Корреспондент РИА Новости Ильдар Сатдинов в редакционном блоге рассказывает, как проходит женский чемпионат мира по волейболу в Японии без сборной России, и пытается понять, куда подевались фанаты этого вида спорта в Стране восходящего солнца.
Не раз слышал мнение, что в Японии любят волейбол, особенно женский. Прямо любят и не только свою национальную сборную (как в любой стране), но и в целом фанатеют от мастеров блока, приема и зубодробительных ударов до пола. Волею командировки мне удалось лично проверить, так ли это на самом деле.
Сборная России, к большому сожалению, не дошла до третьего группового этапа в Нагое, где шесть лучших команд мира определяли полуфиналистов. Надо отдать должное японцам – в плане инфраструктуры, логистики, комфорта арены для зрителей и журналистов всё на высшем уровне. Все-таки за последние 20 лет это шестой чемпионат мира, который проходит в Японии (если считать вместе мужские и женские), а волейбольные чемпионаты мира проводятся раз в четыре года.
В бытовом плане вы тоже не испытаете проблем в Японии. Вернее, испытаете, если не знаете японский язык или не можете вбить местные надписи в гугл-переводчик, но японцы очень отзывчивые. Если вы обратились за помощью к японцу, а он практически не говорит по-английски, то он либо мигом найдет другого японца со знанием английского, либо, не объясняя дорогу, сам проводит вас до нужного вам места. Так, например, в метро одна японка сама подошла ко мне и помогла разобраться с автоматом для покупки билетов, а полицейский на улице, когда я обратился к нему, ушел со своего поста и проводил меня до отеля.
Но вот со зрительским интересом к чемпионату мира здесь беда. Наружной рекламы турнира мало, как и зрителей на матчах без сборной Японии. Я не рассматриваю игры первого группового этапа и отчасти второго, где глупо ожидать полный зал на таких волейбольных аутсайдерах, как Тринидад и Тобаго, Камерун, Пуэрто-Рико, Мексика. Речь только о топовых матчах, которые способны собирать по 8-10 тысяч зрителей в многомилионных городах Японии.
В первые два игровых дня в Нагое матчи сборной Японии ожидаемо собирали полный зал Nippon Gaishi Hall, по 8 тысяч человек. Матчи других команд, предшествовавших в этот день игре японок, собирали 3,5 и 1,5 тысячи человек. В третий игровой день, когда у хозяек турнира был выходной, на матчи будущих полуфиналисток Италия - Сербия и Нидерланды - Китай пришли всего лишь 500 и 750 болельщиков соответственно, согласно официальным протоколам. Показатели матчей с участием мировых лидеров на втором групповом этапе примерно такие же.
Приезжаю в Иокогаму на станцию Shin-Yokohama. В этом районе находится футбольный стадион и арена чемпионата мира по волейболу. Город встречает меня символикой футбольного клуба "Иокогама Маринос": на каждом шагу канализационные люки с изображением маскота команды и указателем в сторону арены. Чтобы потенциальный болельщик точно знал, почему он здесь – ради футбола. В местном торговом центре сплошь и рядом висят майки бейсбольной команды.
Получается, волейбол не так уж и популярен сейчас в Японии? Или недоработал местный оргкомитет турнира? Чтобы удостовериться в своих догадках или опровергнуть их, я обратился к одному из японских журналистов, который начал записывать репортажи о волейболе еще в те годы, когда я и не помышлял о профессии репортера.
- Какой вид спорта номер один в Японии? - спрашиваю я.
- Футбол, бейсбол и (фигурист) Юдзуру Ханю.
- А дальше?
- Теннис. Кэй Нисикори и Наоми Осака заставили Японию полюбить этот вид спорта.
- А волейбол? - не унимался я.
- После них, наверное, волейбол.
Вот, собственно, и ответ, почему пустует восьмитысячная арена в Японии на топовом матче чемпионата мира Италия - Сербия, в котором диагональная сборной Сербии Тияна Бошкович сначала чехлит Паолу Эгону, затем от нее же получает смачный блок, а затем сербка восстает из пепла и вбивает итальянку в пол суперударом. Ну, чистый Mortal Kombat же! От такой феерии хочется скакать по трибунам, орать вместе с диктором "Superspike!" и брататься с фанатами из других стран. Но таких людей на арене было катастрофически мало.
По словам японского журналиста, в местной прессе уже поднимали вопрос посещаемости турнира и писали об убытках японской федерации волейбола в несколько миллионов долларов. Вложения не окупились, японцы не пошли валом на арены, как на бейсбол, а иностранные болельщики не приехали в большом количестве. Возможно, потому, что далеко и накладно.
- Когда в 2010 году Япония принимала чемпионат мира по волейболу, знакомые просили меня достать билет. А сейчас бери – не хочу, – печально констатирует японский репортер.
Можно сделать вывод, что волейбольный синкансэн (высокоскоростной поезд) ушел из Японии в 2010 году. В борьбе за зрителя с другими не менее зрелищными видами спорта волейбол проиграл (по крайней мере пока) и уже не особо котируется среди простых жителей Страны восходящего солнца.
Стран, где по-настоящему любят волейбол и готовы ходить не только на свою национальную сборную, немного. Но они есть, взять к примеру Италию. Мужская сборная Италии не дошла до полуфинала домашнего чемпионата мира в текущем году, но это не помешало итальянцам создать атмосферу праздника и заполнить 12-тысячную арену в Турине на полуфиналах, матче за бронзу и финале, в которых играли сборные Польши, Бразилии, США и Сербии.
Очень хотелось бы, чтобы в России, если она получит мужской чемпионат мира-2022, была такая же атмосфера на крутых волейбольных матчах, а трибуны были битком.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Еще больше интересных статей и интервью – на нашей странице в Яндекс.Дзен.