт, что уже в мае Антон был отправлен на подготовку в горы – работать над техникой. Особенность горной подготовки заключается в том, что на высоте каждое движение дается очень большим напряжением. Соответственно, Антон, принявшись в мае делать развивающую работу, начал потихоньку сам себя выхолащивать. Поскольку большого объема скоростно-силовой работы за лето сделано не было, не получилось наработать базу. Это повлекло за собой проблемы со стрельбой – несмотря на важность олимпийского сезона, в этом аспекте показатели Шипулина остались довольно средними для биатлониста топ-уровня.
Наглядной иллюстрацией, по словам Хованцева, стали выступления Шипулина на заключительных этапах Кубка мира в Контиолахти и Холменколлене: Антону хватило вынужденного отдыха, который образовался в связи с недопуском на Игры, чтобы набраться сил и показать максимальный результат в первом из стартов, но за этим последовал провал: удержать кондиции организм не смог – слишком мизерным оказался функциональный запас.
Сейчас же Шипулина с его грандиозными планами на мировое первенство в Антхольце ждет очередной эксперимент: нынешний сезон нельзя будет брать за образец подготовки в связи с тем, что начало тренировок получилось сильно запоздавшим, значит, в следующем году снова останется надеяться на счастливый случай. Что тренеры угадают с построением и планированием работы, а Антон – с ее реализацией.
Ну а пока можно позволить себе кататься по склонам Рамзау в свое удовольствие. Благо погода позволяет.