Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эдуард Николаев: хотелось бы побить рекорд Чагина по победам на "Дакаре"

Читать в
Пилот команды "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев в интервью рассказал, чем занимался дома в период самоизоляции, какие технические новинки ждут грузовики на "Дакаре"-2021, и отметил, что хотел бы побить рекорд руководителя "Синей армады" Владимира Чагина по количеству побед на знаменитом ралли-марафоне.

Сын, дом и дерево

- Чем вы занимались в домашнем заточении?
- Честно, был непростой период, но старался извлекать из худшего лучшее. Как и в гонке, когда ты радуешься, если пошел снег или дождь. Пусть наши соперники боятся условий, а мы делаем свое дело. Дома выстроил для себя план. Каждое утро начиналось с физической подготовки, далее шло изучение иностранного языка, общение с нашими партнерами, болельщиками, маркетинговые мероприятия.
Удалось освоить больше рецептов кулинарного дела, это мне очень близко и интересно. И не попробовать поэкспериментировать было бы неправильно, так что список блюд точно пополнился. Испокон веков говорят, что мужчина должен сделать три вещи: вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Сообщаю, что выполнил третье условие (смеется). Специально для детей решил посадить елку, чтобы на Новый год не бегать в магазин в поисках красивого дерева или не собирать искусственную. Теперь во дворе будет своя елка, она пока небольшая, всего метра полтора, но будет расти.
Также выполнил еще одну цель – пробежать полумарафон. Мы с Димой Сотниковым любим побегать, в этот раз удалось пробежать по приложению к телефону. Я даже немного перевыполнил норму – на счетчике значилось 21,3 км вместо 21,1. Было непросто, но здорово. Смог преодолеть некий барьер для себя. Следующая задача – 25 км.
© РИА Новости / Антон Денисов / Перейти в фотобанкПилот гоночной команды "КАМАЗ-мастер", победившей в ралли-марафоне "Дакар"-2018 в зачете грузовиков Эдуард Николаев
Пилот гоночной команды КАМАЗ-мастер, победившей в ралли-марафоне Дакар-2018 в зачете грузовиков Эдуард Николаев
Пилот гоночной команды "КАМАЗ-мастер", победившей в ралли-марафоне "Дакар"-2018 в зачете грузовиков Эдуард Николаев
- Один из самых запоминающихся эфиров из дома вы провели, готовя рыбу. С пресс-атташе команды Эриком Хайруллиным с первого дубля всё сняли?
- Это же был прямой эфир, никакой постановки. Эрик включил камеру, всё получилось замечательно. Рыба – любимое мое блюдо, которое я могу быстро приготовить, и оно будет вкусным и полезным. Если будет время, я даже могу в команде на гонке угостить всех, если ребята наловят рыбу. Тем более мы всегда помогаем нашему повару чистить картошку, делать котлеты.
- На какой год стоит задача пробежать марафон?
- Пока не намечал. Посмотрим по ситуации. Димка, например, не прекращает бегать. Даже из дома на работу и с работы домой он бегает. В этом году он намотал очень хороший километраж. Дима у нас в команде старший и ответственный за физическую подготовку экипажей.

Идеи для шоу в Казани, подготовка к "Дакару"

- Вы же тоже в команде отвечаете за определенное направление?
- Да. Отвечаю за модернизацию наших автомобилей, за испытания, за трассы. Руководителем "КАМАЗ-мастер" Владимиром Чагиным на период пандемии была поставлена задача заниматься подготовкой и придумывать новый трюк и новое выступление для автошоу Kazan City Racing, которое пройдет в Казани 30 августа. Это будет День республики, исполняется 100 лет ТАССР. И мы должны будем продемонстрировать свои силы и возможности, показать людям, что наши грузовики способны добиваться признания не только на бездорожье, но и на асфальте.
Наработки программы уже есть, но всё это в тайне. Могу приоткрыть маленький секрет: будет не просто прыжок с трамплина, планируется кое-что интереснее. Планируем, что участвовать будут три грузовика.
- Если это тайна, то выведать дополнительные подробности вряд ли удастся. Эдуард, а какие работы ведутся над машинами? Все же до очередного "Дакара" остается всего полгода.
- Шла работа по новым модернизациям посредством видеоконференций. Мы понимали, что как только дадут добро на выход "в офис", мы должны мгновенно включиться без времени на раскачку. В этом плане повезло белорусам, у которых так же, как и у всех, не было гонок, но они не переходили на режим домашней самоизоляции, шли вперед и, думаю, сильно продвинулись. Мы не боимся соперников, но уважаем, видим, что они молодцы и пытаются наступать нам на пятки, чтобы завоевать главный приз.
Но и мы не сидим на месте, работаем целыми днями. В наших машинах уже заложены те или иные новинки. Вы смогли проехать на грузовиках во время тестов для СМИ, наверное, сделали какие-то выводы по сравнению с прежними поездками. Озвучить все подробности по изменениям мы не можем.
- Хоть что-то в общих чертах. В каких направлениях идут работы?
- Подвеска, трансмиссия и двигатель. Это основные части. Но над ними работают все команды, так что вряд ли из этой информации вы узнаете что-то полезное (смеется). Трансмиссия связана с подбором, чтобы четко работал мотор и коробка передач. Мы видели, что можно сделать лучше, чтобы переключения скоростей были динамичнее. Последний "Дакар" показал, что гонщики "дубасят" по дюнам на все 100%, тогда как раньше эти участки старались просто проезжать. Плюс в Саудовской Аравии такие дюны, которые позволяют ехать быстро. Они не очень острые, низовые, не вязкие. Не было так много сложных пересечений. И мы поняли, что нужно искать что-то новое, чтобы ехать быстрее.
В этом году в первые дни были проблемы с охлаждением надувочного воздуха (ОНВ), были вопросы по электрике, которых мы не ожидали. Но в большей степени направление на следующий "Дакар" – это надежность. Если даже иметь тот же грузовик, что и на гонке 2020 года, но ехать без остановки и не терять время, его вполне достаточно. Но "КАМАЗ-мастер" – это команда, которая не стоит на месте, а развивается и двигается дальше.

Заноза

- У вас как раз произошли внезапные проблемы с двигателем, что стоило участия в "Дакаре". Есть понимание, что случилось в январе?
- Точного понимания нет. Говорят, что не выдержал газовый стык. В первые дни была проблема с электроникой, перегрев ОНВ. И, скорее всего, был какой-то небольшой перебой по форсункам, что повысило давление в цилиндре, и прокладка газового стыка не выдержала и выстрелила.
- Стечение обстоятельств?
- Да. Всё кучно получилось. Нет явной причины, что шпильки вытянулись или поршень разорвало. Когда машину отремонтировали, я вторую часть гонки с мотора выжимал похлеще, чем напарники по команде. Видел по темпу, что иду очень хорошо. Но я не мог ехать быстрее остальных КАМАЗов. Здорово, что организаторы разрешили участвовать нашему экипажу в зачете Dakar Experience.
© AFP 2021 / FRANCK FIFE / Пилот "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев на одном из этапов "Шелкового пути"
Пилот КАМАЗ-мастер Эдуард Николаев на одном из этапов Шелкового пути
Пилот "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев на одном из этапов "Шелкового пути"
- Вы верили, что после схода удастся вернуться на трассу?
- Смотрите, мы вернулись со спецучастка ночью после 14-часового ремонта. И когда выезжали на старт нового этапа, судьи стояли и аплодировали. Я никогда такого не видел, чтобы в адрес команды "КАМАЗ-мастер" было что-то подобное. Нам даже карту дали с опозданием и сказали, чтобы ехали дальше. Был бы прежний руководитель Этьен Лавинь во главе "Дакара", никакого продолжения гонки этой зимой не было бы. При Давиде Кастере всё по-другому. По идее, я не имел права ехать в этом зачете, потому что находился в листе приоритета. В Experience могут участвовать новички, чтобы закончить свой "Дакар".
Но у нас было прикрытие. Если бы организаторы сказали "нет", то мы бы могли указать на допуск Сириля Депре. Это был козырь Владимира Геннадьевича. И когда мы написали заявление на участие в этом зачете, нам его одобрили сразу же. Нам, пилотам, с Кастерой очень легко. Он здоровается со всеми, приводит гостей, просит показать КАМАЗы.
- К вам повернулись лицом, стали человечнее?
- Вот-вот. Мы понимаем, что мы – россияне и для всех как заноза. Тем более лидеры грузового зачета. И организаторам хочется сменить лидера каждый год. Как в "Формуле-1", в других гоночных сериях. Да, разнообразие – это здорово, но искусственно ничего нельзя делать, должна быть конкуренция, в которой побеждает сильнейший.

