Рейтинг@Mail.ru
Айрат Мардеев: глядел, как несутся машины на "Дакаре", и дрожало сердце - РИА Новости Спорт, 01.09.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Айрат Мардеев: глядел, как несутся машины на "Дакаре", и дрожало сердце

Читать в
Победитель ралли-марафона "Дакар" пилот Айрат Мардеев в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказал о возобновлении тренировочной деятельности команды "КАМАЗ-мастер", изменениях, которые были внесены в спортивные грузовики, и времени, проведенном за рулем пресс-кара "Синей Армады" в январе в Саудовской Аравии. Также гонщик вспомнил домашний режим во время пандемии и признался в "ненависти" к посадке картошки.

"Полгода был дома – жена в шоке"

- Айрат, вы человек, который практически круглый год находится в движении и в разъездах. Как отреагировали на сообщение, когда вам разрешили вернуться на работу после нескольких месяцев домашней самоизоляции?
- Ощущения непередаваемые, мы все были очень рады вновь оказаться в нашем спортивном центре. Находиться в долгом заточении было непросто, мы не привыкли к такому. С женой недавно подсчитали, сколько я находился дома - полгода! За это время никуда не уезжал. Для нее это было шоком (смеется).
Очень хотелось выйти на работу побыстрее. У нас было много идей после "Дакара", которые хотели воплотить в жизнь, протестировать. К сожалению, всё это откладывалось, но в середине июля работа в центре закипела, мы смогли вернуться за руль.
Пилот российской команды КАМАЗ-мастер Айрат Мардеев, Ахмет Галяутдинов и Дмитрий Свистунов  в 1-м этапе Дакара-2019 в Перу
Гонщик "КАМАЗ-мастер" Мардеев: рискнул объехать дюну в низине и угадал
- Этот перерыв может сказаться на ваших гоночных качествах?
- У всех по-разному: кому-то достаточно один раз проехать за рулем, кому-то чуть побольше. Конечно, ощущения, когда садишься в машину, не те – нужно вкатываться. Так не бывает, когда сидишь полгода дома и потом прыгнул в кабину и поехал на полную мощность.
- Вы как пилот пропустили и "Дакар"…
- Одичал совсем (смеется). Верно, на новых машинах у меня наката меньше, чем у ребят. В последний раз ездил на "Шелковом пути" в 2019 году, но тогда был совсем другой грузовик. И тесты в Астрахани как нельзя кстати – они помогают нам всем пятерым быть в хорошей форме. Надеюсь, в сентябре состоится чемпионат России, никто его не отменит. Посмотрим, приедут ли белорусы. Им тоже хочется уже поездить, побороться с нами.
- Представители Минского автомобильного завода показали второй капотный грузовик. Представление о новинке у вас есть?
- Они его сильно изменили, и как раз хотелось бы посмотреть на него вживую.

"Шелковый путь" от нас никуда не денется"

