https://rsport.ria.ru/20210119/sport-1593638600.html
Мы все потеряли? Почему советская методика подготовки спортсменов — миф
Мы все потеряли? Почему советская методика подготовки спортсменов — миф - РИА Новости Спорт, 19.01.2021
Мы все потеряли? Почему советская методика подготовки спортсменов — миф
На прошлой неделе трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова стала очередным спикером в ряду известных людей, которые в последнее время все чаще ратуют за РИА Новости Спорт, 19.01.2021
2021-01-19T13:00
2021-01-19T13:00
2021-01-19T13:00
спорт
анфиса резцова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/13/1593660992_0:258:3077:1989_1920x0_80_0_0_5472bbdd1f33fb48f66f25e8f7ea3d14.jpg
На прошлой неделе трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова стала очередным спикером в ряду известных людей, которые в последнее время все чаще ратуют за то, чтобы российский спорт вернулся к истокам, а тренеры взяли на вооружение советскую методику подготовки спортсменов.Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. К старому у нас никто особо возвращаться не спешит. Однако, ввиду отсутствия результата в некоторых дисциплинах, тоска по легендарному советскому прошлому вызывает у определенных людей острую необходимость к его возврату. Ведь никто же не будет спорить, что обозначенная некоторыми товарищами панацеей от всех бед советская система подготовки спортсменов любой категории в совсем недалеком прошлом позволяла добиваться результата на регулярной основе.Вынужден вас разочаровать – нет и никогда не было никакой советской системы подготовки. Как не существует американской, китайской и еще бог весть какой. Вы спросите, как же так, ведь за рубежом люди работают и продолжают добиваться результатов, а у нас все выглядит не так уж и радужно? А дело в том, что происходит это от того, что в других странах, в отличие от нашей, не снизили, а наоборот еще больше увеличили роль науки при подготовке спортсменов высшей квалификации на разных этапах их развития.Говоря по-простому, знание – сила. И в современном мире многие знают больше, чем мы. За пятьдесят последних лет возможности человеческого организма изучены вдоль и поперек. Именно поэтому не применять знания и наработки в области физического воспитания спортсменов на практике – сродни преступлению. Но актуальный вопрос звучит так: а есть ли эти знания и наработки в нашей стране?Летом – футбол, зимой – хоккейВспоминая легендарное советское спортивное прошлое и анализируя нынешние неудачи, причем в самых разных видах спорта, кто-то в очередной раз с грустью скажет, что мы все потеряли. Правда, расстраиваться в данной ситуации стоит не из-за этого. А из-за того, что, говоря о существующих проблемах, многие, в том числе и наши прославленные спортсмены, которые плоть от плоти являются продуктами функционировавшего в СССР физического воспитания, так и не могут назвать главную проблему, регулярно возникающую в современной подготовке.А заключается она в том, что хоккей (биатлон, футбол, плавание и т.д.) – это вид спорта. И готовить необходимо в первую очередь не хоккеистов (биатлонистов, футболистов, пловцов), а спортсменов. Понимаете, о чем речь? Чтобы сделать шаг вперед и быть способными бороться со своими подопечными за результат, нашим тренерам необходимо начать плясать от печки и, нравится это кому-то или нет, серьезно работать над повышением уровня физических качеств именно спортсменов (таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость), а не сужать функционал до их специализации.Но к сожалению, в наше время направленность практически любой тренировочной работы определяется уровнем и количеством именно специализированных занятий, включающих в себя повышение индивидуального мастерства и тактических навыков. Значимость правильного физического воспитания искусственно занизили, переложив контроль за его уровнем на самих спортсменов.В СССР же все было с точностью до наоборот: изначально ты воспитываешься как спортсмен, и только потом, к примеру, как хоккеист. Поэтому люди и могли спокойно летом играть в футбол, а зимой гонять шайбу.Кто-то скажет, что грандиозные успехи советских спортсменов были связаны с массовостью занимающихся и прозрачностью процесса воспитания. Это так. Вот только краеугольным камнем в Союзе долгие годы продолжала оставаться общая система физического воспитания.Все дают, берите!Почему же тогда на определенном историческом этапе что-то пошло не так? Когда кто-то из тренеров в очередной раз заговорит о том, что в отечественных институтах физкультуры и в Высших тренерских школах ничему не учат, можете смело посылать такого горе-специалиста куда подальше. Сам закончил РГУФК и ВШТ, поэтому знаю, о чем говорю. Все научные дисциплины, знания которых необходимы в профессиональной тренерской деятельности, даются в полном объеме.Понятно, что без дополнительного самообразования никак не обойтись. Но ведь сложившиеся тренеры и так утверждают, что занимаются этим самообразованием на протяжении всей карьеры. Однако верят почему-то тем, кто, оправдывая собственные неудачи, кричит на каждом углу, что знаний, необходимых для работы, не дают.Вот только истинная проблема заключается в ограниченности тех, кто эти знания получает.Сама суть высшего образования (причем любого) определяет, что никто ни за кем бегать не будет: преподаватели читают лекции, а ты – либо берешь услышанное на вооружение, либо нет. А у нас получается на выходе, что будущие тренеры практически не пользуются тем, чему их учили в ВУЗах.Происходит так потому, что дипломированные специалисты делать этого, во-первых, не могут, потому что не понимают, о чем им рассказывали четыре года, а во-вторых, просто не хотят заморачиваться. Проще скачать из интернета обучающую программу, сделать умное лицо, расположить к себе либо родителей, либо спортсменов, и гонять эту пластинку, пока кто-нибудь не начнет задавать ненужных вопросов.Вот только в том, что кто-то в итоге очухается и поднимет бучу, есть очень большие сомнения. Так как совсем немногие из представителей современного отечественного тренерского цеха знают, как необходимо работать правильно. Что уж тогда говорить о родителях и самих спортсменах.В ожидании МессииНа вопрос, когда и почему случилось так, что некоторые виды спорта в своем развитии свернули с проторенной дорожки и пошли другим, чужим путем, мы можем ответить на примере отечественного хоккея.Начало подмены понятий на рубеже тысячелетий положили понаехавшие к нам низкосортные тренеры из Европы и Северной Америки. А окончательно основы основ были заброшены на чердак при помощи взрослых и авторитетных хоккеистов, которые после времени, проведенного в НХЛ, стали массово возвращаться на родину, чтобы продлить свой хоккейный век и тем самым еще подзаработать. Отечественные тренеры со своей приверженностью к большим объемам физподготовки были для вернувшихся кем-то вроде неугодных монстров. Именно поэтому, пользуясь любыми возможностями, эти известные хоккеисты стали разными способами избавляться от специалистов, которые заставляли заслуженных игроков много и изнурительно работать.О поднятой в материале проблеме можно говорить долго, вот только ее решение все равно упирается в фигуры тренеров. Правда, для того, чтобы внедрять научные методы и идеи в тренировочный процесс, необходимы новаторы. Анатолий Тарасов, Валерий Лобановский, Виктор Тихонов, Александр Гомельский, Сергей Вайцеховский, Александр Грушин и многие другие прекрасно понимали, что для того, чтобы их спортсмены могли давать результат на регулярной основе, им самим необходимо быть лучшими во всем. Именно этого в настоящий момент многим отечественным тренерам и не хватает. И вполне возможно, именно по этой причине каждая отдельная победа в наши дни воспринимается нами как манна небесная.
https://rsport.ria.ru/20210115/reztsova-1593263439.html
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Артем Дроздов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155777/54/1557775447_0:0:640:640_100x100_80_0_0_05f9ead28942a3cc8e0b4bfb848b1dad.jpg
Артем Дроздов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155777/54/1557775447_0:0:640:640_100x100_80_0_0_05f9ead28942a3cc8e0b4bfb848b1dad.jpg
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/13/1593660992_174:0:2903:2047_1920x0_80_0_0_2976acc4fc214ecec2638e76b589d65c.jpgРИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Артем Дроздов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155777/54/1557775447_0:0:640:640_100x100_80_0_0_05f9ead28942a3cc8e0b4bfb848b1dad.jpg
спорт, анфиса резцова
На прошлой неделе трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова стала очередным спикером в ряду известных людей, которые в последнее время все чаще ратуют за то, чтобы российский спорт вернулся к истокам, а тренеры взяли на вооружение советскую методику подготовки спортсменов. Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. К старому у нас никто особо возвращаться не спешит. Однако, ввиду отсутствия результата в некоторых дисциплинах, тоска по легендарному советскому прошлому вызывает у определенных людей острую необходимость к его возврату. Ведь никто же не будет спорить, что обозначенная некоторыми товарищами панацеей от всех бед советская система подготовки спортсменов любой категории в совсем недалеком прошлом позволяла добиваться результата на регулярной основе.
Вынужден вас разочаровать – нет и никогда не было никакой советской системы подготовки. Как не существует американской, китайской и еще бог весть какой. Вы спросите, как же так, ведь за рубежом люди работают и продолжают добиваться результатов, а у нас все выглядит не так уж и радужно? А дело в том, что происходит это от того, что в других странах, в отличие от нашей, не снизили, а наоборот еще больше увеличили роль науки при подготовке спортсменов высшей квалификации на разных этапах их развития.
Говоря по-простому, знание – сила. И в современном мире многие знают больше, чем мы. За пятьдесят последних лет возможности человеческого организма изучены вдоль и поперек. Именно поэтому не применять знания и наработки в области физического воспитания спортсменов на практике – сродни преступлению. Но актуальный вопрос звучит так: а есть ли эти знания и наработки в нашей стране?