"Дакар" и Олимпийские игры

- Вернемся в день сегодняшний. Совсем скоро команде предстоят тренировочные сборы в Астрахани. Готовы?
- Да. Будем работать. Всё как положено с участием штурманов, с легендами на трассе. Ребята немного подзабыли, что такое дорожная книга, и им тоже необходимы тренировки. Плюс ко всему объявили, что на "Дакаре" будут электронные роуд-буки.
- И как вам такое нововведение?
- Будем тренироваться, привыкать. Что касается надежности электронного прибора, то такие вопросы задаем не только мы. GPS, как правило, никогда не отказывали в гонке. Конечно, бывали случаи, когда он глючил, но их два. Может быть, электронные роуд-буки тоже будут выдавать по два. Информации на этот счет у нас нет. Кто знает, может, грузовикам оставят бумажные дорожные книги и станут выдавать их за 15 минут до старта этапа.
- Много шуточных разговоров, что новый класс "Классика "Дакара" позволит вам дополнительно выставить четыре грузовика, которые можно использовать в виде быстрых техничек. Тем более в музее мы видели, что машины стоят в отличном состоянии.
- Такого количества пилотов не хватит (смеется). Я не совсем поддерживаю такую идею со старыми машинами. Если бы это было в качестве ретро-фестиваля, как ралли "Монте-Карло", тогда да. Для нас "Дакар" – как Олимпийские игры, к нему мы готовимся весь год. И вы прекрасно знаете, какие задачи перед нами стоят. Что до старых машин, то даже сейчас видно, насколько проигрывает нынешнему автомобилю грузовик даже 2019 года. А если сесть на ретро-машины, то разница будет заметна невооруженным взглядом.
- Самое главное отличие Саудовской Аравии от Южной Америки?
- На полуострове в январе зима, а там – лето (смеется). На самом деле мы изначально переживали за жесткие законы. И хорошо, что в процессе гонки мы на себе их не почувствовали. Мы смогли адаптироваться в условиях новой страны, не испытали никакого дискомфорта.
Сам маршрут был неожиданным. Мы ожидали большего количества песков. Видимо, из-за того, что рядом ОАЭ. Но когда пошли камни, много камней, оказались немного не готовы к такому развитию событий. Были проколы, потому что на этих колесах особо не успели протестировать на серьезных камнях. Там камни не просто лежат на дороге, как это, например, в Марокко, а буквально как скалы – растут из земли. Если ты в них упрешься трансмиссией, то снесешь ее полностью. Если бы булыжник просто лежал, то после столкновения был бы замят элемент грузовика, а камень отлетел бы в сторону.
На большой скорости ты не видишь эту каменную породу, если пыль от джипов осела на нее. С этим как раз и столкнулся Сотников, пробивший раздатку. Даже на телеметрии ничего не видно было.

Готовность на сегодня - не на 100%

- Новый маршрут обещают сделать более песчаным. Это связано с тем, что гонщики выказывали свое недовольство относительно большого количества камней?
- Не сказал бы, что их было больше, чем в Чили. Каждому нравится разное дорожное покрытие. Но надо стараться везде ехать быстро, что мы и делаем. Для меня нет нелюбимых трасс. Мне больше нравится ездить по дюнам, но и камни я люблю, стараюсь их тренировать. Если я вижу, что на камнях у меня не получается слишком хорошо, я буду тренироваться до тех пор, пока не поеду лучше.
Просто мы не ожидали "растущих" из земли камней. И когда мы их переезжали, то при нажатии педали газа стало отрывать шашки на резине. Почему их отрывает? Порода не двигается. Ты тормозишь или газуешь, и шашки остаются там. Отсюда и сложность.
- Что вы хотели бы внедрить в машину, но руководство команды не разрешает?
- Такого нет. Если мы и хотим что-то сделать, то строго соблюдая регламент. Если это разрешено, то руководство всегда идет навстречу, похвалит, что мы сами ищем идеи. Нас ежегодно отправляют на выставку Professional MotorSport World Expo в Кельне, оттуда мы привозим много интересных наработок и идей. В прошлом году я посетил фестиваль скорости в британском Гудвуде. Жаль, что пришлось пропустить ралли "Шелковый путь", но поездка была очень полезной во всех отношениях.
© www.kamazmaster.ru / Перейти в фотобанкЭдуард Николаев
Эдуард Николаев
Эдуард Николаев
- Вы уже осознали, что вновь находитесь за рулем после долгой паузы?
- Да, но откровенно могу сказать, что я еще не в форме. Сегодня проехал, но вижу, что владею грузовиком не на 100%. Нужно поездить, тесты предназначены в том числе и для этого, чтобы пилоты, штурманы и механики вспомнили, как это было.
- Как себя мотивировать после пяти побед на "Дакаре"?
- В голове никогда не держу, сколько у меня побед. Каждый год я выполняю одну и ту же задачу для команды. Вне зависимости от того, кто из нас побеждает. У нас есть перед глазами рекорд руководителя команды в семь побед. И как пилот я стремлюсь к этому результату. Если будет возможность, то я хотел бы его побить. Но мы живем в команде, решаем общую задачу и смотрим не только на себя, но и помогаем друг другу.

Дрифт на горном серпантине

- На "Дакаре" у "КАМАЗ-мастер" есть пресс-кар, за рулем которого находится тот пилот, который не едет гонку. Водитель этого авто всегда говорит, что ничего страшного не произошло. Мне кажется, что это лукавство. Или я ошибаюсь?
- Не то чтобы это было не так. Любой пилот переживает, когда не едет на соревнования. И со мной такое было, когда я не поехал на "Шелковый путь" прошлым летом. Я как гонщик теряю накат. Но Владимир Геннадьевич всегда находит правильные слова, компромисс. Когда я был в Гудвуде, а Дима в Турции, нам после этого дали возможность съездить на ралли "Казахстан". Чагин всегда старается сделать равные условия для всех.
Он никогда не заставляет ехать в пресс-каре, только рекомендует. И любой пилот может не поехать, и ничего за это не будет. Но для команды лучше, если ты едешь и со стороны помогаешь. Зрителю очень интересно, когда он слышит оценку пилота не изнутри, а снаружи.
© REUTERS / Andres StapffПилот команды "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев на этапе "Дакара"-2018
Пилот команды КАМАЗ-мастер Эдуард Николаев на этапе Дакара-2018
Пилот команды "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев на этапе "Дакара"-2018
- Заезд Сотникова в Турции выглядел впечатляюще. Огромный КАМАЗ несется на большой скорости по узкому горному серпантину, а от глубокого ущелья его отделяют считанные сантиметры. Страшно же…
- Я пообщался с Димой, он сказал, что в определенные моменты было действительно страшно и рискованно. Да, на картинке это выглядит очень красиво. Но когда ты побываешь там вживую… Дима действительно заслуживает уважения. Ему нужно было проехать по этой опасной дороге, используя ручник и дрифт, сделать это очень быстро. Вспоминаю, как мы в Чили и Боливии поднимались на высоту пять тысяч метров – это кошмар. Организаторы специально сделали ограничения по скорости, чтобы участники не улетели вниз.
- Вы бы рискнули повторить заезд Дмитрия?
- А почему и нет? Кто не рискует, тот не пьет шампанское.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала