08:30 28.10.2019
(обновлено: 13:36 27.08.2020)
Роберт Шварцман: на кону стоит жизнь, и мы делаем эту ставку добровольно
Читать в
Чемпион "Формулы-3" пилот команды Prema Racing и программы SMP Racing Роберт Шварцман в ярком и откровенном интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказал о минувшем сезоне, желании выступать в "Формуле-1", стереотипах о россиянах и желании познакомиться с Владимиром Путиным.
Роберт отпраздновал свое 20-летие 16 сентября, а уже через 12 дней поднял над головой победный кубок. В разговоре, который продолжался почти час, молодой чемпион рассуждал о многих вещах так, будто напротив сидит бывалый ветеран. Шварцман не уходил от вопросов о различии между Европой и Россией: отвечал честно, не подбирал слова, чтобы они выглядели правильно для всех, а говорил так, как он думает и что он думает на самом деле.
Очень глупый стереотип, что русские - это торпеды
- Роберт, прошел месяц с тех пор, как вы стали чемпионом мира. Появились ли новые эмоции за это время?
- Конечно, очень приятно вспоминать то, что произошло в Сочи, когда я увидел огромное количество зрителей, когда все болели за меня. Это я запомню на всю жизнь. Но победа осталась в прошлом, я сразу переключился на будущее, начал думать о следующем сезоне, стремлюсь продолжить побеждать в новом чемпионате.
Не было такого, что теперь можно расслабиться, успокоиться и кайфовать. Я сразу перешел из одного чемпионата в другой и начал работать.
- Показалось, что празднование на подиуме получилось будничным.
- Праздник был, но после. Мы отметили с командой, все были очень довольны, и всё было очень круто. Большой тусовки не было, тем более слишком рано как-то по-особенному праздновать. Вот когда мы дойдем до более высокого уровня, тогда можно будет подумать. Моя победа в "Формуле-3" – это хорошее резюме для будущего. Цель – идти вперед.
Шварцман: важно, что я выиграл титул в России
28 сентября 2019, 11:54
- Вы чувствуете себя чемпионом мира, или так могут говорить только те, кто побеждает в "Формуле-1"?
- Чувствую. Конечно, титул в "Королевских гонках" стоит особняком, и это совсем другой уровень, но для меня победа в "Ф-3" – это понимание того, что мы проделали хорошую работу, и она окупилась на все 100%. И чтобы и дальше были подобные результаты, мы должны работать еще больше и лучше.
- Вы подняли чемпионский кубок над головой, но гимна России так и не услышали. Обидно было дважды оказаться на подиуме в Сочи, но не выиграть ни одной гонки дома?
- Я не знаю, должен ли был звучать российский гимн по регламенту в таких случаях. Мне было немного обидно, что пришлось пропустить своего партнера по команде на последнем круге. На тот момент у меня была проблема с машиной: я сильно терял в скорости. Поэтому решил не рисковать титулом, чтобы не выглядеть глупо, если бы не удалось финишировать. В этой ситуации немного обидно, но зато есть повод завоевать чемпионство еще раз, чтобы услышать гимн России.
- То есть боялись разговоров о том, что опять эти безумные русские сломя голову помчались вперед и всё упустили из рук?
- Меня не интересуют такие разговоры. Это всё стереотипы, и зачем-то говорят в таком ключе про Даню Квята. Я считаю, что он не такой. Это европейцы, которые хотят задеть пилота, так говорят. Все любят обсуждать со стороны, но когда их поставишь на место гонщика, они удивятся, насколько это трудная работа.
Конечно, легче всего сидеть у телевизора и показывать пальцем: смотрите, он такой и сякой. Но это глупый стереотип, что русские – это торпеды.
- Но есть же выражение: "Какой русский не любит быстрой езды". У каждого из нас в крови – нажать педаль газа в пол.
- Нажать на педаль – это одно. Но считать, что русский кого-то уберет с трассы и врежется, – это стереотип. Это неправильно. Вот скажите, а кто из жителей других стран не любит разогнаться за рулем машины? Просто где-то существуют жесткие законы, которые карают нарушение правил дорожного движения огромными штрафами. Уверен, что если такого не будет, то любой европеец или американец на свободной трассе и без ограничений будет летать на своей машине.
В Италии успел обкатать разные "вёдра"
- Вы в обычной жизни водите машину?
- Да. В Италии, где я живу, езжу на прокатной машине, команда оплачивает аренду. Успел обкатать разные "вёдра". (Смеется.) Citroen и Peugeot, потом начиная от Fiat Panda до Fiat 500L.
- Суперкары вам не доверяют?
- Дело не в доверии. Их просто никто не дает. Да, у меня есть знакомый в Маранелло, у него Ferrari F40 за миллион евро. Он коллекционер. И дал мне полдня на ней покататься. Что сказать?! Машина не на каждый день, но она очень крутая! Возможно, в следующем году накоплю денег и куплю что-то.
Шварцман: быть частью "Феррари" – это важно для меня
28 сентября 2019, 12:05
- Некоторые футболисты к 20 годам уже катаются на авто за 10 миллионов рублей. Вы, как понимаю, еще далеки от этого?
- К сожалению. Не платят столько. (Смеется.)
- Каким будет ваш первый собственный автомобиль? Наверняка не Bugatti Veyron?
- Нет, что вы. Я бы хотел какой-нибудь Ferrari. Я же член академии "Феррари", и если буду в команде и дальше, то буду ездить на этой марке, чтобы они не спрашивали, почему это я не езжу на Ferrari. Это же крутая машина, но пока только моя мечта.
- Брать будете с конвейера или ограничитесь подержанным авто?
- Ну и вопросы задаете. (Смеется.) Куплю то, на что хватит. Главное, чтобы была на ходу. Только они стоят ну очень дорого.
После схода чемпионат начался для меня заново
- Какими тремя словами вы можете описать прошедший сезон?
- Заслуженно, приятно, целеустремленность.
- Только в одной гонке из 16 вы не смогли набрать очков. О чем это говорит, о вашем высоком классе или об отсутствии серьезных конкурентов?
- На самом деле, конкуренция была очень высокой. Из 30 с лишним пилотов как минимум десять могли выиграть чемпионат. Просто конкуренты допускали много ошибок. Я же чувствовал, что у нас хороший темп, хорошая скорость, понимал, что если хочу стать чемпионом, то нужно быть стабильным, все время приезжать в хороших очках и не совершать грубых ошибок.
Оступился только раз, как мне кажется: шел четвертым и решил побороться за подиум. А это трасса в Венгрии, где в принципе сложно обогнать. Просто не рассчитали габаритов машины на выходе из поворота и зацепились друг за друга. В результате гонка закончилась.
С этого момента, по сути, начал чемпионат заново. Разозлился, и с того момента из шести стартов было пять подиумов.
Шварцман извинился перед болельщиками за "неотвеченные сообщения"
29 сентября 2019, 12:48
- Как опишите ваш стиль в гонке?
- Не знаю, как правильно его назвать. Еду так, как чувствую ситуацию. Ничего не планирую, моя голова больше думает, как кого догнать, как не убить резину.
- Самый запоминающийся момент сезона кроме чемпионства?
- Победа в Монце, где на трибунах было много тиффози. Учитывая, что я нахожусь в семье "Феррари" и "Према", а это итальянские команды, было очень круто.
- Разочарование?
- Гонка в Венгрии, где был сход.
- Объединение европейской серии "Формулы-3" и GP3 дало плюсы для чемпионата?
- Получилось интересно, потому что две категории сложили в одну. Стало больше пилотов, больше соперничества, машины были более интересными. И для победы в чемпионате задача стала более трудной. Считаю, что такое решение пошло на пользу. Интереснее иметь такой чемпионат, чем две разные серии, которые спорили, какая из них лучше.
Попадание в "Формулу-1" не сказка
- В Сочи вы говорили, что готовы к "Формуле-1" и хотели бы рискнуть. Такое развитие событий, если оно произойдет, – сказка?
- Это не сказка. Думаю, что в 2020 году у меня выступать в "Королевских гонках" не получится, к сожалению. И это нормально. Нужно двигаться вперед шаг за шагом. Попадание в "Формулу-1" – это мое желание. Но в этом вопросе решение зависит не от меня. Если мои менеджеры из SMP Racing и академии "Феррари" считают, что мне еще рано, значит, так оно и есть.
Надеюсь, что будущий год пройдет очень хорошо и у меня будет больше шансов попасть в команду "Формулы-1".
Шварцман: я готов к "Формуле-1" и рискнул бы выступить там
29 сентября 2019, 12:34
- Вы уже сидели за рулем болида, понимаете, что это за машина?
- В боевой не сидел. Но я регулярно прохожу тесты на симуляторе "Формулы-1", это копия болида. Там есть всё: и работа с инженерами, и оригинальный руль от "Феррари", и всё то, что окружает гонщика на трассе.
- По сравнению с вашим авто, это космос?
- Она быстрее, труднее. Весь процесс там на порядок тяжелее, чем в "Формуле-3".
- Голова думает по-другому?
- Да, ты должен очень много думать о машине, настройках. Ты не просто едешь на инстинктах, а еще думаешь о смене баланса, тормозах, куче всяких нюансов.
Откажусь от выходных, если завтра позовут в "Королевские гонки"
- Представим ситуацию, что вам дают место в "Формуле-1". За полгода до старта нового сезона вы успеете адаптироваться к новым для себя требованиям?
- Да, безусловно! Я успею перестроиться! Считаю, что я достаточно неплохо адаптируюсь к новым машинам. Да, время нужно, но если мне завтра скажут, что есть такая возможность, я сначала обрадуюсь, а затем сразу же начну работать. Попрошу симулятор, программу по физподготовке и начну готовиться. Готов пожертвовать этим полугодием, отказаться от выходных и отпуска, чтобы быть на высоком уровне.
- "Формула-1" – это не только спорт, но и очень большой бизнес. Одного таланта здесь мало, не так ли?
- Талант важен. Кроме этого, есть и политика, и финансовые вопросы. Но любая команда, считаю, предпочтет талантливого пилота, нежели богатого и без возможности прогрессировать. Все хотят не только зарабатывать деньги, но и побеждать, бороться за высокие места.
- Вы же понимаете, что есть две команды, которые регулярно побеждают, и еще несколько, которые сражаются за подиум. Все остальные – массовка.
- Слышал, что в будущем планируется ограничение бюджета тем, кто в основном побеждает. И тогда всё должно будет уравняться.
- Я к тому, что готовы ли вы начинать свою карьеру в составе конюшни-аутсайдера, бороться в лучшем случае за очковую зону?
- В каждом месте есть своя цель. Если мне скажут, что задача приехать в топ-10, и я ее выполняю, то для меня это будет равносильно подиуму или победе в гонке. Чем больше я буду достигать своих целей, тем скорее у меня будет возможность сделать шаг вперед, попасть в более сильную команду, где мне представится возможность бороться за победы в гонках и в чемпионате.
Где бы ты ни оказался, всегда нужно выкладываться на все 100%, добиваться своих целей. Конечно же, намного приятнее быть на подиуме, но если на данный период твой опыт или машина не позволяют этого, то нужно учиться и достигать целей, которые ставит команда здесь и сейчас.
- В вашем классе машины у всех одинаковые и возможности равные, так?
- Да. В основном, всё зависит от мастерства пилотов и команды. В "Формуле-1" всё по-другому.
- Вы перед собой ставите задачу, например, к 2030 году стать чемпионом мира в "Ф-1"?
- Нет. Так далеко не гляжу. Стараюсь смотреть вперед в краткосрочной перспективе. Иду шаг за шагом.
"Формула-1" в Сочи: победа Хэмилтона на Гран-при России и сход Феттеля
29 сентября 2019, 20:01
На кону стоит наша жизнь, и эту ставку мы делаем осознанно
- В Бельгии произошла трагедия - погиб Антуан Юбер. Насколько тяжело было выходить на гонку на следующий день после его смерти?
- Это был черный день для всех нас. Был шок, никто не понимал, как такое возможно. Очень нелегко было садиться за руль после всего этого, но я занимаюсь гонками профессионально, люблю их, мне это нравится. И я понимаю, что это связано с большим риском, который меня не остановит. Конечно, внутри было пусто после гибели Антуана, но когда стартовал, то уже не думал об этом, все негативные мысли уходят.
- Родные сильно переживают?
- Конечно. Тот же Льюис Хэмилтон говорит, что фанаты должны ценить то, чем мы занимаемся. Можно сказать, что на кону стоит наша жизнь. И мы делаем эту ставку добровольно. Только со стороны кажется, что машина настолько безопасна, что ничего не случится. Даже если построят какой-то куб из карбона, где будет мягко и безопасно для пилота, но если в тебя на скорости 250 км/ч кто-то влетит, то человек погибнет от моментальной перегрузки тела.
А те, кто стараются задеть того же Даню прозвищем "торпеда", даже не думают о таком развитии событий. Квят, как и другие пилоты, много чего достиг, но каждый раз рискует, потому что на кону стоит жизнь.
Маркелов займет место погибшего Юбера в команде "Формулы-2" BWT Arden
24 сентября 2019, 11:29
- Много злости вокруг вас?
- Нет. Я занимаюсь своим видом спорта и стараюсь не давать повода для оскорблений.
Любой бы обалдел от дружбы с Феттелем
- На кого равняетесь в своей карьере?
- Честно, не хочу быть ни на кого похожим. Хочу быть Робертом Шварцманом. Есть гонщики, которых я уважаю, у которых стараюсь чему-то учиться.
- Кумир многих мальчишек Михаэль Шумахер. Неужели никогда не мечтали быть похожим на легендарного немца?
- Никогда, ни на одного гонщика в мире. Всегда было уважение, относился к пилотам как к людям, с которыми я занимаюсь одним делом. Я дружу с Себом (Себастьяном Феттелем), любой бы обалдел от такого и сразу стал бы просить фотографию. Я же отношусь к этому просто: приветствую его, спрашиваю, как дела, общаюсь.
С Шарлем (Леклером) немного тяжелее, он сейчас отстранился от всех. С Кими (Райкконеном) хорошо общаюсь, тоже классный парень, без каких-либо выпендрежей. Да, он закрытый, такой ice man, как многие считают, но если с ним общаться, вполне нормальный человек.
Райкконен обошел Шумахера и Баттона по числу стартов в гонках "Формулы-1"
29 сентября 2019, 14:30
- В вашей гоночной тусовке есть люди, кто смотрит на остальных сверху вниз?
- Не знаю. Возможно, есть. Но это глупо. Такие опытные ребята и чемпионы мира, как Феттель и Райкконен, очень простые люди. Например, с Хэмилтоном я не знаком, но, несмотря на то что он весь на fashion, на стиле, я бы не сказал, что он ходит и всем доказывает, что он великий и самый главный здесь.
В Сочи я познакомился с (Дэниелом) Риккьярдо, ужинали с ним вместе. Очень смешной парень, с ним можно говорить обо всем, и всем будет весело.
Там же в один из дней я шел из одного паддока в другой, путь не слишком близкий. Иду, гуляю. И тут останавливается машина:
- Роб, давай подвезу!
- О, спасибо! Нико, ты что ли?
Так и познакомились с Хюлькенбергом. Он меня поздравил с чемпионством, пожелал удачи в будущем. У него, к сожалению, сложная ситуация с командой, надеюсь, все будет хорошо и Нико поедет в новом сезоне.
Возможно, когда-нибудь увижусь с Дзюбой
- Вы уехали в Италию из России в раннем возрасте. Сейчас себя ощущаете европейцем или русским?
- Всегда считал себя русским. Италия – мой второй дом, но я никогда не откажусь от своей Родины.
- К примеру, теннисистка Мария Шарапова, уехавшая из России в семь лет, говорит, что ее дом – США.
- Нет, не мой вариант, я так не скажу.
Мария Шарапова заняла 25-е место в списке богатейших женщин России
24 октября 2019, 12:16
- Близкие знакомые из других видов спорта есть?
- Нет. Года полтора назад в Монако познакомился с баскетболистом Дуэйном Уэйдом. Классный мужик! Тот случай, когда человек смотрит на тебя сверху вниз. (Смеется.) Он очень высокий! Можно вспомнить еще кого-то, но нет такого, чтобы я с ними закорешился, общался до сих пор.
- Чем-то помимо гонок увлекаетесь?
- Времени следить нет. Могу посмотреть футбол, хоккей, баскетбол, если наткнусь на интересный матч. Я болею за хоккейный СКА из моего родного Петербурга.
- А футбольный "Зенит"?
- Да, но футбол не очень люблю.
- Разве есть такие люди?
- Люблю, конечно, побегать, забить голы, но играть не умею. (Смеется.) Хоккей больше интересует, это более динамичная игра. Люблю спорт, где есть постоянное движение.
- На матчах СКА бывали?
- В "Ледовом". На матче с "Йокеритом". Мы выиграли, и это было круто! И на "Зените" тоже был несколько раз. Просто футбол слишком затянутый, много пауз. Да, есть матчи, когда идет движуха, но их не так много.
- Движуха как вчера (интервью состоялось на следующий день после матча), когда "Зенит" разгромил "Ростов" со счетом 6:1, а Дзюба оформил хет-трик?
- Да ладно? Не слышал. Наверное, игра того стоила. А вы болеете за "Зенит"?
- Нет.
- Но следите за командой?
- Приходится по работе. С Артемом, по которому сходит с ума половина России, случайно, не знакомы?
- Не-а. Но я за любое знакомство. Всегда готов познакомиться, узнать человека. Возможно, когда-нибудь увижусь с Дзюбой.
- За сборной России следите?
- Смотрел чемпионат мира. Ребята молодцы, дошли до четвертьфинала, проиграли только по пенальти. Команда удивила всех, ведь к ней очень скептически относились до старта турнира. Они доказали, что мы можем играть в футбол.
Черчесов: надеюсь, Дзюба останется в "Зените" и будет спокойно играть
20 октября 2019, 22:18
Думал записать на видео привет от Путина для знакомого итальянца
- Вам по случаю чемпионства телеграмма от президента России приходила?
- Ничего, к сожалению.
- А хотели бы встретиться с ним?
- Конечно! Надеялся, что Владимир Путин приедет в Сочи на Гран-при России и я смогу с ним познакомиться. Но не сложилось. Возможно, в будущем представится такая возможность.
- О чем спросили бы у него?
- Даже не знаю. Наверное, поинтересовался бы, каково управлять такой большой страной и державой, каково быть лидером государства. Наверное, сейчас он уже привык к этому, но мне интересно узнать его ощущения, когда он только начинал быть президентом.
- Находясь в Италии, чувствуете гордость за Россию?
- Горжусь тем, что я русский. Но я никому не навязываю это, не хожу по улицам и не кричу об этом на каждом углу. Горжусь и теми итальянцами, которые стоят на стороне России. Такие знакомые у меня есть, они уважают нашу страну, Владимира Владимировича, говорят, что он крутой президент и они тоже мечтают познакомиться.
Кстати, такой человек есть в нашей команде. Я даже думал, если мне повезет встретиться с Путиным, попробовать записать видео с приветом для этого итальянца, чтобы порадовать его.
Овечкин пожелал россиянам, чтобы Путин "как можно дольше оставался у руля"
7 октября 2019, 14:01
Говорю знакомым в Европе, что в России медведи гуляют по улицам
- Один из моих знакомых иностранцев, когда впервые оказался в России, спросил про медведей на улице, почему их нигде нет. Я тогда подумал, что это шутка, но он настаивал на своем…
- Это стереотипы. Даже не знаю, кто их придумывает, но явно не очень умный человек. Мне тоже некоторые ребята говорили об этом, реально ли у нас ходят медведи, что люди пьют водку и стреляют из Калашникова. "Ага, - отвечаю им, – конечно, каждый день и на каждом углу. Идет белый медведь, а я ему: "Привет, медвежонок, дай пять! Увидимся завтра!"" Отвечаю им со стебом, а потом спрашиваю: "Ребят, вы чего, серьезно? Издеваетесь, что ли, какие медведи?"
Если бы у нас медведи гуляли по улицам, половина людей уже исчезла бы, их бы загрызли хищники.
- Что в Италии для вас непривычно, чего русский человек не может понять?
- Я уже адаптировался, даже не знаю, что ответить. Всё видел, всё понял. Наверное, здесь всё индивидуально.
- В бытовом плане жизнь отличается?
- Другие люди, другая еда, другой менталитет. Какие-то моменты нам нужно перенять друг у друга.
- Какие?
- Считаю, что нашим людям нужно быть более добрыми друг к другу, уважать. В России доводилось видеть очень злых и эгоистичных людей. В Италии или Европе такого нет. Если ты попросил бутылку воды, то тебе без проблем дадут. У нас же тебе скажут, чтобы имел свою. Вот такие маленькие нюансы мешают.
Не все в России такие, но те, кто так себя ведет, должны поменяться. Они не пупы земли и должны упасть с небес, быть простыми людьми, помогать другим. Вот в воскресенье я проехался на метро, обрадовался тому, что мужчины уступают места женщинам, детям, бабушкам и дедушкам. За это я уважаю их. И я рад, что таких людей в России большинство.
- Ваше имя становится более известным всему миру. Появляются ли в вашей жизни люди, которые хотят воспользоваться популярностью в корыстных целях?
- Такие люди есть. Но я очень хорошо чувствую их, пытаюсь отдаляться от них сразу и не вести их за собой. А те, кто был со мной с самого начала, всегда остаются рядом. Считаю, что если кто-то сделал для тебя хороший поступок и он нуждается в помощи сейчас, то ему помогу. А когда человек просто пытается воспользоваться тобой и твоим именем, подлизывается к тебе под любым предлогом, таких я отдаляю всегда.
- Вы довольны тем, как развивается ваша карьера?
- Да. Всё идет как есть. Ничего не хочу менять. У каждого своя дорога и свой путь.