- Машины "КАМАЗ-мастер" тоже могут похвастать нововведениями. Что конкретно изменилось?
- Работаем дальше над основной подвеской и подвеской кабины. Также основное направление конструкторского отдела и отдела модернизации – надежность автомобиля. Это очень важный параметр, так как двигатели очень мощные, а машины очень быстрые. Надежность в этом плане крайне важна, чтобы привозить результат. Последний "Дакар" показал, что и с двигателем могут произойти неполадки.
Айрат Мардеев
Мардеев: ралли-рейд "Шелковый путь" развивается с каждым годом
- Максимальная скорость в грузовом зачете ограничена 140 км/ч. Разумное решение или можно и быстрее?
- Увеличивать ее не совсем правильно. Мы все используем серийные колеса, и практика показывает, что при скорости 150 км/ч и выше шины взрывались. А уменьшать скорость тоже не стоит. Иначе будет совсем медленно, с этим согласны и все наши основные конкуренты. Мне кажется, нынешний показатель оптимален.
- Как вы отнеслись к решению организаторов отменить "Шелковый путь"-2020?
- Это правильный и адекватный шаг. Было бы неправильным в данной ситуации проводить гонку. Все понимали, что переносить ее некуда. Конечно, очень обидно, что в нашем календаре не было этого ралли. Для нас это очень хорошая тренировка, возможность проехать с сильными соперниками. Однако безопасность и здоровье всегда стоят на первом месте. Ничего страшного, в следующем году, если всё будет хорошо, "Шелковый путь" никуда от нас не денется.
- Можно ли назвать плюсом тот факт, что новинки в машинах "КАМАЗ-мастер" покажет непосредственно на "Дакаре" 2021 года?
- Трудно сказать. Все же "Шелковый путь" всегда является серьезным испытанием для техники. Это генеральная репетиция перед главной гонкой сезона, где можно было опробовать все новинки.
- Этапов чемпионата России хватит для подготовки?
- Думаю, что да. Если будем понимать, что чего-то не хватает, то просто поедем на тренировочные тесты. Слава богу, в России бездорожья много и есть где поездить. Конечно, многое зависит от погодных условий, нужна высокая температура.
- В Набережных Челнах в июле было под 40 градусов. То, что надо?
- Это очень хорошо для проверки техники. А вот человеку жарковато (смеется).
- На тестовых заездах, которые были устроены для журналистов, было три грузовика. Они различаются между собой или словно братья-близнецы идентичны?
- Достаточно много различных элементов, которые не видны снаружи. Трансмиссии отличаются, система охлаждения разная. В моей машине стоит другая система – она меньше весит, меньше потребляет электроэнергии, стоят другие вентиляторы.
Грузовики команды КАМАЗ-мастер
Команда "КАМАЗ-мастер" начала тренировочный сбор в Астраханской области
- Обсуждение в поведении машин идет на словах или для понимания садитесь в чужой автомобиль?
- Без проблем пересаживаемся. И часто так делаем, чтобы было понимание. Тебе может всё нравится в твоей машине и ты, пока не попробуешь что-то другое, просто не поймешь, что может быть лучше. Слова словами, но есть собственные ощущения и телеметрия. Она очень сильно помогает. Мы долго учились с ней работать, а теперь эти показания играют большую роль.

"Дакар" стал визитной карточкой для Саудовской Аравии"

- В прошлом году "Дакар" переехал из Южной Америки в Саудовскую Аравию. Вы какие изменения увидели, побывав на ралли в качестве водителя пресс-кара команды?
- Саудовская Аравия - закрытая страна, у людей другой менталитет. Было непривычно оказаться в таких условиях. Мы много смотрели фильмов про это государство, и честно, боялись сделать шаг влево и шаг вправо, чтобы нас не поколотили палками (смеется). Оказалось, что страхи, если их можно так назвать, оказались беспочвенными. Организация гонки была на самом высоком уровне, саудовцы делают всё, чтобы развивать свою страну.
"Дакар" стал визитной карточкой и воротами в Саудовскую Аравию для туристов. Получить визу не так просто, но ведь раньше туда вообще нельзя было попасть. Очень сильно развивается курортная зона, видели, что строится большое количество отелей.
- Что запомнилось больше всего, глядя на марафон глазами зрителя?
- Непривычно было смотреть со стороны. Для меня это был одиннадцатый "Дакар", но первый, когда я оказался вне кабины грузовика. Были случаи, когда я сходил с гонки и продолжал помогать команде, в этот раз пришлось быть вне трассы с первого дня. Это другой график, другие задачи. Конечно, такой режим куда проще, чем гоночный. Можно сказать, что удалось отдохнуть (смеется).
- В вашем смехе можно услышать нотки расстройства.
- Лучше попотеть в кабине боевой машины. Все же я пилот, и мне проще быть на трассе.
Автомобиль под управлением Сергея Карякина
Карякин: участие в ралли "Дакар" стоит около 25 миллионов рублей
- На какой день улетучилось желание гнать на все деньги?
- В первый же день. Несмотря на то, что это пресс-кар, за нами внимательно следили: в машине стояли приборы. Иногда были точки, когда караван ралли проходил рядом с обычной дорогой. Глядел на то, как несутся машины, и сердце ёкало. Думал: блин, а ведь там куда веселее, чем у меня. Особенно, когда трое пассажиров спали, и не с кем было перекинуться парой слов (смеется).
При этом я с пониманием отношусь к решению Владимира Геннадьевича Чагина. Он руководитель команды, и за ним итоговое решение, кто едет гонку. Рад за Антона Шибалова, он проехал "Дакар" в хорошем темпе и завоевал первый подиум. Кстати, на моей машине. Думаю, звездочку на кабину всё равно надо повесить.
- На "Дакаре"-2021 планировалось увеличить географию стран, но пандемия внесла свои корректировки и оставила гонку в Саудовской Аравии. Расстроены?
- Все, с кем мы общаемся, говорят, что подготовка к гонке идет по плану, слов об отмене слышать не доводилось. Конечно, ситуация в мире вносит свои изменения. И финансовый вопрос для многих станет определяющим при поездке на "Дакар". Большие команды найдут возможность приехать на ралли, а частникам и небольшим командам придется непросто. Наверняка, не все, кто хотел оказаться на Аравийском полуострове в январе 2021-го, смогут быть там.

"В детстве намахался лопатой в огороде, теперь с картошкой покончено"

- Айрат, что делали дома весной и первую половину лета?
- Я живу в частном доме и наконец-то привел участок в порядок. Никогда не хватало времени, поэтому приходилось нанимать рабочих. Они как назло делали всё не так, как мне хотелось. А те, кто делает хорошо, берут много денег (смеется). Теперь же за дело взялся сам: перелопатил буквально всё, привел газон в норму, посадил кусты и березки. Даже в магазин очень редко выезжал. Опробовал доставку на дом – понравилось.
Начал ездить на симуляторах, ударился в киберспорт. Раньше катался для развлечения, а сейчас всё было всерьез. Даже принимал участие в турнирах, где было много действующих и бывших кольцевиков и раллистов.
Сергей Кренев, Дмитрий Свистунов и Айрат Мардеев (слева направо)
Мардеев: задача на "Шелковом пути" — доехать до финиша и не рисковать
- Чем похвастаетесь в виртуальной гонке?
- Несколько раз приезжал на подиум, а в общем зачете оказался в районе пятой позиции из нескольких десятков участников. Это очень хороший показатель, ведь с лидерами бороться тяжело – они едут очень быстро. Для пилотов кольцевых гонок настройки машины на асфальте привычны, я же специализируюсь на другом. Конечно, можно было бы настроить на бездорожье и попробовать проехать в таком режиме.
- Неужели вам не давали советы?
- Вначале охотно делились настройками, а когда начал догонять их, то все затихли (смеется). На самом деле это был огромный опыт для меня. Кибергонки развиваются стремительно, что уж говорить, если в онлайн проводится полноценный чемпионат "Формулы-1", а у каждой команды есть свои киберпилоты.
- Трудно представить дачный участок без грядок…
- Нет-нет, обошлись без картошки и прочего. Я в детстве намахался лопатой на даче, так что теперь с этим покончено (смеется). У меня газон на весь участок, яблони для декорации. Я лучше на рынок схожу и куплю все необходимые продукты.
- Вашу семью болезнь обошла стороной?
- Да, всё обошлось. Но есть близкие друзья, кто переболел. Нужно понимать, что этот коронавирус – серьезная вещь. В самом начале, возможно, кто-то и относился к этому спустя рукава, но потом понял, что шутить не стоит. Что говорить, если мой знакомый спортсмен – здоровый и физически развитый мужик – серьезно заболел: врачи еле вытащили его с 50-процентным поражением лёгких.
 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Баскетбол
    23.04 20:30
    Панатинаикос
    Маккаби Т-А
  • Футбол
    23.04 22:00
    Арсенал
    Челси
  • Футбол
    23.04 22:00
    Лацио
    Ювентус
  • Баскетбол
    23.04 22:00
    Реал Мадрид
    Баскония
  • Хоккей
    24.04 02:00
    Рейнджерс
    Вашингтон
  • Хоккей
    24.04 02:30
    Флорида
    Тампа-Бэй
  • Хоккей
    24.04 05:00
    Ванкувер
    Нэшвилл
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала