Рейтинг@Mail.ru
Катастрофа пассажирского самолета Як-42 в Ярославской области (2011) - РИА Новости Спорт, 07.09.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хоккей/Шайба/Лед - РИА Новости, 1920, 17.03.2022
Хоккей

Катастрофа пассажирского самолета Як-42 в Ярославской области (2011)

Читать в
МОСКВА, 7 сен - РИА Новости. Десять лет назад пассажирский самолет Як-42, на борту которого находилась команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив", разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.
Ниже приводится справочная информация.
7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як-42Д с бортовым номером RA-42434 авиакомпании "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) – Минск (Белоруссия), разбился при взлете из аэропорта Туношна в Ярославской области.
На борту воздушного судна находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" – 37 пассажиров – и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где должны были сыграть с местным "Динамо" в матче регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). С ними летел тренерский штаб. Среди пассажиров помимо 27 граждан России были двое граждан Белоруссии, трое граждан Чехии и по одному гражданину Германии, Канады, Латвии, Словакии, Швеции.
7 сентября самолет начал разбег на взлетно-посадочной полосе (ВПП) аэропорта Туношна в простых метеоусловиях. Во время него воздушное судно выкатилось за пределы полосы и произвело взлет с грунта на удалении около 450 метрах за торцом ВВП. Сразу после отрыва от земли на высоте примерно 2,5 - 3 метра самолет столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ) и контейнером КРМ. Через 120 метров воздушное судно приземлилось с левым креном, практически по продолженной оси ВПП. В ходе последующего движения самолет столкнулся последовательно с двумя столбами огней подхода и деревом, в результате произошло разрушение конструкции левой консоли крыла с разливом керосина и пожаром. Затем воздушного судно перелетело залив и столкнулось с противоположным берегом на удалении 830 метров от конца ВВП и разрушилось практически в перевернутом положении. Самолет развалился в месте слияния рек Тоношонка и Волга. Его основные фрагменты были разбросаны на протяжении 80 метров вдоль берега реки. Одна часть фюзеляжа упала в воду.
В результате катастрофы погибли 44 человека из 45, находившихся на борту. 43 человека скончались сразу – смерть 39 человек наступила от мгновенных механических повреждений тела, трех человека – из-за утопления, один человек погиб из-за термических повреждений тела. Последним 12 сентября от ожогов умер нападающий "Локомотива" Александр Галимов.
После катастрофы выжили двое – хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции. Выжившие были госпитализированы. На следующий день после аварии, 8 сентября, Галимова и Сизова на реанимобилях спецбортом МЧС доставили в Москву. Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был госпитализирован в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского, где врачи сделали все возможное, но не смогли его спасти. По словам специалистов, травмы оказались настолько тяжелыми, что надежды на спасение практически не было.
Александра Сизова доставили в реанимацию НИИ скорой помощи имени Склифосовского с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Его состояние было крайне тяжелым, но врачи давали позитивные прогнозы. Сизов находился на лечении более полутора месяцев, 26 октября он был выписан из НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
В связи с авиационной катастрофой в Ярославской области был объявлен трехдневный траур с 9 по 11 сентября. 10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля состоялось прощание с погибшими. Непосредственно в городе были похоронены 14 человек, тела остальных отправили в другие города и страны.
В 2012 году, в годовщину авиакатастрофы, были открыты мемориалы в память о погибших хоккеистах на Леонтьевском кладбище в Ярославле и на месте гибели команды – на берегу реки Туношонка, где произошло крушение самолета. В том же году в Екатеринбурге поставили памятник погибшим игрокам ярославской команды. Он представляет собой хоккеиста, который в левой руке держит клюшку, а правую приподнял на уровень груди, сжав пальцы в перчатке как бы в кулак, но не до конца. На груди у него эмблема "Локо", а на правом плече – цифра 37. На небольшом постаменте расположена табличка с именами всех жертв авиакатастрофы. В 2013 году около ярославского спортивного комплекса "Арена-2000" был открыт мемориал "Хоккейное братство", который представляет собой 37 (по количеству погибших членов команды) стилизованных клюшек из полированной нержавеющей стали, сложенных таким образом, что под одним углом зрения представляют собой падающую птицу, под другим - взлетающий самолет.
В память о погибшей команде в Ярославле открылось училище олимпийского резерва, общеобразовательной школе №9 присвоили имя хоккеиста "Локомотива" Ивана Ткаченко, а также в ее дворе открыли памятный знак в честь десяти хоккеистов, учившихся в ней и погибших в авиакатастрофе. Около знака учениками школы посажена Аллея памяти.
В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" прекратила выступления в высшей профессиональной лиге КХЛ в сезоне 2011/2012. В следующем хоккейном году возрожденная команда вернулась в элиту российского хоккея.
Для расследования причин и обстоятельств катастрофы Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию. Представители МАК побеседовали с выжившим в катастрофе бортинженером Александром Сизовым, который сообщил, что никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. С его слов было уточнено фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Позже в интервью СМИ Александр Сизов сказал, что при разгоне самолета стало ясно, что все идет не по плану. Он также сообщил, что во время катастрофы находился не в кабине пилотов, а в салоне, на последнем ряду справа и не был пристегнут. В момент удара в самолете все полетело, и его чем-то сильно ударило. После этого он уже ничего вокруг практически не замечал – ни пожара, ни самолета. В начале октября 2011 года МАК сообщил, что в соответствии с решением технической комиссии МАК по расследованию катастрофы самолета Як-42Д, была подготовлена, согласована и утверждена программа натурного эксперимента для реконструкции аварийного взлета самолета Як-42Д.  К 21 октября все необходимые этапы работы по расследованию катастрофы самолета были выполнены.
2 ноября 2011 года МАК обнародовал результаты расследования катастрофы. Согласно им, Як-42 был полностью исправен, взрывов и пожара на борту не было, внешние причины также никак не влияли на нормальный взлет. Взлетная масса, центровка, характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали установленным параметрам.
Согласно выводам МАК, непосредственной причиной катастрофы стали непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. В результате скорость самолета в конечной стадии взлета была ниже необходимой на 20 километров в час.
МАК выявил также причины, сопутствовавшие катастрофе самолета:
– серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (основной летный опыт командира воздушного судна и второго пилота приходился на самолет Як-40; в аварийном полете имел место негативный перенос навыков в управлении с самолета Як-40 на самолет Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега);
– отсутствие контроля со стороны авиакомпании за фактическим уровнем подготовки экипажа;
– ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега;
– несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.
Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен препарат феноборбитал. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота, отмеченных по результатам анализа медицинской документации в коллегиальном заключении специалистов-неврологов гражданской авиации и министерства обороны, запрещено российским авиационным законодательством, а также руководством по авиационной медицине Международной организации гражданской авиации.
Результаты расследования МАК направила в следственные органы России, где по факту крушения самолета было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта). Следствием рассматривались версии о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.
В сентябре 2012 года было предъявлено обвинение бывшему заместителю гендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадиму Тимофееву, отвечавшему за квалификацию летного состава и ее проверку, в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Следователи установили, что он допустил грубые нарушения правил безопасности при допуске экипажа к полету.
По уголовному делу в качестве свидетелей были допрошены более 200 человек, проведено свыше 120 судебных экспертиз, объем уголовного дела составлял около 90 томов.
В начале октября 2014 года Главным следственным управлением Следственного комитета России было завершено расследование уголовного дела об авиакатастрофе в Ярославской области в отношении замгендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадима Тимофеева (оно было выделено в отдельное производство). В середине октября прокуратура направила дело в суд. Ярославский районный суд начал его рассмотрение 3 декабря 2014 года.  Подсудимым по делу являлся Вадим Тимофеев, потерпевшими – родители игроков ХК "Локомотив". Тимофеев вину не признал. Обвинение потребовало приговорить подсудимого к шести годам колонии-поселения. Родственники потерпевших попросили назначить наказание без ограничения свободы, так как считают, что причина катастрофы не установлена.
23 сентября 2015 года Ярославский районный суд признал Тимофеева виновным и приговорил к пяти годам колонии-поселения. Однако он был освобожден от отбывания наказания по амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, судимость с него сняли.
В 2017 году Главное следственное управление Следственного комитета России вынесло постановление о прекращении уголовного дела по факту крушения самолета Як-42 в связи с гибелью экипажа. Подозреваемыми в деле проходили погибшие пилоты и бортмеханик разбившегося самолета, обвинение никому не было предъявлено.
 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    Перерыв
    Интер М
    Торино
    0
    0
  • Футбол
    1-й тайм
    Ахмат
    Нижний Новгород
    0
    0
  • Футбол
    28.04 16:15
    Спартак Москва
    Локомотив
  • Футбол
    28.04 16:00
    Тоттенхэм
    Арсенал
  • Футбол
    28.04 18:30
    Ноттингем Форрест
    Манчестер Сити
  • Футбол
    28.04 19:00
    Наполи
    Рома
  • Футбол
    28.04 19:00
    Аталанта
    Эмполи
  • Футбол
    28.04 19:15
    Динамо Москва
    Зенит
  • Футбол
    28.04 20:00
    Лион
    Монако
  • Футбол
    28.04 21:30
    Балтика
    ЦСКА
  • Футбол
    28.04 22:00
    Марсель
    Ланс
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала