Серебряный призер Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в командном первенстве гимнаст Николай Куксенков рассказал о своем возвращении в состав сборной России после двухлетнего перерыва. Как ему удалось обойти перспективную молодежь, каким снарядам он планирует уделить особое внимание перед чемпионатом мира, а также о преодолении проблем со здоровьем и целях на чемпионат Европы в Глазго он рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Смышляеву.
- Последний период в карьере выдался непростым. С какими целями приехали в Глазго?
- В первую очередь хочу сказать, что это для меня очень большое событие, потому что это первый большой турнир за два года после Рио. Для меня это уже большой шаг, я преодолел некий рубеж, где-то уже и возрастной, а где-то и психологический. Мне ведь уже не 20 лет и соревноваться с более молодыми ребятами становится сложнее и сложнее. Тем не менее вопреки всем сложностям и травмам, всему, что было за эти два года, я попал в состав. Очень доволен, это была важная цель. Что касается соревнований, то, конечно, ставим самые высокие задачи, но в первую очередь нужно делать свое. Кто не ошибается, тот в топе. Да, есть какое-то давление, но это спорт. Прогнозировать не хочу, команда заряжена, все готовы выступать. Обстановка в команде тоже комфортная.
- Как прошло опробование снарядов?
- Как сказать. Не то чтобы совсем неудачно, но где-то не хватило времени прощупать снаряды. Девчонки приехали на день раньше, было время для акклиматизации, а у нас рейс не самый удачный, ночь не спали, а на следующий день сразу опробование. Это немного сказалось, но до соревнований еще есть время, тем более что основной финал у нас в субботу. Все будет нормально.
- Вы выступите на двух снарядах?
- Да, на перекладине и коне.
- Формат непростой предстоит, на снаряде от страны выступает три гимнаста и все три оценки идут в зачет.
- Он отличается от чемпионата мира, где "четыре в три" в квалификации, то есть одна оценка, если кто-то допускает ошибку, отлетает, и заходят три лучшие. Здесь три из трех, и в этом заключается вся сложность. Но в таких условиях все страны, поэтому это не то чтобы для нас плохо или хорошо. Все в одинаковых условиях, не стоит искать здесь плюсы или минусы, надо выходить и выступать.
- На своих снарядах вы в этом году обошли перспективную молодежь. За счет чего удалось это сделать?
- Начнем с того, что критериями отбора был чемпионат России в Казани и Кубок в Челябинске. Суммировался результат обоих стартов плюс контрольные тренировки. То есть по сумме. Допустим, гимнаст мог один раз "выстрелить", а в другой раз не получилось, ошибаться свойственно всем. Но если раз за разом показываешь стабильную работу, то тогда больше шансов попасть в команду. И так получилось, что по сумме этих оценок я смог опередить ребят. С чем это связано…
- С опытом?
- Не всегда хватает только опыта. Опыт – такая штука, он срабатывает в нужное время, но долго на нем выезжать не сможешь. Нужно в определенное время все равно и запас увеличивать, количество повторений. Если не тренироваться, ничего не выйдет. Многие спортсмены, которые достигают определенного уровня, начинают думать, что они способны без тренировок удерживать этот уровень. До поры до времени это работает, а потом… Мне кажется, что мне нужно работать даже больше. Ведь где-то не хватает здоровья, где-то еще чего-то.
- Откуда в вас этот внутренний запас? Олимпийская медаль сыграла свою роль?
- Эта медаль вообще была для меня таким событием, когда я понял, что действительно добился того, к чему так долго шел, столько лет. Но, к сожалению, в карьере бывают как подъемы, так и спады с падениями, и я вылетел практически на два года. Сначала год я лечил одно плечо, потом вроде бы восстановился, выступил на Кубке России в Екатеринбурге не совсем удачно, а потом начались проблемы с другим плечом. Сейчас вот вернулся, нормально все. Прошел ровно и чемпионат, и Кубок. Я такой же человек, как и все, бывают как спады, так и подъемы, и слава богу, что получилось вернуться в команду. Это для меня очень важно.
- Обычно календарь спокойнее, весной чемпионат Европы, осенью – мир. Сейчас же до чемпионата мира всего два месяца, мысли о нем не отвлекают?
- Если честно, я всегда немного заглядываю в будущее, анализирую, что нужно к миру сделать, что – к Олимпиаде. Как можно отобраться и так далее. Но все же нужно решать вопросы по мере поступления. Сейчас Европа пройдет, здесь один формат, на чемпионате мира совсем другой формат, и мои два снаряда уже проходить не будут, там уже в квалификации "четыре в три" и "три в три" в финале. Значит, уже нужно как минимум четыре снаряда делать, то есть будет совсем другая подготовка. И сейчас зачем об этом думать, формат другой.
- Какие вы снаряды добавлять планируете к коню и перекладине?
- В первую очередь нужно сделать вольные, прыжок и брусья. Вопрос с кольцами остается открытым. Плечо уже вылечил, осталось начать работать кольца.
- Да, о чемпионате мира думать рано, но ведь медали оттуда у вас пока нет?
- Да, у меня, к сожалению, так сложилось в карьере, что выше четвертого места подниматься не получалось.
- Обидная такая статистика была.
- И командное четвертое место было, и в многоборье четвертое, и в финалах отдельных видов, как в том же 2014 году.
- В Глазго в 2015 году как раз в команде четвертые…
- Это было очень хорошее выступление, мы прошли без ошибок, но где-то чего-то не хватило.
- Если брать 2018 год, на каком старте собой больше довольны?
- Лучше прошел чемпионат, чем Кубок, потому что все-таки два призовых места, а здесь одно. На Кубке с первым результатом попал на коня, обошел Давида (Белявского), но в финале проиграл, на "палке" (перекладине) показал 3-й результат, а в финале произошел сбой. А в чемпионате России было лучше. Оба турнира достаточно ровные были, но комбинация достаточно новая на перекладине, и где-то, может быть, обкатки не хватает. Этим и полезен чемпионат Европы, потому что можно сделать турник здесь и посмотреть, где нахожусь. Комбинацию я полностью поменял, отошел от "Ковача", потому что сейчас очень строго судится перекладина, и чтобы получить хорошую оценку, нужно делать очень чисто. Хочу пройти и посмотреть, на каком месте находится турник, потому что в команде этот снаряд очень востребован.
- Что касается базы, как я понимаю, по новым правилам стартовые оценки снизились теперь… То есть сейчас сложно сказать, что на перекладине покажете по этому показателю?
- Вообще, посмотрим, какие базы делают другие спортсмены. Они снизились не только у нас. У всех. Думаю, что топовые базы будут показывать только такие спортсмены, как (Эпке) Зондерланд, которые действительно делают все соединения между перелетами. Они будут иметь за 6,0. У нас чуть поменьше.
- Юрий Евлампиевич Титов высказал мысль, что не стоит сейчас на чемпионате Европы показывать свои "новинки" и свой максимум, а сохранить сюрпризы для соперников до турнира в Катаре. Согласны с ним?
- Не могу сказать, что команда сейчас суперготова, но и не могу сказать, что ребята "разобраны". Он правильно говорит, сейчас "звенеть" нет никакого смысла, все главные старты впереди. На мире будет первый отбор на Олимпиаду. С одной стороны, Европа ничего не решает, а с другой – нельзя давать повода обходить нас другим сборным. Кого тут можно отметить: британцев, они выступают дома, где-то судьи, может быть, будут их подтаскивать, но это не должно как-то помешать нам. Могу отметить немцев, которые пару недель назад выиграли у британцев матчевую встречу. Есть и темные лошадки, на которых интересно будет посмотреть.