Летом – футбол, зимой – хоккей
Вспоминая легендарное советское спортивное прошлое и анализируя нынешние неудачи, причем в самых разных видах спорта, кто-то в очередной раз с грустью скажет, что мы все потеряли. Правда, расстраиваться в данной ситуации стоит не из-за этого. А из-за того, что, говоря о существующих проблемах, многие, в том числе и наши прославленные спортсмены, которые плоть от плоти являются продуктами функционировавшего в СССР физического воспитания, так и не могут назвать главную проблему, регулярно возникающую в современной подготовке.
А заключается она в том, что хоккей (биатлон, футбол, плавание и т.д.) – это вид спорта. И готовить необходимо в первую очередь не хоккеистов (биатлонистов, футболистов, пловцов), а спортсменов. Понимаете, о чем речь? Чтобы сделать шаг вперед и быть способными бороться со своими подопечными за результат, нашим тренерам необходимо начать плясать от печки и, нравится это кому-то или нет, серьезно работать над повышением уровня физических качеств именно спортсменов (таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость), а не сужать функционал до их специализации.
Но к сожалению, в наше время направленность практически любой тренировочной работы определяется уровнем и количеством именно специализированных занятий, включающих в себя повышение индивидуального мастерства и тактических навыков. Значимость правильного физического воспитания искусственно занизили, переложив контроль за его уровнем на самих спортсменов.
В СССР же все было с точностью до наоборот: изначально ты воспитываешься как спортсмен, и только потом, к примеру, как хоккеист. Поэтому люди и могли спокойно летом играть в футбол, а зимой гонять шайбу.
Кто-то скажет, что грандиозные успехи советских спортсменов были связаны с массовостью занимающихся и прозрачностью процесса воспитания. Это так. Вот только краеугольным камнем в Союзе долгие годы продолжала оставаться общая система физического воспитания.
Почему же тогда на определенном историческом этапе что-то пошло не так? Когда кто-то из тренеров в очередной раз заговорит о том, что в отечественных институтах физкультуры и в Высших тренерских школах ничему не учат, можете смело посылать такого горе-специалиста куда подальше. Сам закончил РГУФК и ВШТ, поэтому знаю, о чем говорю. Все научные дисциплины, знания которых необходимы в профессиональной тренерской деятельности, даются в полном объеме.
Понятно, что без дополнительного самообразования никак не обойтись. Но ведь сложившиеся тренеры и так утверждают, что занимаются этим самообразованием на протяжении всей карьеры. Однако верят почему-то тем, кто, оправдывая собственные неудачи, кричит на каждом углу, что знаний, необходимых для работы, не дают.
Вот только истинная проблема заключается в ограниченности тех, кто эти знания получает.
Сама суть высшего образования (причем любого) определяет, что никто ни за кем бегать не будет: преподаватели читают лекции, а ты – либо берешь услышанное на вооружение, либо нет. А у нас получается на выходе, что будущие тренеры практически не пользуются тем, чему их учили в ВУЗах.
Происходит так потому, что дипломированные специалисты делать этого, во-первых, не могут, потому что не понимают, о чем им рассказывали четыре года, а во-вторых, просто не хотят заморачиваться. Проще скачать из интернета обучающую программу, сделать умное лицо, расположить к себе либо родителей, либо спортсменов, и гонять эту пластинку, пока кто-нибудь не начнет задавать ненужных вопросов.
Вот только в том, что кто-то в итоге очухается и поднимет бучу, есть очень большие сомнения. Так как совсем немногие из представителей современного отечественного тренерского цеха знают, как необходимо работать правильно. Что уж тогда говорить о родителях и самих спортсменах.
На вопрос, когда и почему случилось так, что некоторые виды спорта в своем развитии свернули с проторенной дорожки и пошли другим, чужим путем, мы можем ответить на примере отечественного хоккея.
Начало подмены понятий на рубеже тысячелетий положили понаехавшие к нам низкосортные тренеры из Европы и Северной Америки. А окончательно основы основ были заброшены на чердак при помощи взрослых и авторитетных хоккеистов, которые после времени, проведенного в НХЛ, стали массово возвращаться на родину, чтобы продлить свой хоккейный век и тем самым еще подзаработать. Отечественные тренеры со своей приверженностью к большим объемам физподготовки были для вернувшихся кем-то вроде неугодных монстров. Именно поэтому, пользуясь любыми возможностями, эти известные хоккеисты стали разными способами избавляться от специалистов, которые заставляли заслуженных игроков много и изнурительно работать.
О поднятой в материале проблеме можно говорить долго, вот только ее решение все равно упирается в фигуры тренеров. Правда, для того, чтобы внедрять научные методы и идеи в тренировочный процесс, необходимы новаторы. Анатолий Тарасов, Валерий Лобановский, Виктор Тихонов, Александр Гомельский, Сергей Вайцеховский, Александр Грушин и многие другие прекрасно понимали, что для того, чтобы их спортсмены могли давать результат на регулярной основе, им самим необходимо быть лучшими во всем. Именно этого в настоящий момент многим отечественным тренерам и не хватает. И вполне возможно, именно по этой причине каждая отдельная победа в наши дни воспринимается нами как манна небесная.