Масштабным скандалом закончился пятый этап ралли-марафона "Дакар"-2019. Российский пилот "КАМАЗ-мастер" Андрей Каргинов дисквалифицирован и снят с гонки за наезд на зазевавшегося болельщика. Насколько это решение можно назвать справедливым – в материале Сергея Смышляева.
Со стороны всегда очень легко рассуждать и делать выводы, кто прав, а кто виноват, но вряд ли хоть 5% из прочитавших данный материал хоть раз в своей жизни сидели не то, чтобы за рулем боевого КАМАЗа, а вообще за рулем грузовика. Посмотрев видео произошедшего на спецучастке между перуанскими городами Мокегуа и Арекипа, сложно с уверенностью сказать, видел ли Каргинов болельщиков или нет, потому что реальную картину произошедшего можно понять, только находясь в кабине автомобиля.
С первого взгляда кажется, что не увидеть внушительную группу людей было сложно, но, если разобраться поподробнее, то угол обзора на грузовике в силу рельефа местности мог действительно оставить болельщиков в "слепой зоне", как было, например, в 2016 году на ралли-рейде "Золото Кагана". Напомню, что тогда Сергей Вязович на МАЗе в прямом смысле слова впечатал в песок одного из зрителей, проехав по несчастному всей тяжестью многотонной машины.
И в тот раз, и сейчас пострадавшим повезло: они отделались незначительными для такой ситуации травмами. В оправдание Каргинову можно озвучить еще и тот факт, что зачастую взгляд пилота концентрируется на точке, находящейся куда дальше ближайших метров, а в пылу борьбы при температуре в кабине за 40 градусов по Цельсию такого действительно можно и не заметить. Зная Андрея Каргинова лично, в этой ситуации я склонен верить его словам о том, что о произошедшем он узнал только по окончании спецучастка.
Да, это ни в коем случае не освобождает его от ответственности. Но в данной ситуации возмущает другое: что от ответственности решением дисквалифицировать россиянина себя освободили организаторы "Дакара". А именно – двойные стандарты при трактовке подобных случаев. Все мы давно привыкли к тому, что к россиянам относятся "по-особенному" во всех видах спорта, и автоспорт здесь не исключение.
Давно понятно, что гегемония "КАМАЗ-мастер" не дает покоя организаторам "Дакара" уже много лет, и большая часть изменений в регламент за последние годы вносилась именно с целью вставить палки в колеса "Синей Армаде", но все эти попытки раз за разом разбивались о профессионализм команды из Набережных Челнов.
А вот любая оплошность россиян по ходу гонок, что немудрено, рассматривается с особо пристальным вниманием, и в этой ситуации я полностью солидарен с мнением основателя "КАМАЗ-мастер" Семена Семеновича Якубова.
"Оправдывать действия экипажа неуместно, и то, что пострадавший легко отделался — тоже не аргумент, — заявил Якубов. — Но есть вопросы и к организаторам. Почему были люди на трассе, а не в отгороженных зонах, как того требуют правила? Это часть работы организаторов гонки по обеспечению безопасности на трассе. И такая картина повсеместна, но экипажи привыкают, что люди разбегаются от машин. Это не оправдывает спортсменов, но такова реальность".
"Жесткое решение по дисквалификации прикрывает отчасти организаторов от ответственности. Но есть и другая сторона, и об этом нельзя умалчивать. При более скромных результатах этот экипаж получил бы меньшее наказание, а то и вовсе остался бы без него. Не припомню дисквалификации при нарушении с более серьезными последствиями", — отметил собеседник агентства.
А далее именно то, о чем писалось выше: "Этот экипаж претендовал на подиум, и организаторы не отказали себе в удовольствии освободить место для другого участника. Вину надо распределять. Виноват не только экипаж".
Говоря словами бывшего главы Российской антидопинговой службы Николая Дурманова, будь на месте Каргинова гонщик из другой страны, "на этикеточке" висело бы значительно меньшее наказание. Или же его могло и не быть вовсе. На таковы реалии, и с ними пока что приходится мириться. Как бы ни было обидно за Каргинова, преодолевшего за последнее время немало проблем и с большим трудом вернувшегося на столь высокий уровень.