Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дарья Паненкова: надписи "Не открывай" на моем холодильнике нет

Российская фигуристка Дарья Паненкова дебютировала в нынешнем сезоне на взрослых этапах Гран-при. Выпускающий редактор РИА Новости Андрей Симоненко побеседовал с 15-летней спортсменкой о проблемах ее взросления, задал вопрос об уходе от тренера Этери Тутберидзе и узнал, почему ее взгляд на льду почти всегда направлен вниз.
Два года назад Дарья Паненкова считалась одной из самых перспективных фигуристок группы Этери Тутберидзе. Подтверждение тому - серия турниров в двух сезонах подряд, где она исполняла все прыжки на "бонусы" во второй половине программ с поднятыми вверх руками и практически не ошибалась. Реальность для 15-летней Паненковой сейчас – физические и моральные проблемы взросления, уход от тренера и тяжелый старт во взрослой серии Гран-при – девятое и шестое места на этапах в Канаде и Хельсинки соответственно. Обо всем этом с фигуристкой поговорил выпускающий редактор РИА Новости Андрей Симоненко.
 
"Худенькой не была никогда"
 
- Дарья, насколько сильно вы переживаете из-за того, что раньше у вас на льду получалось почти все, а сейчас приходится бороться с ошибками?
- Очень сильно переживаю из-за того, что стала нестабильной. И, если честно, не понимаю, что будет происходить дальше, как все сложится.
- Это взросление, или есть другие причины?
- Те два сезона я каталась на других коньках, на других лезвиях, а перед этим сезоном, когда стала пробовать те коньки, натерла себе много мозолей. Не смогла на них кататься и решила перейти на коньки другой фирмы с облегченными лезвиями. А они оказались для меня слишком мягкие. И, как многие уже видели, мне приходится заматывать их скотчем, чтобы они держали мою ногу. Все-таки я привыкла к твердым конькам. И после этого начался такой "расколбас"!
А еще мой вес в этом сезоне идет то в плюс, то в минус. То в большой плюс, то в еще больший минус. Не успеваю привыкнуть к одному весу, как он меняется. И, наверное, это главная причина нестабильности.
- Часто фигуристки, когда взрослеют, садятся на диету и с ностальгией вспоминают те времена, когда могли есть все, что хочется, и не задумываться об этом. Вам сейчас тоже приходится ограничивать себя в еде?
- У меня по жизни проблема с весом, я никогда не была худенькой. Даже когда маленькая была. Но позволяла себе есть все и прыгала легко. А в данный момент понимаю, что сейчас, чтобы прыгать, а не падать, мне вес нужно держать. И мало что себе позволяю. А если позволила – бегом на дорожку, отрабатывать то, что съела.
- "Мало что позволяете" - это на салатах сидите, или только завтрак, а потом облегченный режим питания?
- Даже когда худела, не загоняла себя в рамки, что кушать нужно по времени. Когда не худела, ела, например, и салат, и рис с курицей, а когда надо было убрать лишние калории, съедала только салат. На завтрак раньше ела кашу и яблоко, а сейчас - что-то одно. То есть сам прием пищи никогда не отменяла, а просто ела меньше.
- Одна моя знакомая, когда худела, повесила на холодильник бумажку с надписью "Не открывай".
- У меня такой бумажки нет, я дома редко бываю и на кухню почти не захожу (смеется).
 
"Страх перед прыжками преследует все время"
 
- Как вы оказались в фигурном катании? Все как у всех, родители привели на каток?
- У меня были проблемы со здоровьем, врачи посоветовали отдать меня либо в плавание, либо на фигурное катание. Буквально в двух минутах от нашего дома построили каток "Созвездие", и мама решила попробовать выйти со мной на массовом катании на лед.
Мы вышли, мне дали в руки пингвинчика. Я прокатилась с ним круг, сказала, что пингвинчик мне не нужен, поехала без него и упала. Мама пришла в ужас, попыталась меня поднять, но я сказала: "Я сама!" и побежала дальше, упала, встала, побежала, упала, встала… Мама поняла, что мне это все нравится, и отдала меня в группу.
- А пингвинчика зачем дали?
- Чтобы держать его в руках для равновесия.
- Когда фигурное катание перестало быть увлечением и стало жизнью?
- Наверное, это случилось, когда я пришла в группу к Этери Георгиевне Тутберидзе. Я поняла, что сюда мы приходим на работу, а не просто покататься и повеселиться. С тех пор отношусь к фигурному катанию именно так – прихожу на работу.
- Страха перед падениями, получается, с самого детства не было?
- Никогда не боялась падать. Но вот буквально с того времени, когда начались перепады веса, я стала бояться прыгать в принципе. То есть выхожу на лед и не понимаю, как я не боялась этого раньше. Сейчас на тренировках часто бывает такое, что я еду на прыжок и просто проезжаю мимо него. А это значит, что у меня есть страх перед прыжком. Страх, что я прыгну, и случится что-то плохое, преследует меня все время. Я пытаюсь его перебороть.
- Как?
- Если я выйду на тренировку и сделаю буквально пять прыжков, страх пропадает. Но вот если с какого-то из этих прыжков я упаду, то страх не уходит, причем в отношении этого конкретного прыжка. Не хочется мне снова падать на лед. Хотя раньше никогда не боялась ни прыгать, ни падать. Даже когда такая мысль приходила в голову, думала: "Ну упаду, ничего же страшного не произойдет, все падают". А сейчас, честно, не знаю, что происходит.
- С психологом не думали над этим поработать?
- Думали. Посмотрим, что сейчас будем делать.
 
"Тренеры сказали размазывать помаду, я так и делала"
 
- Ваши программы носят такой мелодраматичный характер – одна песня Лары Фабиан, под которую вы катаетесь в произвольной, чего стоит. Переживания вам близки?
- Да, я очень люблю такие программы, могу их хорошо исполнять, и мне они по душе. Я лучше могу выразить переживания, чем веселье. Для меня веселая программа - совсем не близкая тема. Хотя, может, как-нибудь и попробую новый образ.
- Видимо, и в кино мелодрамы нравятся больше, чем комедии?
- Да, и в принципе мелодраматичные линии представляют для меня главную суть фильма, а комедийные - второстепенную. Даже сериал "Молодежка", который я недавно начала смотреть, для меня больше мелодрама, чем комедия.
- Плакать на фильмах приходилось?
- Нет (смеется). Помню, ходила в кино на мелодраму, рядом девочка сидит и плачет, а я вообще нет. Переживаю, конечно, но заплакать не могу. Хотя… Если меня попросить – буду плакать!
- Это актерское мастерство уже.
- Да.
- Приходилось над ним работать со специалистами?
- Мы с Натальей Владимировной, моим бывшим тренером, работали над актерским мастерством, да, но вообще я душой чувствую, когда нужно переживать, когда нет. От души идет.
- У вас была очень запоминающаяся программа под песню Ne Me Quitte Pas, где вы делали очень взрослый жест - размазывали помаду по лицу под последние такты музыки. Очень хотелось в 14 лет казаться старше?
- Мне тренеры сказали: "Даша, ты будешь делать так", я и делала. И все. Не думаю, что мне хотелось казаться взрослой. А вот сейчас мне очень хочется повзрослеть, чтобы этот период плохих соревнований прошел, и все стало нормально.
- Вы перед нынешним сезоном покинули группу Тутберидзе. Почему?
- На то есть причины. Это было морально, психологически тяжело. Это была моя инициатива.
- С новым тренером Анной Царевой долго пришлось срабатываться?
- Мы были знакомы с Анной Владимировной уже давно, общались, так что когда я пришла к ней в группу, то знала, кто это. И у нас сразу все хорошо сложилось.
 
"Глаза в лед – привычка детства"
 
- Ваш второй взрослый этап Гран-при, на котором вам пришлось кататься с травмой голеностопа, позади. Что дальше?
- Надо обследовать ногу у врача. Думаю, ничего серьезного там нет. Пару дней подлечусь дома, и в воскресенье мы улетаем на турнир в Австрию. А потом, может быть, поеду на соревнования в Эстонию на Tallinn Trophy. Дальше уже чемпионат России в декабре в Саранске.
- Какой результат на чемпионате России вас устроит?
- Наверное, первая пятерка. Я, конечно, не знаю, как все будет, соперники очень сильные, много тренируются, у всех сложные программы. Одними прыжками не выиграешь, нужно, чтобы было "три в одном" - вращения, скольжение и прыжки. Пока что у меня нет особого скольжения. Но я буду стараться занять как можно более высокое место.
- Когда вы видите, как девочки прыгают четверные, возникает мысль: "И как с этим бороться?"
- Я как-то пробовала четверной сальхов. Но это точно не мой путь. Я катаюсь не на такой большой скорости, которая нужна для четверного прыжка. А когда я вижу, как они прыгают четверные… Если я уже тройных боюсь, как они не боятся четверных? Очень надеюсь, что когда я повзрослею, уйдет страх перед прыжками.
- Значит, надо расти в артистическом плане.
- Я могу хорошо выразить программу, но у меня нет скольжения. Мне бы очень хотелось скользить, как Вакаба Хигути. Она тоже не худенькая девочка, но она катается на огромной скорости, очень хорошо скользит. Вот этого и я хочу добиться. Скорость, глаза на судей и на зрителей – и не зацикливаться только на прыжках. Иногда, бывает, недорабатываю с хореографией. Поэтому мои программы пока не на 100% выглядят.
- Взгляд у вас действительно во время программы почти всегда устремлен в лед. Что-то загадочное в этом есть, но, наверное, это от сосредоточенности?
- Глаза в лед – это моя привычка детства. Когда я смотрю в лед, о чем-то про себя думаю. А это очень плохо – о чем-то думать во время проката. Потому что когда я ни о чем не думаю – смотрю на судей.
- О чем, например, думаете?
- В произвольной программе в Финляндии ехала и думала: "Мне нужно сделать второй каскад лутц-тулуп, во что бы то ни стало!" И поэтому всю дорожку шагов сделала с глазами в лед. В короткой программе ехала на "дупель" (аксель в два с половиной оборота – ред.) и специально себе говорила: "На скобе надо посмотреть на судей". И не посмотрела. А когда уже прыгала сам "дупель", думала: "Ну почему, почему я не посмотрела на судей? Опять, блин, забыла все!"
- Пытаетесь как-то это исправить?
- Конечно, работаем с тренерами, они мне говорят, чтобы не смотрела в лед. Постепенно исправляем, надеюсь, исправим. Потому что сильные фигуристки в лед не смотрят вообще.
- Кто-то из фигуристов рассказывал, что решал так эту проблему: выходя на лед, кого-то находил на трибуне и потом смотрел уже только на него.
- Я так делать не хочу, потому что трибуны далеко, тебе нужно постоянно двигаться, а у меня зрение, честно говоря, не лучшее. И если я еще и глазами по трибуне кого-то искать начну, то совсем в программе запутаюсь (смеется). Так что – нет!
- О чем вы мечтали в детстве и о чем мечтаете сейчас?
- Лет в 10 я себе говорила, что хочу выйти на соревнования, где я буду одна на льду перед полными трибунами, и все на меня будут смотреть. Тренировалась на все 500% и добилась этого. Сейчас моя цель – стать чемпионкой мира. Олимпийское золото мне тоже, конечно, хотелось бы завоевать, но у меня, если честно, нет уверенности в том, что это мне по силам. А вот чемпионкой мира, верю, смогу стать.
- А как же солдат, который должен мечтать стать генералом?
- Чемпион мира – это тоже очень достойное звание. Мне кажется, чемпион мира и олимпийский чемпион идут наравне. Эти титулы выигрывают лучшие. Да, я пока и в России не являюсь лучшей, но я буду делать все, чтобы ей стать.
Еще больше интересных статей и интервью – на нашей странице в Яндекс.Дзен
Рекомендуем
Награждение ФК Зенит - победителя матча за Суперкубок России против ФК Локомотив (Москва). Слева направо: игроки Артем Дзюба, Себастьян Дриусси и Сердар Азмун.
"Зенит" победил "Локомотив" и выиграл Суперкубок России
Нападающий Спартака Александр Кокорин
Кикнадзе объяснил, почему "Локомотив" отказался от Кокорина
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала