https://rsport.ria.ru/20220430/figuristy-1786237134.html
"Инвалидами становятся многие": большой разговор с психологом о фигуристах
"Инвалидами становятся многие": большой разговор с психологом о фигуристах - РИА Новости Спорт, 30.04.2022
"Инвалидами становятся многие": большой разговор с психологом о фигуристах
Занимаясь на одном льду с группой Алексея Мишина у его ученицы Татьяны Клининой в Санкт-Петербурге, Виктория Борзенкова освоила все тройные прыжки, и на одном... РИА Новости Спорт, 30.04.2022
2022-04-30T08:00
2022-04-30T08:00
2022-04-30T11:13
фигурное катание
людмила великова
артур минчук
камила валиева
интервью риа спорт
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1d/1786254534_0:607:2047:1758_1920x0_80_0_0_2d4a3f952fd8e92097aaf31afe218634.jpg
Занимаясь на одном льду с группой Алексея Мишина у его ученицы Татьяны Клининой в Санкт-Петербурге, Виктория Борзенкова освоила все тройные прыжки, и на одном из соревнований ей предложили попробовать встать в пару. В 16 лет она переехала в Москву и сменила специализацию. В пару с Андреем Чувиляевым ее поставила Нина Мозер. Наивысших успехов пара Борзенкова/Чувиляев добилась под руководством Тамары Москвиной, дважды выиграв Универсиады. В Университете им. Лесгафта Борзенкова получила диплом тренера-преподавателя по фигурному катанию и всерьез увлеклась спортивной психологией. Даже написала диссертацию.— Тему своей диссертации помните?— Моя работа была посвящена сну как психическому явлению с позиции его влияния на успешность выступления фигуристов с учетом внешних и внутренних факторов стресса. Тестировали 35 спортсменов, входивших в состав национальной и юниорской сборных. Важно было определить, как влияет стресс на сон и психическое состояние перед соревнованиями. Ведь некоторые фигуристы еще за две недели до важного старта начинают испытывать сложности. На них давит ответственность. Кандидатом наук так и не стала. Прошла расширенное заседание кафедры и антиплагиатную комиссию, собрала весь пакет документов, но в силу определенных обстоятельств до защиты дело не дошло. Не оставляю надежды все-таки защитить диссертацию, обновив статистическую выборку.— У вас возникали психологические проблемы в бытность фигуристкой?— Были, конечно, проблемы, а выход из них искали опытным путем. Попав в спорт высших достижений после полутора десятилетия занятий фигурным катанием, уже могла находить выход из стрессовых ситуаций. Порой делала это интуитивно, даже не понимая смысла происходящего. Сейчас на основе своего опыта и научных разработок готовлю спортсменов к преодолению кризисных периодов в спортивной карьере, стараюсь, чтобы они проходили их с минимальными потерями. Очень сложно бывает вернуть мотивацию после больших побед. Совсем недавно ко мне обратились четыре спортсмена, представители разных дисциплин, но найти опорные точки для продолжения тренировок и выступлений удалось только для двоих. Два других были настолько выгоревшими, что психолог просто не мог им уже ничем помочь.— Москвина подчеркивает, что для своих учеников она не только тренер, но и руководитель. Можно ли говорить, что и психолог тоже?— Вообще Тамара Николаевна – великий человек. Благодарна судьбе, которая свела меня с ней. Довелось работать с разными тренерами, которые имели разный подход к спортсмену. Сейчас общаюсь с тренерами в качестве психолога. На основании своего опыта могу утверждать: педагогика – это не дрессура. Мастерство тренера заключается в умении установить контакт со спортсменом, прочувствовать его, понять, в какой момент нужно проявить жесткость, а в какой отпустить. Можно, конечно, добиваться результата любой ценой, но к каким последствиям это приведет! Сколько мы видели поломанных судеб тех, кого тренеры считают отработанным материалом. Москвина как никто другой чувствует любого фигуриста и может найти к нему подход. Она одна из немногих, кто учитывает психологические аспекты подготовки спортсмена. Никогда Тамара Николаевна не повышает голос, не говоря уж о том, чтобы оскорбить своих учеников, но они всегда предельно мотивированы. Попадая в систему Москвиной, ты обречен на максимальный результат.— Поработать в своем клубе вас пригласила сама Москвина?— С Тамарой Николаевной сотрудничаю уже три года. Не являюсь штатным психологом, который каждый день наблюдает за спортсменами. Убеждена, что и тренер, и психолог должны научить учиться. Даю фигуристам инструменты, а в случае необходимости оказываю психологическую поддержку. Все спортсмены, с которыми работаю, обучены и автономны, им требуется лишь сопровождение. Многие заставляют спортсменов не думать, а выполнять указания. Для того чтобы стабильно показывать высокие результаты, важно как раз умение думать, осознанно управлять своим телом и своими эмоциями. В этом вижу и свою задачу, этому и учила меня Москвина.— Для спортивных пар и танцевальных дуэтов очень важна совместимость между партнерами. Первый тренер пары Мишина/Галлямов, собственно, и поставившая их в пару Людмила Великова утверждала, что с предыдущим партнером Владиславом Мирзоевым, уже добившись успехов на юниорском уровне, Настя рассталась из-за психологической несовместимости. Увидели ли вы проблемы с этим у олимпийских чемпионов?— Подобная информация является сугубо конфиденциальной. Никогда не делюсь ею. Думаю, что никто из практикующих психологов не поделится своими наблюдениями с журналистами. Естественно, в любом дуэте необходима совместимость и навыки коммуникации между партнерами. Делая упор на разучивание сложных элементов, этому мало кто учит. Москвина – исключение, и ей удается объединять в пары фигуристов с разными психотипами.— Тренер Артур Минчук утверждает, что между парами Мишина/Галлямов и Бойкова/Козловский есть исключительно здоровая конкуренция, и четыре незаурядные личности уживаются в двух раздевалках. Видите ли вы проблемы в конкуренции между парами из одной группы, ставящими перед собой максимальные задачи?— Соглашусь, что конкуренция между двумя парами Москвиной здоровая. Она подстегивает фигуристов показать максимальный результат. Если удается выдерживать конкуренцию внутри группы, это всегда на руку тренеру. Каждое занятие превращается в маленькое соревнование. Важно, чтобы в условиях конкуренции спортсмены не выгорали на тренировках. В этом есть определенные риски. Очень важно не допустить в группе маленьких человеческих пакостей по отношению к конкурентам. Должно присутствовать понятие честной борьбы.— Мог ли спортивный психолог помочь Камиле Валиевой в Пекине?— Любая психологическая помощь – очень тонкий момент, и нужно хорошо знать спортсмена, которому берешься ее оказывать. Не знаю Валиеву лично и комментировать эту ситуацию не берусь. Если говорить в целом, то серьезная помощь на соревнованиях маловероятна. Задача психолога вместе с тренером подготовить спортсмена к столкновению со стрессовыми ситуациями, обучить его и дать инструменты, которые можно применить, когда возникнет необходимость. Многие считают, что психолог может взмахнуть волшебной палочкой – и сразу же улучшатся результаты. Это далеко не так.— Психолог может научить спортсменов правильной реакции на дискуссии в социальных сетях, провокационные вопросы журналистов, обидные реплики тренеров после неудачных выступлений?— Это часть его работы. Важно сформировать у спортсмена здоровую картину окружающего мира. Нужно научить его правильно вести себя в ситуациях, когда на тебя выплескивается негатив. Это как раз и входит в понятие "психологическая устойчивость". При этом нет какого-то универсального рецепта. Спортсмен должен быть самодостаточной личностью, владеющей навыками адекватного поведения в различных ситуациях, сохраняя при этом свою целостность.— В процессе практической работы вы накопили материал, связанный с особенностями переходного возраста у фигуристок?— Это очень близкая мне тема. В 11-12 лет огромное влияние на девчонок оказывают родители, и психолог должен работать, прежде всего, с ними. Тренер работает со спортсменами три-четыре часа в день, все остальное время ребенок проводит в семье. Приходят в фигурное катание для здоровья и удовольствия, но постепенно занятия настолько затягивают, что маленькая девочка полностью подчиняет свою жизнь спорту. Многие жертвуют учебой, и сейчас зачастую родители обращаются с просьбой помочь с выбором: образование или профессиональный спорт. Самый сложный период – пубертат. Сейчас он у детишек ранний. При этом многие попадают под влияние социума, хотят жить той же жизнью, что и их сверстники. Профессиональный же спорт жестко ограничивает подобные возможности. Очень важно наладить грамотное взаимодействие в треугольнике "тренер – спортсмен – родитель".— Это в принципе возможно?— Недавно ко мне обратилась за помощью мама мальчика, который больше десяти лет отдал спортивным танцам, отобрался на чемпионат мира – и заявил, что заканчивает. Нормальная реакция подростка, который увидел, что жизнь не заканчивается танцевальным паркетом, и вокруг много всего интересного. У мамы, вложившей в занятия спортом много сил и денег, был стресс. Она не понимала, что делать. За два месяца работы удалось найти возможность снова мотивировать парня. Это была системная работа, и в итоге он поехал на чемпионат мира – и стал бронзовым призером.— Можно ли убедить тех, кто видит своих детей исключительно олимпийскими чемпионами, в том, что в жизни есть и другие ценности?— Детский спорт должен быть ориентирован на правильное развитие ребенка. Нужно максимально развить физические и ментальные качества, а нагрузки должны быть очень дозированными. Если мы не ломаем ребенка до пубертата, он имеет возможность прожить долгую жизнь в спорте. Меня печалит, что фигурное катание, как и спортивная гимнастика, очень молодеет. Считаю, что даже самые высокие результаты не должны добываться за счет здоровья спортсмена. До олимпийских вершин добираются единицы, а сколько сотен юных спортсменов мы теряем на этом пути! Многие оказываются еще и инвалидами. Болезнь Осгуда-Шляттера или анорексия – это следствие немыслимых нагрузок и психологического прессинга в юном возрасте, что в фигурном катании, что в гимнастике, что в синхронном плавании. Работая с родителями, всегда стараюсь убедить их: не нужно видеть в детях воплощение своих не реализованных амбиций, не нужно требовать от них невозможного, не нужно подменять мотивацию стимуляцией. Дети должны идти на тренировку с удовольствием, тогда они будут стремиться показать максимальный результат на соревнованиях.— Собственный родительский опыт мамы 12-летней теннисистки помогает в профессиональной деятельности?— Когда чувствуешь проблему, а не рассматриваешь ее с позиции теоретических знаний, это очень помогает. И собственный тренерский, и собственный родительский опыт. Взяла на заметку и опыт своей мамы, которая жертвовала всем ради моих успехов.— У Александры Марининой есть детектив "Ангелы на льду не выживают". Согласны с этим утверждением?— Мне доводилось слышать другую фразу: "Меня не любят за мой характер, потому что он есть". Работая тренером, всегда выделяла в группе детей с непростым характером. С такими работать интереснее всего. Они не боятся пробовать что-то новое, делать что-то по-своему, и это позволяет им быть более успешными. В спортивной психологии есть даже понятие "психотип чемпиона". Естественно, на результат влияет не только психотип, есть множество других слагаемых успеха. Ангелы на льду действительно не выживают, спорт любит дерзких, но и неконтролируемая ненависть к сопернику разрушает самого спортсмена.— Существуют ли методики, позволяющие оценить стрессоустойчивость спортсмена и его возможности показать на соревнованиях лучшие прокаты, чем на тренировках?— Существуют. У меня есть таковые, научно обоснованные и проверенные. Как правило, к психологу обращаются либо в кризисные периоды, либо когда не получается перенести все наработанное в тренировках на соревнования. Очень важно пользоваться при этом собственным опытом. У нас в ходу шутка: "Каким должен быть спортивный психолог? – Прежде всего, спортивным". У меня был опыт сотрудничества с очень известным тренером в очень известной школе, где ранее работал очень квалифицированный психолог, плохо понимавший спортивную специфику. Его просто не воспринимали как человека, способного точно определить болевые точки и вызывающего доверие спортсмена и тренера.
https://rsport.ria.ru/20220418/sinitsye-1784123840.html
https://rsport.ria.ru/20220418/arutonyan-1784005912.html
https://rsport.ria.ru/20220412/davydov-1782988233.html
https://rsport.ria.ru/20220405/gumennik-1781947717.html
https://rsport.ria.ru/20220325/skandal-1779874435.html
https://rsport.ria.ru/20220315/kolyada-1778311023.html
https://rsport.ria.ru/20220430/samodurova-1786276200.html
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Борис Ходоровский
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766183832_0:72:450:522_100x100_80_0_0_9ee518cdf73116aebc4ef8fa3d4045a1.jpg
Борис Ходоровский
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766183832_0:72:450:522_100x100_80_0_0_9ee518cdf73116aebc4ef8fa3d4045a1.jpg
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1d/1786254534_0:485:2047:2020_1920x0_80_0_0_d66b66faf4e3fdc72a6106acdeb1bf8f.jpgРИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Борис Ходоровский
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766183832_0:72:450:522_100x100_80_0_0_9ee518cdf73116aebc4ef8fa3d4045a1.jpg
людмила великова, артур минчук, камила валиева, интервью риа спорт
Фигурное катание, Людмила Великова, Артур Минчук, Камила Валиева, Интервью РИА Спорт
Занимаясь на одном льду с группой Алексея Мишина у его ученицы Татьяны Клининой в Санкт-Петербурге, Виктория Борзенкова освоила все тройные прыжки, и на одном из соревнований ей предложили попробовать встать в пару. В 16 лет она переехала в Москву и сменила специализацию. В пару с Андреем Чувиляевым ее поставила Нина Мозер. Наивысших успехов пара Борзенкова/Чувиляев добилась под руководством Тамары Москвиной, дважды выиграв Универсиады. В Университете им. Лесгафта Борзенкова получила диплом тренера-преподавателя по фигурному катанию и всерьез увлеклась спортивной психологией. Даже написала диссертацию.
— Тему своей диссертации помните?
— Моя работа была посвящена сну как психическому явлению с позиции его влияния на успешность выступления фигуристов с учетом внешних и внутренних факторов стресса. Тестировали 35 спортсменов, входивших в состав национальной и юниорской сборных. Важно было определить, как влияет стресс на сон и психическое состояние перед соревнованиями. Ведь некоторые фигуристы еще за две недели до важного старта начинают испытывать сложности. На них давит ответственность. Кандидатом наук так и не стала. Прошла расширенное заседание кафедры и антиплагиатную комиссию, собрала весь пакет документов, но в силу определенных обстоятельств до защиты дело не дошло. Не оставляю надежды все-таки защитить диссертацию, обновив статистическую выборку.
— У вас возникали психологические проблемы в бытность фигуристкой?
— Были, конечно, проблемы, а выход из них искали опытным путем. Попав в спорт высших достижений после полутора десятилетия занятий фигурным катанием, уже могла находить выход из стрессовых ситуаций. Порой делала это интуитивно, даже не понимая смысла происходящего. Сейчас на основе своего опыта и научных разработок готовлю спортсменов к преодолению кризисных периодов в спортивной карьере, стараюсь, чтобы они проходили их с минимальными потерями. Очень сложно бывает вернуть мотивацию после больших побед. Совсем недавно ко мне обратились четыре спортсмена, представители разных дисциплин, но найти опорные точки для продолжения тренировок и выступлений удалось только для двоих. Два других были настолько выгоревшими, что психолог просто не мог им уже ничем помочь.
— Москвина подчеркивает, что для своих учеников она не только тренер, но и руководитель. Можно ли говорить, что и психолог тоже?
— Вообще Тамара Николаевна – великий человек. Благодарна судьбе, которая свела меня с ней. Довелось работать с разными тренерами, которые имели разный подход к спортсмену. Сейчас общаюсь с тренерами в качестве психолога. На основании своего опыта могу утверждать: педагогика – это не дрессура. Мастерство тренера заключается в умении установить контакт со спортсменом, прочувствовать его, понять, в какой момент нужно проявить жесткость, а в какой отпустить. Можно, конечно, добиваться результата любой ценой, но к каким последствиям это приведет! Сколько мы видели поломанных судеб тех, кого тренеры считают отработанным материалом. Москвина как никто другой чувствует любого фигуриста и может найти к нему подход. Она одна из немногих, кто учитывает психологические аспекты подготовки спортсмена. Никогда Тамара Николаевна не повышает голос, не говоря уж о том, чтобы оскорбить своих учеников, но они всегда предельно мотивированы. Попадая в систему Москвиной, ты обречен на максимальный результат.
— Поработать в своем клубе вас пригласила сама Москвина?
— С Тамарой Николаевной сотрудничаю уже три года. Не являюсь штатным психологом, который каждый день наблюдает за спортсменами. Убеждена, что и тренер, и психолог должны научить учиться. Даю фигуристам инструменты, а в случае необходимости оказываю психологическую поддержку. Все спортсмены, с которыми работаю, обучены и автономны, им требуется лишь сопровождение. Многие заставляют спортсменов не думать, а выполнять указания. Для того чтобы стабильно показывать высокие результаты, важно как раз умение думать, осознанно управлять своим телом и своими эмоциями. В этом вижу и свою задачу, этому и учила меня Москвина.
— Для спортивных пар и танцевальных дуэтов очень важна совместимость между партнерами. Первый тренер пары Мишина/Галлямов, собственно, и поставившая их в пару Людмила Великова утверждала, что с предыдущим партнером Владиславом Мирзоевым, уже добившись успехов на юниорском уровне, Настя рассталась из-за психологической несовместимости. Увидели ли вы проблемы с этим у олимпийских чемпионов?
— Подобная информация является сугубо конфиденциальной. Никогда не делюсь ею. Думаю, что никто из практикующих психологов не поделится своими наблюдениями с журналистами. Естественно, в любом дуэте необходима совместимость и навыки коммуникации между партнерами. Делая упор на разучивание сложных элементов, этому мало кто учит. Москвина – исключение, и ей удается объединять в пары фигуристов с разными психотипами.
— Тренер Артур Минчук утверждает, что между парами Мишина/Галлямов и Бойкова/Козловский есть исключительно здоровая конкуренция, и четыре незаурядные личности уживаются в двух раздевалках. Видите ли вы проблемы в конкуренции между парами из одной группы, ставящими перед собой максимальные задачи?
— Соглашусь, что конкуренция между двумя парами Москвиной здоровая. Она подстегивает фигуристов показать максимальный результат. Если удается выдерживать конкуренцию внутри группы, это всегда на руку тренеру. Каждое занятие превращается в маленькое соревнование. Важно, чтобы в условиях конкуренции спортсмены не выгорали на тренировках. В этом есть определенные риски. Очень важно не допустить в группе маленьких человеческих пакостей по отношению к конкурентам. Должно присутствовать понятие честной борьбы.
— Мог ли спортивный психолог помочь Камиле Валиевой в Пекине?
— Любая психологическая помощь – очень тонкий момент, и нужно хорошо знать спортсмена, которому берешься ее оказывать. Не знаю Валиеву лично и комментировать эту ситуацию не берусь. Если говорить в целом, то серьезная помощь на соревнованиях маловероятна. Задача психолога вместе с тренером подготовить спортсмена к столкновению со стрессовыми ситуациями, обучить его и дать инструменты, которые можно применить, когда возникнет необходимость. Многие считают, что психолог может взмахнуть волшебной палочкой – и сразу же улучшатся результаты. Это далеко не так.
— Психолог может научить спортсменов правильной реакции на дискуссии в социальных сетях, провокационные вопросы журналистов, обидные реплики тренеров после неудачных выступлений?
— Это часть его работы. Важно сформировать у спортсмена здоровую картину окружающего мира. Нужно научить его правильно вести себя в ситуациях, когда на тебя выплескивается негатив. Это как раз и входит в понятие "психологическая устойчивость". При этом нет какого-то универсального рецепта. Спортсмен должен быть самодостаточной личностью, владеющей навыками адекватного поведения в различных ситуациях, сохраняя при этом свою целостность.
— В процессе практической работы вы накопили материал, связанный с особенностями переходного возраста у фигуристок?
— Это очень близкая мне тема. В 11-12 лет огромное влияние на девчонок оказывают родители, и психолог должен работать, прежде всего, с ними. Тренер работает со спортсменами три-четыре часа в день, все остальное время ребенок проводит в семье. Приходят в фигурное катание для здоровья и удовольствия, но постепенно занятия настолько затягивают, что маленькая девочка полностью подчиняет свою жизнь спорту. Многие жертвуют учебой, и сейчас зачастую родители обращаются с просьбой помочь с выбором: образование или профессиональный спорт. Самый сложный период – пубертат. Сейчас он у детишек ранний. При этом многие попадают под влияние социума, хотят жить той же жизнью, что и их сверстники. Профессиональный же спорт жестко ограничивает подобные возможности. Очень важно наладить грамотное взаимодействие в треугольнике "тренер – спортсмен – родитель".
— Это в принципе возможно?
— Недавно ко мне обратилась за помощью мама мальчика, который больше десяти лет отдал спортивным танцам, отобрался на чемпионат мира – и заявил, что заканчивает. Нормальная реакция подростка, который увидел, что жизнь не заканчивается танцевальным паркетом, и вокруг много всего интересного. У мамы, вложившей в занятия спортом много сил и денег, был стресс. Она не понимала, что делать. За два месяца работы удалось найти возможность снова мотивировать парня. Это была системная работа, и в итоге он поехал на чемпионат мира – и стал бронзовым призером.
— Можно ли убедить тех, кто видит своих детей исключительно олимпийскими чемпионами, в том, что в жизни есть и другие ценности?
— Детский спорт должен быть ориентирован на правильное развитие ребенка. Нужно максимально развить физические и ментальные качества, а нагрузки должны быть очень дозированными. Если мы не ломаем ребенка до пубертата, он имеет возможность прожить долгую жизнь в спорте. Меня печалит, что фигурное катание, как и спортивная гимнастика, очень молодеет. Считаю, что даже самые высокие результаты не должны добываться за счет здоровья спортсмена. До олимпийских вершин добираются единицы, а сколько сотен юных спортсменов мы теряем на этом пути! Многие оказываются еще и инвалидами. Болезнь Осгуда-Шляттера или анорексия – это следствие немыслимых нагрузок и психологического прессинга в юном возрасте, что в фигурном катании, что в гимнастике, что в синхронном плавании. Работая с родителями, всегда стараюсь убедить их: не нужно видеть в детях воплощение своих не реализованных амбиций, не нужно требовать от них невозможного, не нужно подменять мотивацию стимуляцией. Дети должны идти на тренировку с удовольствием, тогда они будут стремиться показать максимальный результат на соревнованиях.
— Собственный родительский опыт мамы 12-летней теннисистки помогает в профессиональной деятельности?
— Когда чувствуешь проблему, а не рассматриваешь ее с позиции теоретических знаний, это очень помогает. И собственный тренерский, и собственный родительский опыт. Взяла на заметку и опыт своей мамы, которая жертвовала всем ради моих успехов.
— У Александры Марининой есть детектив "Ангелы на льду не выживают". Согласны с этим утверждением?
— Мне доводилось слышать другую фразу: "Меня не любят за мой характер, потому что он есть". Работая тренером, всегда выделяла в группе детей с непростым характером. С такими работать интереснее всего. Они не боятся пробовать что-то новое, делать что-то по-своему, и это позволяет им быть более успешными. В спортивной психологии есть даже понятие "психотип чемпиона". Естественно, на результат влияет не только психотип, есть множество других слагаемых успеха. Ангелы на льду действительно не выживают, спорт любит дерзких, но и неконтролируемая ненависть к сопернику разрушает самого спортсмена.
— Существуют ли методики, позволяющие оценить стрессоустойчивость спортсмена и его возможности показать на соревнованиях лучшие прокаты, чем на тренировках?
— Существуют. У меня есть таковые, научно обоснованные и проверенные. Как правило, к психологу обращаются либо в кризисные периоды, либо когда не получается перенести все наработанное в тренировках на соревнования. Очень важно пользоваться при этом собственным опытом. У нас в ходу шутка: "Каким должен быть спортивный психолог? – Прежде всего, спортивным". У меня был опыт сотрудничества с очень известным тренером в очень известной школе, где ранее работал очень квалифицированный психолог, плохо понимавший спортивную специфику. Его просто не воспринимали как человека, способного точно определить болевые точки и вызывающего доверие спортсмена и тренера.