https://rsport.ria.ru/20230603/tutberidze-1875918752.html
"Хореографию ненавидел". Как молодой тренер стал правой рукой Тутберидзе
"Хореографию ненавидел". Как молодой тренер стал правой рукой Тутберидзе - РИА Новости Спорт, 03.06.2023
"Хореографию ненавидел". Как молодой тренер стал правой рукой Тутберидзе
Фигурное катание - вид спорта юных спортсменов и опытных тренеров. Обычно успеха добиваются именно первые, а приводят их к победам преимущественно вторые. Но... РИА Новости Спорт, 03.06.2023
2023-06-03T10:17
2023-06-03T10:17
2023-06-03T11:33
фигурное катание
этери тутберидзе
даниил глейхенгауз
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/16/1846548973_0:0:3158:1776_1920x0_80_0_0_1cbcc97ade3e216a1e04295d3f497277.jpg
Фигурное катание - вид спорта юных спортсменов и опытных тренеров. Обычно успеха добиваются именно первые, а приводят их к победам преимущественно вторые. Но иногда кому-то удается сломать парадигму. Так, тренера-постановщика Даниила Глейхенгауза в 32 года можно назвать одним из самых успешных специалистов. РИА Новости рассказывает, каким был путь Глейхенгауза в топ профессии, и что повлияло на его тренерский стиль.Марк Глейхенгауз снимал документально-исторические фильмы, Людмила Шалашова танцевала в Большом театре. Обоим было по 43 года, когда родился сын Даниил. Когда твоя мама - балерина, почти нет шансов избежать связанной с танцами судьбы. Это не столько влияние наследственности, сколько благоприятная среда. А если добавить ко всему папу режиссера, получается совсем творческий контекст. Так что будущее Даниила Глейхенгауза в каком-то смысле было предопределено.Мальчики редко с энтузиазмом относятся к танцам, особенно к классической хореографии. Вот и маленькому Дане это все не очень нравилось. Позже он признавался, что моментами даже был негативно настроен к маме и ее инициативам. "Мне казалось, она меня замучила", - рассказывал Глейхенгауз в интервью. "Если честно, лет до 17 хореографию просто ненавидел. Ну, представьте: переходный возраст, все, отработав лед, идут в "Макдональдс", а мама-балерина дает тебе балетки и говорит: "Пошли заниматься". Впоследствии это преодоление себя поможет ему находить общий язык с такими же подростками, которым прогулка с друзьями в моменте кажется куда более интересным занятием, чем тренировка на надоевшем катке.Правда, мама желала видеть его скорее не артистом балета, а постановщиком. Теперь уже точно можно сказать, что Даниил волю матери исполнил: "Когда становишься старше, осознаешь, что без этого (регулярных занятий хореографией - прим.ред.) ты не стал бы хореографом-постановщиком, потому что чувство позы привито было мамой с самого детства".В четыре года на постановщиков нигде не учат и даже не во всякую танцевальную студию примут. Зато на катке будут рады всем. Так Даниил оказался при деле с самых ранних лет и со льда уже не ушел, потому что начал прогрессировать.В детстве его соперниками, в числе прочих, были Никита Кацалапов, Федор Климов, Никита Михайлов, Сергей Воронов. Интересно, что почти все они в одиночном не преуспели, но добились высоких результатов в танцах, парах или тренерстве. Только Сергей Воронов как одиночник дошел до медалей чемпионата Европы. Иронично, что часть этих медалей была завоевана при опосредованном участии Глейхенгауза, когда он только пришел работать в группу Тутберидзе.То время, на которое пришлась сознательная карьера Даниила Глейхенгауза, можно назвать эпохой кометы имени Евгения Плющенко и хвоста этой кометы. Для побед в мужском одиночном нужен был хотя бы один стабильный четверной прыжок, помимо тройного акселя, но именно это Глейхенгаузу никак не давалось. Тело не слушалось. Такой обширной теоретической и практической базы в отношении квадов, какая есть у тренеров сейчас, тогда еще не было, к тому же фигуриста мучили травмы. И вот семейный совет постановил: 18-летнему Даниилу стоит попытать счастья в танцах на льду.Решение было авантюрное: пришлось искать партнершу, работать над физической формой и почти полностью переучиваться скольжению. Даниила взял под опеку Александр Жулин, он же подобрал ему девочку - фактурную блондинку Ксению Коробкову. Поначалу дуэт казался перспективным, пару малозначимых международных турниров Коробкова/Глейхенгауз выиграли уже во второй совместный сезон. Но сильную внутреннюю конкуренцию не выдержали, проиграв первенство России среди юниоров сразу десяти парам. До Олимпиады оставалось два года - при желании это достаточное время для отчаянного рывка, если речь идет о сверхмотивированных спортсменах. Но Даниил таковым не был.Переломным моментом стал уход из жизни его отца в ноябре 2010 года. Помимо того, что потеря близкого человека всегда отнимает множество внутренних сил, это сказалось на материальном положении семьи. Лишь на первый взгляд спортсмены - безоглядно богатые люди. Если ты не в топе сборной, если не выигрываешь регулярно медали крупных международных стартов, не имеешь рекламных контрактов, а особенно если все это происходит лет 15 назад или еще раньше, - ни о какой финансовой беспечности говорить не приходится. Поэтому от карьеры фигуриста и возможной Олимпиады, как от символического журавля в небе, Даниил отказался в пользу работы, за которую платили зарплату. Надо было помогать маме и "поднимать" себя самого.Сначала постоянного места у него не было. Выручали ледовые шоу, куда его звал Илья Авербух. Плюс нужно было эпизодически ставить программы, помогать детям со скольжением и так далее - подобными подкатками занимается множество молодых фигуристов, завершивших карьеру.Начинающему тренеру сложно сходу получить собственную группу и лед.Помогли горизонтальные связи и хорошая репутация. Глейхенгауза пригласила на стажировку Этери Тутберидзе по рекомендации Ильи Авербуха. Тогда она была фигурой совсем другого масштаба, нежели сейчас. Несмотря на олимпийский триумф Юлии Липницкой, основные победы, сделавшие Тутберидзе тренером-суперзвездой, ждали ее впереди. Поэтому в выборе Глейхенгауза особенного расчета не было, как и гарантий успеха - просто ему нужна была работа, и он с горящими глазами за нее взялся. Вызов из группы со свежеиспеченной олимпийской чемпионкой был авансом, который Даниил охотно отрабатывал. Тутберидзе же искала постоянного постановщика и тренера в команду: толкового и увлеченного. На этой почве они сошлись и работают вместе вот уже почти 9 лет.За это время Глейхенгауз успел поставить сам и в соавторстве с Тутберидзе не один десяток программ, включая олимпийские постановки Евгении Медведевой, Алины Загитовой, Александры Трусовой, Анны Щербаковой и Камилы Валиевой. Он все время на виду и на слуху, потому что влияет на образы, в которых предстают лучшие одиночницы планеты на пути к своим рекордам. Именно Глейхенгауз стал отвечать за отношения "Хрустального" с прессой после того, как Тутберидзе от нее окончательно закрылась.Для многих его вклад в программы прямо ассоциируется с медалями фигуристок, поэтому его считают гениальным постановщиком. В то же время многие его критикуют, указывая на вторичность и недостаток индивидуального подхода. Если спросить двух человек, классный ли Глейхенгауз постановщик, они ответят по-разному. И оба для себя будут правы.Глейхенгауза некорректно было бы сравнивать, например, с американским хореографом Ше-Линн Бурн. Она не привязана ни к какой группе и за сезон делает всего несколько программ, - каждую за огромные деньги.Некорректно его сравнивать даже с близким по возрасту и уровню Никитой Михайловым - тот тоже не работает со спортсменами, которым ставит, на постоянной основе. Сегодня он творит для Елизаветы Туктамышевой, завтра - для Александра Самарина, послезавтра - для ледовых шоу со сложным сюжетом. Глейхенгауз такой творческой свободы лишен по объективным причинам - он штатный тренер-постановщик большой преуспевающей группы. Но даже несмотря на это ему удается выдавать по-настоящему классные и интересные программы.В подкасте Первого канала Даниил четко сформулировал особенность своих задач: "Легко показать разницу между хореографом и тем, кем я являюсь. Любой хореограф-постановщик приходит, ставит программу и уезжает ставить программу в другое место. Он не ходит каждый день на работу, не растит вместе с командой детей до олимпийских медалей. Когда ты с раннего возраста ведешь спортсмена, учишь его, и вот он доходит до главного старта своей жизни – Олимпийских игр. И там у него, дай бог, все складывается. Та гордость, которую испытываешь в этот момент, эмоции – то, ради чего ты прошел этот путь".Глейхенгауз в своем тренерском пути - как выпускник с красным дипломом, которого взяли в рисковый стартап с потенциально большой доходностью за то, что он делает красивые презентации и не конфликтует с командой. По мере реализации стартапа стало ясно, что выпускник еще и в финансах разбирается, и переговоры отлично ведет, и стратегическим мышлением обладает. Так что обязанностей у него со временем стало больше, чем смогли бы осилить многие другие. Но его это по-прежнему не пугает.А главное, что Даниил воспринимает успех и неудачу "стартапа" как свои собственные успех и неудачу. Этери Тутберидзе в 2014 году искала себе помощника, - еще одни глаза и голову, - а нашла в итоге настоящего единомышленника, заинтересованного в результате не меньше нее самой. Возможно, в этом главный секрет их слаженной работы.Даниил Глейхенгауз не просто ставил Евгении Медведевой ее "Каренину" - он понимал, как она доросла до этого образа, будучи совсем еще юной девочкой. И ощущал весь трагизм образа в Пхенчхане-2018 после "серебряного" проката. Он видел, как Алина Загитова приходила прощаться на каток, потому что у нее, 11-летней, ничего не клеилось, а потом поздравлял ее с олимпийским золотом.Он навещал Анну Щербакову со сломанной ногой, когда она была еще просто маленькой девочкой, а спустя несколько лет не побоялся поменять ей программу в олимпийский сезон. Потому что сам перестал верить в старую и не мог позволить сомневаться ей.У него, пожалуй, действительно недостает времени, чтобы поставить всей группе кутюрные штучные программы, найти музыку, под которую никто и никогда не катался, не повторить ни одно движение у двух разных спортсменов. Все это было бы более возможно, будь Глейхенгауз свободным художником, который пишет портреты только с тех лиц, что вызывают в нем внутренний огонь.У него есть задача посложнее - вызвать внутренний огонь у зрителя, а не у самого себя, и поставить его на поток. Придумать достойное обрамление для лучших фигуристок планеты и не помешать им сделать то, что в свое время не получилось у него самого."Я как спортсмен абсолютно не состоялся с точки зрения результатов. И мне это скорее помогало, потому что я знал, что нужно делать, как подсказывать спортсменам: вот так себя не веди, так не делай. Потому что на своем опыте знал, что ни к чему хорошему это не приведет. Я был сам таким – когда у тебя есть талант, но ты им не воспользовался, не распоряжался правильно. Нужен контроль, а мне не хватало дисциплины в спорте. Когда вижу у спортсмена излишнюю эмоциональность и непослушание, вспоминаю себя", - говорил Даниил в подкасте Первого канала.Мама Даниила, Людмила Борисовна, умерла в 2019 году. Она ушла очень рано, но все же успела увидеть, каким профессионалом и успешным постановщиком стал ее сын. К тому же последние годы Шалашова сама помогала фигуристам "Хрустального" с хореографией. В частности, ее роль есть в балетном номере Алины Загитовой "Дон Кихот" - том самом, который принес ей олимпийское золото.
https://rsport.ria.ru/20230602/tutberidze-1875651444.html
https://rsport.ria.ru/20230601/figuristka-1875529104.html
https://rsport.ria.ru/20230525/zhulin-1874166650.html
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Анастасия Панина
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1e/1786277159_0:195:674:869_100x100_80_0_0_a11a67998947d40ab756ab7173b0b817.jpg
Анастасия Панина
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1e/1786277159_0:195:674:869_100x100_80_0_0_a11a67998947d40ab756ab7173b0b817.jpg
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/16/1846548973_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_2e23d9c2c82dcbc5f439e14331d07939.jpgРИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Анастасия Панина
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1e/1786277159_0:195:674:869_100x100_80_0_0_a11a67998947d40ab756ab7173b0b817.jpg
этери тутберидзе, даниил глейхенгауз
Фигурное катание, Этери Тутберидзе, Даниил Глейхенгауз
Фигурное катание - вид спорта юных спортсменов и опытных тренеров. Обычно успеха добиваются именно первые, а приводят их к победам преимущественно вторые. Но иногда кому-то удается сломать парадигму. Так, тренера-постановщика Даниила Глейхенгауза в 32 года можно назвать одним из самых успешных специалистов. РИА Новости рассказывает, каким был путь Глейхенгауза в топ профессии, и что повлияло на его тренерский стиль.
Марк Глейхенгауз снимал документально-исторические фильмы, Людмила Шалашова танцевала в
Большом театре. Обоим было по 43 года, когда родился сын Даниил. Когда твоя мама - балерина, почти нет шансов избежать связанной с танцами судьбы. Это не столько влияние наследственности, сколько благоприятная среда. А если добавить ко всему папу режиссера, получается совсем творческий контекст. Так что будущее Даниила Глейхенгауза в каком-то смысле было предопределено.
Мальчики редко с энтузиазмом относятся к танцам, особенно к классической хореографии. Вот и маленькому Дане это все не очень нравилось. Позже он признавался, что моментами даже был негативно настроен к маме и ее инициативам. "Мне казалось, она меня замучила", - рассказывал Глейхенгауз в интервью. "Если честно, лет до 17 хореографию просто ненавидел. Ну, представьте: переходный возраст, все, отработав лед, идут в "Макдональдс", а мама-балерина дает тебе балетки и говорит: "Пошли заниматься". Впоследствии это преодоление себя поможет ему находить общий язык с такими же подростками, которым прогулка с друзьями в моменте кажется куда более интересным занятием, чем тренировка на надоевшем катке.
Правда, мама желала видеть его скорее не артистом балета, а постановщиком. Теперь уже точно можно сказать, что Даниил волю матери исполнил: "Когда становишься старше, осознаешь, что без этого (регулярных занятий хореографией - прим.ред.) ты не стал бы хореографом-постановщиком, потому что чувство позы привито было мамой с самого детства".
В четыре года на постановщиков нигде не учат и даже не во всякую танцевальную студию примут. Зато на катке будут рады всем. Так Даниил оказался при деле с самых ранних лет и со льда уже не ушел, потому что начал прогрессировать.
В детстве его соперниками, в числе прочих, были
Никита Кацалапов,
Федор Климов,
Никита Михайлов,
Сергей Воронов. Интересно, что почти все они в одиночном не преуспели, но добились высоких результатов в танцах, парах или тренерстве. Только Сергей Воронов как одиночник дошел до медалей чемпионата Европы. Иронично, что часть этих медалей была завоевана при опосредованном участии Глейхенгауза, когда он только пришел работать в группу Тутберидзе.
То время, на которое пришлась сознательная карьера Даниила Глейхенгауза, можно назвать эпохой кометы имени
Евгения Плющенко и хвоста этой кометы. Для побед в мужском одиночном нужен был хотя бы один стабильный четверной прыжок, помимо тройного акселя, но именно это Глейхенгаузу никак не давалось. Тело не слушалось. Такой обширной теоретической и практической базы в отношении квадов, какая есть у тренеров сейчас, тогда еще не было, к тому же фигуриста мучили травмы. И вот семейный совет постановил: 18-летнему Даниилу стоит попытать счастья в танцах на льду.
Решение было авантюрное: пришлось искать партнершу, работать над физической формой и почти полностью переучиваться скольжению. Даниила взял под опеку
Александр Жулин, он же подобрал ему девочку - фактурную блондинку Ксению Коробкову. Поначалу дуэт казался перспективным, пару малозначимых международных турниров Коробкова/Глейхенгауз выиграли уже во второй совместный сезон. Но сильную внутреннюю конкуренцию не выдержали, проиграв первенство России среди юниоров сразу десяти парам. До Олимпиады оставалось два года - при желании это достаточное время для отчаянного рывка, если речь идет о сверхмотивированных спортсменах. Но Даниил таковым не был.
Переломным моментом стал уход из жизни его отца в ноябре 2010 года. Помимо того, что потеря близкого человека всегда отнимает множество внутренних сил, это сказалось на материальном положении семьи. Лишь на первый взгляд спортсмены - безоглядно богатые люди. Если ты не в топе сборной, если не выигрываешь регулярно медали крупных международных стартов, не имеешь рекламных контрактов, а особенно если все это происходит лет 15 назад или еще раньше, - ни о какой финансовой беспечности говорить не приходится. Поэтому от карьеры фигуриста и возможной Олимпиады, как от символического журавля в небе, Даниил отказался в пользу работы, за которую платили зарплату. Надо было помогать маме и "поднимать" себя самого.
Сначала постоянного места у него не было. Выручали ледовые шоу, куда его звал
Илья Авербух. Плюс нужно было эпизодически ставить программы, помогать детям со скольжением и так далее - подобными подкатками занимается множество молодых фигуристов, завершивших карьеру.
Начинающему тренеру сложно сходу получить собственную группу и лед.
Помогли горизонтальные связи и хорошая репутация. Глейхенгауза пригласила на стажировку Этери Тутберидзе по рекомендации Ильи Авербуха. Тогда она была фигурой совсем другого масштаба, нежели сейчас. Несмотря на олимпийский триумф
Юлии Липницкой, основные победы, сделавшие Тутберидзе тренером-суперзвездой, ждали ее впереди. Поэтому в выборе Глейхенгауза особенного расчета не было, как и гарантий успеха - просто ему нужна была работа, и он с горящими глазами за нее взялся. Вызов из группы со свежеиспеченной олимпийской чемпионкой был авансом, который Даниил охотно отрабатывал. Тутберидзе же искала постоянного постановщика и тренера в команду: толкового и увлеченного. На этой почве они сошлись и работают вместе вот уже почти 9 лет.
За это время Глейхенгауз успел поставить сам и в соавторстве с Тутберидзе не один десяток программ, включая олимпийские постановки
Евгении Медведевой,
Алины Загитовой,
Александры Трусовой,
Анны Щербаковой и
Камилы Валиевой. Он все время на виду и на слуху, потому что влияет на образы, в которых предстают лучшие одиночницы планеты на пути к своим рекордам. Именно Глейхенгауз стал отвечать за отношения "Хрустального" с прессой после того, как Тутберидзе от нее окончательно закрылась.
Для многих его вклад в программы прямо ассоциируется с медалями фигуристок, поэтому его считают гениальным постановщиком. В то же время многие его критикуют, указывая на вторичность и недостаток индивидуального подхода. Если спросить двух человек, классный ли Глейхенгауз постановщик, они ответят по-разному. И оба для себя будут правы.
Глейхенгауза некорректно было бы сравнивать, например, с американским хореографом
Ше-Линн Бурн. Она не привязана ни к какой группе и за сезон делает всего несколько программ, - каждую за огромные деньги.
Некорректно его сравнивать даже с близким по возрасту и уровню Никитой Михайловым - тот тоже не работает со спортсменами, которым ставит, на постоянной основе. Сегодня он творит для
Елизаветы Туктамышевой, завтра - для
Александра Самарина, послезавтра - для ледовых шоу со сложным сюжетом. Глейхенгауз такой творческой свободы лишен по объективным причинам - он штатный тренер-постановщик большой преуспевающей группы. Но даже несмотря на это ему удается выдавать по-настоящему классные и интересные программы.
«
В подкасте Первого канала Даниил четко сформулировал особенность своих задач: "Легко показать разницу между хореографом и тем, кем я являюсь. Любой хореограф-постановщик приходит, ставит программу и уезжает ставить программу в другое место. Он не ходит каждый день на работу, не растит вместе с командой детей до олимпийских медалей. Когда ты с раннего возраста ведешь спортсмена, учишь его, и вот он доходит до главного старта своей жизни – Олимпийских игр. И там у него, дай бог, все складывается. Та гордость, которую испытываешь в этот момент, эмоции – то, ради чего ты прошел этот путь".
Глейхенгауз в своем тренерском пути - как выпускник с красным дипломом, которого взяли в рисковый стартап с потенциально большой доходностью за то, что он делает красивые презентации и не конфликтует с командой. По мере реализации стартапа стало ясно, что выпускник еще и в финансах разбирается, и переговоры отлично ведет, и стратегическим мышлением обладает. Так что обязанностей у него со временем стало больше, чем смогли бы осилить многие другие. Но его это по-прежнему не пугает.
А главное, что Даниил воспринимает успех и неудачу "стартапа" как свои собственные успех и неудачу. Этери Тутберидзе в 2014 году искала себе помощника, - еще одни глаза и голову, - а нашла в итоге настоящего единомышленника, заинтересованного в результате не меньше нее самой. Возможно, в этом главный секрет их слаженной работы.
Даниил Глейхенгауз не просто ставил Евгении Медведевой ее "Каренину" - он понимал, как она доросла до этого образа, будучи совсем еще юной девочкой. И ощущал весь трагизм образа в Пхенчхане-2018 после "серебряного" проката. Он видел, как Алина Загитова приходила прощаться на каток, потому что у нее, 11-летней, ничего не клеилось, а потом поздравлял ее с олимпийским золотом.
Он навещал Анну Щербакову со сломанной ногой, когда она была еще просто маленькой девочкой, а спустя несколько лет не побоялся поменять ей программу в олимпийский сезон. Потому что сам перестал верить в старую и не мог позволить сомневаться ей.
У него, пожалуй, действительно недостает времени, чтобы поставить всей группе кутюрные штучные программы, найти музыку, под которую никто и никогда не катался, не повторить ни одно движение у двух разных спортсменов. Все это было бы более возможно, будь Глейхенгауз свободным художником, который пишет портреты только с тех лиц, что вызывают в нем внутренний огонь.
У него есть задача посложнее - вызвать внутренний огонь у зрителя, а не у самого себя, и поставить его на поток. Придумать достойное обрамление для лучших фигуристок планеты и не помешать им сделать то, что в свое время не получилось у него самого.
«
"Я как спортсмен абсолютно не состоялся с точки зрения результатов. И мне это скорее помогало, потому что я знал, что нужно делать, как подсказывать спортсменам: вот так себя не веди, так не делай. Потому что на своем опыте знал, что ни к чему хорошему это не приведет. Я был сам таким – когда у тебя есть талант, но ты им не воспользовался, не распоряжался правильно. Нужен контроль, а мне не хватало дисциплины в спорте. Когда вижу у спортсмена излишнюю эмоциональность и непослушание, вспоминаю себя", - говорил Даниил в подкасте Первого канала.
Мама Даниила, Людмила Борисовна, умерла в 2019 году. Она ушла очень рано, но все же успела увидеть, каким профессионалом и успешным постановщиком стал ее сын. К тому же последние годы Шалашова сама помогала фигуристам "Хрустального" с хореографией. В частности, ее роль есть в балетном номере Алины Загитовой "Дон Кихот" - том самом, который принес ей олимпийское золото.