https://rsport.ria.ru/20220129/karpov-1770063388.html
Анатолий Карпов: КГБ собирал досье, когда вел переговоры с Фишером о матче
Анатолий Карпов: КГБ собирал досье, когда вел переговоры с Фишером о матче - РИА Новости Спорт, 29.01.2022
Анатолий Карпов: КГБ собирал досье, когда вел переговоры с Фишером о матче
Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Олегу Богатову поделился впечатлениями о недавно... РИА Новости Спорт, 29.01.2022
2022-01-29T08:00
2022-01-29T08:00
2022-01-29T10:04
шахматы
анатолий карпов
виктор корчной
интервью риа спорт
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155787/02/1557870226_0:140:2840:1738_1920x0_80_0_0_6890b711cbf1c5b6e283828ad585b486.jpg
Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Олегу Богатову поделился впечатлениями о недавно вышедшем на экраны фильме "Чемпион мира", рассказывающем об одном из ключевых этапов биографии титулованного гроссмейстера - поединке за мировую корону с ранее бежавшим из СССР претендентом Виктором Корчным.Карпов в 1978 году выиграл проходивший в Багио (Филиппины) матч со счетом 6-5 и защитил звание чемпиона мира.- Анатолий Евгеньевич, вам понравился фильм "Чемпион мира"?- В картине подобран блестящий состав актеров, и, как мне кажется, все справились со своей задачей. А она была весьма непроста - показать внутренний мир человека, который он во время партии как раз не раскрывает. У шахматиста и актера совершенно противоположные задачи.Цель гроссмейстера заключается в том, чтобы закрыть всю информацию и никому ничего не показывать. А у актера, наоборот, - донести до зрителей внутренний мир шахматиста. Мне думается, что с этой непростой задачей актеры справились. Режиссер и дирекция картины потрясающе поработали и создали замечательную команду.- Когда вам стало известно, что планируется такой фильм, и советовалось ли с вами руководство студии "Тритэ", готовившее проект?- Я узнал о нем, только когда они с ним победили во всероссийском конкурсе, который организовывало министерство культуры. Я вместе с министром культуры России Владимиром Мединским участвовал в торжественной церемонии, перед которой и были подведены итоги конкурса (проводимого Фондом кино, через который осуществляется государственная поддержка утвержденных проектов).И тогда я в министерстве культуры узнал, что заявка на фильм обо мне заняла первое место. После этого министерство культуры, студия Никиты Михалкова "Тритэ" и телевидение в совместном партнерстве реализовали проект.- В каком году это было?- В 2019-м. Но пандемия коронавируса отодвинула завершение фильма месяцев на восемь, потому что связи были потеряны и группа не смогла выехать на места съемок. Планировалось в спокойном режиме выпустить фильм на широкие экраны в мае прошлого года. А получилось так, что мы еле успели все завершить к Новому году.- Наверняка было намечено выпустить фильм к вашему юбилею, к 23 мая?- Нет, это никак не было связано. Но так получилось, что картина вышла в год моего 70-летия."Моя роль — насытить фильм фактурой"- Какова ваша роль в подготовке фильма - сценаристы, режиссеры, художники обращались к вам с просьбой воссоздать картину, которая была в Багио в далеком 1978 году?- Конечно, я был в официальной команде создателей фильма. Но главное - очевидцев того поединка практически не осталось в живых. Так что насытить все фактурой - это была моя роль и задача. Чтобы рассказать, какими событиями был интересен тот матч за звание чемпиона мира.Мы много общались с (режиссером картины) Алексеем Сидоровым, отсюда и родился сценарий. Но фильм же художественный, и он не может стопроцентно отображать то, что происходило на самом деле. Но в целом практически все, что было тогда на Филиппинах, показано.- А идея построить фильм через 32-ю, заключительную партию матча - это решение сценаристов? Или, может быть, изначально существовал какой-то другой замысел, более развернутый?- Я не участвовал в написании сценария, я давал идеи и предоставлял фактический материал. А дальше все уже зависело от работы сценариста и режиссера.С Корчным на петушиных боях не встречались- В последние годы фильмы о спорте, которые снимаются в России, порой наполнены событиями, которых или не было на самом деле, или они интерпретируются в той или иной степени. В этой картине не было случаев, которые, на ваш взгляд, немного искажены или показаны в другой плоскости?- Да нет, при подготовке фильма мы дружили с историей. Есть какие-то передержки, например, режиссеру захотелось, чтобы я был женат во время матча. А я женат не был, свадьба состоялась уже после завершения поединка. И не было этой гравюры на шахматную тему, которую мне подарил (XI чемпион мира американец) Роберт Фишер. Фишер вообще был далек от искусства, и трудно даже предположить, чтобы такая мысль ему в голову пришла. И, естественно, я не мог ее потом передарить Корчному.Из самых больших, скажем так, несоответствий, чего не было в матче, но это потребовалось для того, чтобы показать накал противостояния и взаимоотношений между нами - то, что на петушиных боях мы с Корчным оказываемся рядышком. И начинаем разговаривать.Петушиные бои тогда реально были, но в Багио у нас не происходило пересечения с Корчным. Во время матча это вообще маловероятно, потому что и его охраняла филиппинская служба безопасности, и меня. И в моей команде были свои такие люди. Слишком много надо пройти согласований, чтобы во время матча где-то пересечься с противником.- Вы были на петушиных боях?- Нет, я их не посещал, но петухи меня донимали по утрам и не давали спать. А вообще у филиппинцев это национальный вид спорта, они любят петушиные бои. Может быть, это пришло к ним от испанцев. Те любят устраивать бои с быками, а филиппинцы — петушиные."История с папой, к сожалению, взята из жизни"- Насколько Ивану Янковскому удалось передать эмоции, которые вы испытывали во время матча? Или это вообще невозможно повторить?- Повторить, конечно, невозможно, но в целом он справился с задачей. Иван, по-моему, даже меня немного засушил, но ничего страшного, это все было в рамках допустимого.- А есть какие-то эпизоды, которые своей подачей пришлись вам не по душе?- Нет, я считаю, что все справились с поставленными задачами. И операторская работа была замечательная, думаю, что в целом все получилось хорошо.- История с неизлечимо больным папой ведь была взята из вашей жизни?- К сожалению, да. Так случилось, что во время матча с Корчным у моего папы произошло ухудшение здоровья. И если бы не эти переживания, то он прожил бы подольше. Но, скорее всего, ненадолго, потому что у него обнаружили серьезную болезнь. И кризис случился во время матча. Хотя он приехал в Москву (из Ленинграда) и встретил меня после возвращения с Филиппин. Это случилось в конце октября, а месяца через полтора он лег в больницу. И из нее уже не вышел.- Как вы оцениваете игру Константина Хабенского — насколько ему удалось передать характер, порывы души и эмоции Корчного?- Он сыграл блестяще, но, возможно, у него и задача была попроще. Так как Корчной во время матча не закрывался, а был открыт и для прессы, и для телевидения. И выплескивал все свои эмоции. Константин, во-первых, насытился всей этой информацией, а во-вторых, замечательно вошел в роль Корчного.Патриотизм на голом месте не возникнет- Фильм подан как борьба двух систем, что было логично для 1978 года. Но уже выросло почти два поколения людей, которые могут вообще не знать о событиях тех лет. Насколько этот фильм актуален?- Это же было историческое событие, и мы не можем менять того, что происходило тогда. И в то время это было особенно важно. Я считаю, что молодому поколению необходимо знать историю своей страны. И просто так, на голом месте чувство патриотизма не возникает. Надо понимать величие своей страны, и как раз этот фильм рассказывает о том времени, когда у нас было много побед. Не только в шахматах.Тогда мы реально были величайшей страной мира, надо донести до молодежи и дух того времени, и мораль, и отношение людей друг к другу. Как и отношение к поставленным задачам и к ответственности за их выполнение. Все это абсолютно необходимо, но, к сожалению, по морали мы ушли далеко вниз по сравнению с теми временами. Но все-таки я думаю, что мы когда-то возьмемся за ум и все лучшее к нам вернется."К выходкам Корчного привык, они веселили мир"- В фильме показаны змея, которую подкинули к вам в номер, и вертолеты, кружившие над отелем и не дававшие вам спать и готовиться. Это реально было в Багио?- На стене нашего дома действительно однажды обнаружили змею. А вертолетов не было, но американские летчики с раннего утра начинали играть в гольф на поле, находящемся рядом с отелем. И для большего понимания ситуации режиссер картины, видимо, решил запустить вертолеты — вместо того, чтобы мучить меня ударами клюшек для гольфа.- Противостояние входившего в вашу команду специалиста по космической медицине Владимира Зухаря с магами и парапсихологами со стороны Корчного действительно настолько серьезно изменило психологический фон поединка? И оказывало сильное давление?- На меня — не очень большое, я как-то привык к корчновским выходкам. А он просто веселил мир.- Второй ваш чемпионский матч в Мерано в 1981 году, как я понимаю, был совсем не похож на поединок в Багио. Ваше преимущество было очень убедительным — без всяких выходок со стороны Корчного (Карпов выиграл титульную встречу со счетом 6-2)?- Нет, почему же, выходки были. Просто тогда я оказался в лучшей форме. А если говорить точнее - не впал в какой-то момент в кризис. Поскольку матч в Италии длился не так долго, как поединок на Филиппинах, и я не испытывал никаких проблем ни со сном, ни с чем-то другим.- Насколько поездка на финал чемпионата мира по баскетболу перед заключительной партией изменила вас и добавила сил? Ведь Манила, если не ошибаюсь, находится в 400 километрах от Багио?- В 350. Она не столько добавила сил, сколько погрузила меня в другую психологическую обстановку. И дала расслабиться моей нервной системе.- Один немецкий специалист из шахматных кругов писал позднее, что в случае поражения в матче в Багио вас ожидал билет в Западную Германию. Это, наверное, бред?- Да, конечно.Идею матча с Фишером в СССР приняли в штыки- В фильме проходит тема возможного отказа с вашей стороны от матча с Корчным. Но, как я понимаю, в реальности такой вариант даже не рассматривался?- Почему же не рассматривался? Если посмотреть на то, что конкретно показано в фильме, это взято из моих отношений с другим министром спорта СССР. Не с Сергеем Павловым, который во время матча в Багио занимал должность председателя государственного комитета по спорту (Госкомспорта), а с Маратом Грамовым, который пришел к руководству после него. И диалоги в фильме стопроцентно повторяют историческую линию. И в словах, и в выражениях.Когда Грамов мне сказал, что, может быть, надо будет отказаться в 1984 году играть матч с Корчным после дисквалификации Гарри Каспарова, я задал ему вопрос: "А вы понимаете, что если я не буду играть матч, то по правилам Международной шахматной федерации (FIDE) я буду лишен звания чемпиона мира?" Он говорит: "Может быть, и на это надо пойти". На что я ему ответил: "Не вы завоевывали звание чемпиона мира, не вам и решать". Мы доходили и до такой жесткости во взаимоотношениях.(От редакции. В 1983 году не состоялся полуфинальный матч цикла за звание чемпиона мира между Корчным и Гарри Каспаровым — вследствие разногласий по месту проведения встречи между президентом FIDE Флоренсио Кампоманесом и Шахматной федерацией СССР. Каспарову было присуждено поражение. Позднее Кампоманес отменил свое решение, назначив новые дату и место проведения поединка. Каспаров победил Корчного, а затем в финале выиграл у Василия Смыслова, став претендентом на титульный матч с Карповым).В фильме не было временной возможности показать все эти сложности, потому что еще за восемь месяцев до матча с Корчным у меня была последняя встреча с Фишером, прошедшая в Вашингтоне. Мы обсуждали возможность проведения чемпионского матча между нами. И эта идея моей встречи с Фишером вообще никому не нравилась — ни председателю Госкомспорта СССР, ни высшему руководству страны.Тем не менее в июле 1976 года я впервые встретился с Фишером в Токио, и у нас все это было принято в штыки. В августе мы в Кордобе (Испания) пообщались с ним во второй раз, а где-то в ноябре мне уже удалось убедить руководство в том, что этот матч идет отнюдь не вопреки интересам Советского Союза. А даже больше им отвечает. И я получил принципиальное добро на то, чтобы поединок с Фишером состоялся. Но потом время ушло, да и Фишер, наверное, все же не собирался играть.Но неоднозначное отношение ко мне со стороны Павлова возникло именно во время моих переговоров с Фишером. Потому что он категорически не хотел, чтобы этот матч состоялся. Но не думаю, что он был способен на подлости. Я уверен, что он не был в курсе происходящего, но на меня тогда начали собирать досье в КГБ. И министерство спорта принимало в этом участие. А когда Павлов об этом узнал, то очень крепко осерчал. И я понял, что он был не в курсе происходившего и этот вопрос с ним не согласовали. Но работа по сбору досье в отношении меня велась.- Это было в 1977 году?- В 1976-м. Тогда Павлов уже был руководителем Государственного комитета по спорту, потому что в связи с проведением в Москве в 1980 году Олимпийских игр организация была повышена в ранге — до уровня министерства. И Павлов получил, можно сказать, статус министра.Многие советские шахматисты достойны фильмов- Россиянам в последние годы не удается победить в матчах за звание чемпиона мира. Выход фильма "Чемпион мира" может всколыхнуть интерес у мальчишек и девчонок, которые только начинают свой путь в шахматах?- Мне кажется, что заход не совсем верный. Интерес то у нас есть, но мы потеряли лет двадцать в развитии шахмат в нашей стране. Мы потеряли два поколения, но самое главное, что мы утратили связь поколений. Мне думается, что отсюда возникают и другие подходы, и иные отношения. Мне кажется, что у нас сейчас, особенно в командных соревнованиях, на Всемирных шахматных олимпиадах и чемпионатах мира, нет лидера, который мог бы сплотить всех вокруг себя. И игроки выступают как индивидуалисты, нет жестко поставленной задачи — занять только первое место и никакое другое.Пока мы еще это заслуживаем, и хотя конкуренция огромная, мы еще можем занимать первые места. А не занимаем по той причине, что нет такого настроя, который был в мое время, того, что мне передало старшее поколение гроссмейстеров. Когда мы выезжали на чемпионаты мира, то у нас даже не стоял вопрос — а какое выступление будет приличным? Все, кроме первого места, считалось неприличным.А сейчас — не получилось победить, заняли второе место или третье, да и то не всегда, — что ж, постараемся выиграть в следующий раз. Понимаете, нет такого жесткого настроя, что нужна только победа и все работают на нее. Я такого за последние 25 лет не вижу.- Кто из известных советских шахматистов XX века заслуживает того, чтобы о нем также могли снять фильм?- У нас есть много совершенно замечательных шахматистов и людей. И о (чемпионах мира) Борисе Спасском можно снимать фильм, и о Михаиле Тале, и о Василии Смыслове, и о Тигране Петросяне, и о Михаиле Ботвиннике. Об (четвертом чемпионе мира) Александре Алехине уже был выпущен фильм ("Белый снег России").Можно пойти дальше. И рассказать на экране о Михаиле Чигорине, который первым создал шахматный периодический журнал ("Шахматный листок") и редактировал его. И он ведь сыграл два матча за звание чемпиона мира. К сожалению, ему не удалось стать обладателем звания, но Михаил Иванович является одним из величайших шахматистов конца XIX — начала XX века.
https://rsport.ria.ru/20220122/shakhmaty-1769012050.html
https://rsport.ria.ru/20211112/shakhmaty-1758631425.html
https://rsport.ria.ru/20211111/tragediya-1757217158.html
https://rsport.ria.ru/20211230/nepomnyaschiy-1766241136.html
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Олег Богатов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0a/1c/1756722218_0:45:504:549_100x100_80_0_0_1f2bc686b1c5cc348b895f521b98846f.jpg
Олег Богатов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0a/1c/1756722218_0:45:504:549_100x100_80_0_0_1f2bc686b1c5cc348b895f521b98846f.jpg
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155787/02/1557870226_13:0:2744:2048_1920x0_80_0_0_cd6bbe54cd7466538e1f6d11257316cb.jpgРИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Олег Богатов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0a/1c/1756722218_0:45:504:549_100x100_80_0_0_1f2bc686b1c5cc348b895f521b98846f.jpg
шахматы, анатолий карпов, виктор корчной, интервью риа спорт
Шахматы, Анатолий Карпов, Виктор Корчной, Интервью РИА Спорт
Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Олегу Богатову поделился впечатлениями о недавно вышедшем на экраны фильме "Чемпион мира", рассказывающем об одном из ключевых этапов биографии титулованного гроссмейстера - поединке за мировую корону с ранее бежавшим из СССР претендентом Виктором Корчным.
Карпов в 1978 году выиграл проходивший в Багио (Филиппины) матч со счетом 6-5 и защитил звание чемпиона мира.
- Анатолий Евгеньевич, вам понравился фильм "Чемпион мира"?
- В картине подобран блестящий состав актеров, и, как мне кажется, все справились со своей задачей. А она была весьма непроста - показать внутренний мир человека, который он во время партии как раз не раскрывает. У шахматиста и актера совершенно противоположные задачи.
Цель гроссмейстера заключается в том, чтобы закрыть всю информацию и никому ничего не показывать. А у актера, наоборот, - донести до зрителей внутренний мир шахматиста. Мне думается, что с этой непростой задачей актеры справились. Режиссер и дирекция картины потрясающе поработали и создали замечательную команду.
"Убили бы за победу": что не показали в фильме про матч Корчного и Карпова - Когда вам стало известно, что планируется такой фильм, и советовалось ли с вами руководство студии "Тритэ", готовившее проект?
- Я узнал о нем, только когда они с ним победили во всероссийском конкурсе, который организовывало министерство культуры. Я вместе с министром культуры России Владимиром Мединским участвовал в торжественной церемонии, перед которой и были подведены итоги конкурса (проводимого Фондом кино, через который осуществляется государственная поддержка утвержденных проектов).
И тогда я в министерстве культуры узнал, что заявка на фильм обо мне заняла первое место. После этого министерство культуры, студия Никиты Михалкова "Тритэ" и телевидение в совместном партнерстве реализовали проект.
- В 2019-м. Но пандемия коронавируса отодвинула завершение фильма месяцев на восемь, потому что связи были потеряны и группа не смогла выехать на места съемок. Планировалось в спокойном режиме выпустить фильм на широкие экраны в мае прошлого года. А получилось так, что мы еле успели все завершить к Новому году.
- Наверняка было намечено выпустить фильм к вашему юбилею, к 23 мая?
- Нет, это никак не было связано. Но так получилось, что картина вышла в год моего 70-летия.
"Моя роль — насытить фильм фактурой"
- Какова ваша роль в подготовке фильма - сценаристы, режиссеры, художники обращались к вам с просьбой воссоздать картину, которая была в Багио в далеком 1978 году?
- Конечно, я был в официальной команде создателей фильма. Но главное - очевидцев того поединка практически не осталось в живых. Так что насытить все фактурой - это была моя роль и задача. Чтобы рассказать, какими событиями был интересен тот матч за звание чемпиона мира.
Мы много общались с (режиссером картины) Алексеем Сидоровым, отсюда и родился сценарий. Но фильм же художественный, и он не может стопроцентно отображать то, что происходило на самом деле. Но в целом практически все, что было тогда на Филиппинах, показано.
- А идея построить фильм через 32-ю, заключительную партию матча - это решение сценаристов? Или, может быть, изначально существовал какой-то другой замысел, более развернутый?
- Я не участвовал в написании сценария, я давал идеи и предоставлял фактический материал. А дальше все уже зависело от работы сценариста и режиссера.
С Корчным на петушиных боях не встречались
- В последние годы фильмы о спорте, которые снимаются в России, порой наполнены событиями, которых или не было на самом деле, или они интерпретируются в той или иной степени. В этой картине не было случаев, которые, на ваш взгляд, немного искажены или показаны в другой плоскости?
- Да нет, при подготовке фильма мы дружили с историей. Есть какие-то передержки, например, режиссеру захотелось, чтобы я был женат во время матча. А я женат не был, свадьба состоялась уже после завершения поединка. И не было этой гравюры на шахматную тему, которую мне подарил (XI чемпион мира американец) Роберт Фишер. Фишер вообще был далек от искусства, и трудно даже предположить, чтобы такая мысль ему в голову пришла. И, естественно, я не мог ее потом передарить Корчному.
Из самых больших, скажем так, несоответствий, чего не было в матче, но это потребовалось для того, чтобы показать накал противостояния и взаимоотношений между нами - то, что на петушиных боях мы с Корчным оказываемся рядышком. И начинаем разговаривать.
Петушиные бои тогда реально были, но в Багио у нас не происходило пересечения с Корчным. Во время матча это вообще маловероятно, потому что и его охраняла филиппинская служба безопасности, и меня. И в моей команде были свои такие люди. Слишком много надо пройти согласований, чтобы во время матча где-то пересечься с противником.
- Вы были на петушиных боях?
- Нет, я их не посещал, но петухи меня донимали по утрам и не давали спать. А вообще у филиппинцев это национальный вид спорта, они любят петушиные бои. Может быть, это пришло к ним от испанцев. Те любят устраивать бои с быками, а филиппинцы — петушиные.
"История с папой, к сожалению, взята из жизни"
- Насколько Ивану Янковскому удалось передать эмоции, которые вы испытывали во время матча? Или это вообще невозможно повторить?
- Повторить, конечно, невозможно, но в целом он справился с задачей. Иван, по-моему, даже меня немного засушил, но ничего страшного, это все было в рамках допустимого.
- А есть какие-то эпизоды, которые своей подачей пришлись вам не по душе?
- Нет, я считаю, что все справились с поставленными задачами. И операторская работа была замечательная, думаю, что в целом все получилось хорошо.
- История с неизлечимо больным папой ведь была взята из вашей жизни?
- К сожалению, да. Так случилось, что во время матча с Корчным у моего папы произошло ухудшение здоровья. И если бы не эти переживания, то он прожил бы подольше. Но, скорее всего, ненадолго, потому что у него обнаружили серьезную болезнь. И кризис случился во время матча. Хотя он приехал в Москву (из Ленинграда) и встретил меня после возвращения с Филиппин. Это случилось в конце октября, а месяца через полтора он лег в больницу. И из нее уже не вышел.
- Как вы оцениваете игру Константина Хабенского — насколько ему удалось передать характер, порывы души и эмоции Корчного?
- Он сыграл блестяще, но, возможно, у него и задача была попроще. Так как Корчной во время матча не закрывался, а был открыт и для прессы, и для телевидения. И выплескивал все свои эмоции. Константин, во-первых, насытился всей этой информацией, а во-вторых, замечательно вошел в роль Корчного.
Смертельный укол: трагедия шахматного гения XX века Патриотизм на голом месте не возникнет
- Фильм подан как борьба двух систем, что было логично для 1978 года. Но уже выросло почти два поколения людей, которые могут вообще не знать о событиях тех лет. Насколько этот фильм актуален?
- Это же было историческое событие, и мы не можем менять того, что происходило тогда. И в то время это было особенно важно. Я считаю, что молодому поколению необходимо знать историю своей страны. И просто так, на голом месте чувство патриотизма не возникает. Надо понимать величие своей страны, и как раз этот фильм рассказывает о том времени, когда у нас было много побед. Не только в шахматах.
Тогда мы реально были величайшей страной мира, надо донести до молодежи и дух того времени, и мораль, и отношение людей друг к другу. Как и отношение к поставленным задачам и к ответственности за их выполнение. Все это абсолютно необходимо, но, к сожалению, по морали мы ушли далеко вниз по сравнению с теми временами. Но все-таки я думаю, что мы когда-то возьмемся за ум и все лучшее к нам вернется.
"Убийц Володьки уже нет в живых": роковое застолье советского чемпиона "К выходкам Корчного привык, они веселили мир"
- В фильме показаны змея, которую подкинули к вам в номер, и вертолеты, кружившие над отелем и не дававшие вам спать и готовиться. Это реально было в Багио?
- На стене нашего дома действительно однажды обнаружили змею. А вертолетов не было, но американские летчики с раннего утра начинали играть в гольф на поле, находящемся рядом с отелем. И для большего понимания ситуации режиссер картины, видимо, решил запустить вертолеты — вместо того, чтобы мучить меня ударами клюшек для гольфа.
- Противостояние входившего в вашу команду специалиста по космической медицине Владимира Зухаря с магами и парапсихологами со стороны Корчного действительно настолько серьезно изменило психологический фон поединка? И оказывало сильное давление?
- На меня — не очень большое, я как-то привык к корчновским выходкам. А он просто веселил мир.
- Второй ваш чемпионский матч в Мерано в 1981 году, как я понимаю, был совсем не похож на поединок в Багио. Ваше преимущество было очень убедительным — без всяких выходок со стороны Корчного (Карпов выиграл титульную встречу со счетом 6-2)?
- Нет, почему же, выходки были. Просто тогда я оказался в лучшей форме. А если говорить точнее - не впал в какой-то момент в кризис. Поскольку матч в Италии длился не так долго, как поединок на Филиппинах, и я не испытывал никаких проблем ни со сном, ни с чем-то другим.
- Насколько поездка на финал чемпионата мира по баскетболу перед заключительной партией изменила вас и добавила сил? Ведь Манила, если не ошибаюсь, находится в 400 километрах от Багио?
- В 350. Она не столько добавила сил, сколько погрузила меня в другую психологическую обстановку. И дала расслабиться моей нервной системе.
- Один немецкий специалист из шахматных кругов писал позднее, что в случае поражения в матче в Багио вас ожидал билет в Западную Германию. Это, наверное, бред?
Идею матча с Фишером в СССР приняли в штыки
- В фильме проходит тема возможного отказа с вашей стороны от матча с Корчным. Но, как я понимаю, в реальности такой вариант даже не рассматривался?
- Почему же не рассматривался? Если посмотреть на то, что конкретно показано в фильме, это взято из моих отношений с другим министром спорта СССР. Не с Сергеем Павловым, который во время матча в Багио занимал должность председателя государственного комитета по спорту (Госкомспорта), а с Маратом Грамовым, который пришел к руководству после него. И диалоги в фильме стопроцентно повторяют историческую линию. И в словах, и в выражениях.
Когда Грамов мне сказал, что, может быть, надо будет отказаться в 1984 году играть матч с Корчным после дисквалификации Гарри Каспарова, я задал ему вопрос: "А вы понимаете, что если я не буду играть матч, то по правилам Международной шахматной федерации (FIDE) я буду лишен звания чемпиона мира?" Он говорит: "Может быть, и на это надо пойти". На что я ему ответил: "Не вы завоевывали звание чемпиона мира, не вам и решать". Мы доходили и до такой жесткости во взаимоотношениях.
(От редакции. В 1983 году не состоялся полуфинальный матч цикла за звание чемпиона мира между Корчным и Гарри Каспаровым — вследствие разногласий по месту проведения встречи между президентом FIDE Флоренсио Кампоманесом и Шахматной федерацией СССР. Каспарову было присуждено поражение. Позднее Кампоманес отменил свое решение, назначив новые дату и место проведения поединка. Каспаров победил Корчного, а затем в финале выиграл у Василия Смыслова, став претендентом на титульный матч с Карповым).
В фильме не было временной возможности показать все эти сложности, потому что еще за восемь месяцев до матча с Корчным у меня была последняя встреча с Фишером, прошедшая в Вашингтоне. Мы обсуждали возможность проведения чемпионского матча между нами. И эта идея моей встречи с Фишером вообще никому не нравилась — ни председателю Госкомспорта СССР, ни высшему руководству страны.
Тем не менее в июле 1976 года я впервые встретился с Фишером в Токио, и у нас все это было принято в штыки. В августе мы в Кордобе (Испания) пообщались с ним во второй раз, а где-то в ноябре мне уже удалось убедить руководство в том, что этот матч идет отнюдь не вопреки интересам Советского Союза. А даже больше им отвечает. И я получил принципиальное добро на то, чтобы поединок с Фишером состоялся. Но потом время ушло, да и Фишер, наверное, все же не собирался играть.
Но неоднозначное отношение ко мне со стороны Павлова возникло именно во время моих переговоров с Фишером. Потому что он категорически не хотел, чтобы этот матч состоялся. Но не думаю, что он был способен на подлости. Я уверен, что он не был в курсе происходящего, но на меня тогда начали собирать досье в КГБ. И министерство спорта принимало в этом участие. А когда Павлов об этом узнал, то очень крепко осерчал. И я понял, что он был не в курсе происходившего и этот вопрос с ним не согласовали. Но работа по сбору досье в отношении меня велась.
- В 1976-м. Тогда Павлов уже был руководителем Государственного комитета по спорту, потому что в связи с проведением в Москве в 1980 году Олимпийских игр организация была повышена в ранге — до уровня министерства. И Павлов получил, можно сказать, статус министра.
Многие советские шахматисты достойны фильмов
- Россиянам в последние годы не удается победить в матчах за звание чемпиона мира. Выход фильма "Чемпион мира" может всколыхнуть интерес у мальчишек и девчонок, которые только начинают свой путь в шахматах?
- Мне кажется, что заход не совсем верный. Интерес то у нас есть, но мы потеряли лет двадцать в развитии шахмат в нашей стране. Мы потеряли два поколения, но самое главное, что мы утратили связь поколений. Мне думается, что отсюда возникают и другие подходы, и иные отношения. Мне кажется, что у нас сейчас, особенно в командных соревнованиях, на Всемирных шахматных олимпиадах и чемпионатах мира, нет лидера, который мог бы сплотить всех вокруг себя. И игроки выступают как индивидуалисты, нет жестко поставленной задачи — занять только первое место и никакое другое.
Непомнящий проиграл Карлсену на чемпионате мира по блицу Пока мы еще это заслуживаем, и хотя конкуренция огромная, мы еще можем занимать первые места. А не занимаем по той причине, что нет такого настроя, который был в мое время, того, что мне передало старшее поколение гроссмейстеров. Когда мы выезжали на чемпионаты мира, то у нас даже не стоял вопрос — а какое выступление будет приличным? Все, кроме первого места, считалось неприличным.
А сейчас — не получилось победить, заняли второе место или третье, да и то не всегда, — что ж, постараемся выиграть в следующий раз. Понимаете, нет такого жесткого настроя, что нужна только победа и все работают на нее. Я такого за последние 25 лет не вижу.
- Кто из известных советских шахматистов XX века заслуживает того, чтобы о нем также могли снять фильм?
- У нас есть много совершенно замечательных шахматистов и людей. И о (чемпионах мира) Борисе Спасском можно снимать фильм, и о Михаиле Тале, и о Василии Смыслове, и о Тигране Петросяне, и о Михаиле Ботвиннике. Об (четвертом чемпионе мира) Александре Алехине уже был выпущен фильм ("Белый снег России").
Можно пойти дальше. И рассказать на экране о Михаиле Чигорине, который первым создал шахматный периодический журнал ("Шахматный листок") и редактировал его. И он ведь сыграл два матча за звание чемпиона мира. К сожалению, ему не удалось стать обладателем звания, но Михаил Иванович является одним из величайших шахматистов конца XIX — начала XX века.