Это случилось 29 декабря 2013-го: Михаэль Шумахер, на тот момент уже год как бывший пилот "Формулы-1", получил тяжелейшую травму головы во время катания на горных лыжах в Мерибеле. Семикратный чемпион мира выжил, но о его состоянии даже шесть лет спустя известно немного.
Травма, кома, операции
Мерибель во французских Альпах — излюбленное место семьи Шумахера. Он купил там шале, отмечал праздники и регулярно катался на горных лыжах. В тот злосчастный день Михаэль выбрал склон средней сложности, по которому спускался десятки раз. Игнорируя разметку и ограждения, легендарный гонщик зачем-то выехал на 20 метров за пределы трассы и, наехав на камень, упал и ударился правой стороной головы о выступ скалы. Удар был такой силы, что шлем чемпиона раскололся, а сам он без сознания скатился на десятки метров вниз.
Михаэлю повезло — вертолет с базы в Куршевеле прибыл в Мерибель через несколько минут. Его доставили в ближайший госпиталь (в Мутье), а затем перевезли в Гренобль. Во время транспортировки легенду "Ф-1" ввели в состояние искусственной комы, а в больнице провели первую операцию.
На следующий день МРТ выявила кровоизлияние в мозг. Состояние Михаэля ухудшилось: чтобы снизить внутричерепное давление, хирурги сделали вторую операцию. Слухи о незначительных повреждениях моментально развеялись.
Спустя неделю после падения профессор Жан-Франсуа Пайен, заведующий отделением реанимации госпиталя Гренобля, вышел к журналистам: "Состояние Михаэля критическое. Если он выживет, последствия останутся у него до конца жизни".
В конце января 2014 года Шумахера начали постепенно выводить из искусственной комы. Появилась информация, что его перевели из реанимации в отделение терапии. В середине июня Михаэль пришел в себя, врачи разрешили переезд в реабилитационный центр Университета Лозанны. Оттуда — в семейный особняк на Женевском озере, где к сентябрю все уже было готово для реабилитации в домашних условиях.
"Боюсь, что хороших новостей мы не услышим никогда"
За Шумахером постоянно следила бригада из 15 физиотерапевтов. По данным немецких СМИ, на начальном этапе их услуги, а также аренда медицинского оборудования обходились в сумму, превышающую 6,5 миллиона евро в год. Чтобы покрыть расходы, семья гонщика продала особняк в Норвегии за три миллиона евро и личный самолет Шуми за 30 миллионов.
Пришлось потратиться и на охрану — с первых дней около дома Шумахера дежурили болельщики, журналисты и папарацци. Тайну частной жизни Красного барона тщательно оберегают, но желающие нажиться на чужой беде тоже нашлись. Над коттеджем летали дроны, а в 2016-м неизвестные пытались за миллион евро продать СМИ фотографии якобы парализованного гонщика.
Шумахер иногда плачет, когда видит горы и озеро В итоге ничего опубликовано не было. Можно утверждать, что за все шесть лет никому из посторонних не дали шанса приблизиться к Михаэлю, а если какое-то СМИ утверждало, что ему известны подробности о состоянии гонщика (так, например, немецкий Bunte написал, что он может ходить при помощи врача), то эту информацию моментально опровергала менеджер гонщика Сабина Кем. На несколько немецких изданий семья Шумахера даже подала в суд, и в 2016-м одно из дел было выиграно — Buntе обязали выплатить компенсацию в размере 50 тысяч евро.
«
"Михаэль всегда четко отделял личную жизнь от публичного пространства, и СМИ с болельщиками всегда это принимали. Его здоровье — не предмет публичного обсуждения, поэтому мы будем избегать комментариев по этой теме", — заявила Кем.
Все попытки журналистов узнать о здоровье Шумахера пресекались. Гэри Хартстейн, бывший медицинский делегат FIA, находил этому объяснение: "Я считаю, что если были бы хорошие новости, нам бы их рассказали. Я очень боюсь (а по сути, почти не сомневаюсь), что хороших новостей о Михаэле мы не услышим никогда".
В 2014-м бывший пилот "Формулы-1" француз Филипп Стрейфф знал о состоянии Шуми в деталях.
«
"Шумахеру лучше, но все познается в сравнении. Он не может говорить. Он парализован и находится в инвалидной коляске, у него проблемы с памятью и речью. Будучи в семье, он сможет быстрее восстановиться, но это будет сложно", — цитировал Стрейффа F1i.com.
Михаэль Шумахер больше не прикован к постели, сообщают СМИ Визит священника
Первые позитивные новости появились в 2016-м. Летом в гости к Шумахеру приехал личный секретарь папы римского Бенедикта XVI Георг Генсвайн. Он рассказал, что внешность гонщика почти не изменилась, только лицо стало "немного полнее". Эти слова обнадеживали: незадолго до встречи газета Corriere della Sera утверждала, что при росте 174 сантиметра Шумахер стал весить всего 45 килограммов, что близко к критической отметке.
«
"Михаэль чувствует, что рядом любящие его люди, которые заботятся о нем. Со стороны было видно, что Михаэль воспринимает происходящее вокруг него и ведет с собой внутренний диалог. Можно было буквально ощутить, что близость с семьей для него очень важна", — сказал Генсвайн в интервью Bild.
Жан Тодт: Михаэлю Шумахеру лучше. Мы смотрели Гран-при Германии у него дома Смотрит гонки и изо всех сил пытается общаться
В ноябре 2018-го президент Международной федерации автоспорта (FIA) и друг семьи Жан Тодт, который регулярно навещает Шумахера в его доме в Швейцарии, подтвердил, что Михаэль смотрел с ним Гран-при Бразилии. Но в разговоре со СМИ Тодт обошелся без подробностей.
«
"Я всегда осторожен с такими заявлениями. Да, я смотрел гонку вместе с Михаэлем в его доме. Он в хороших руках, и о нем хорошо заботятся. Он не сдается и продолжает сражаться", — сказал Тодт Daily Mail.
Он также добавил, что Шумахер "изо всех сил пытается с ним общаться", но это, судя по всему, не всегда получается.
Месяц спустя издание
Daily Mail выкатило материал с подробностями из засекреченной жизни Шумахера — там сообщалось, что он уже не прикован к постели, отказался от аппаратов искусственной вентиляции легких, но по-прежнему нуждается в ежедневной медицинской помощи. По данным британцев, работа врачей обходится в 50 тысяч фунтов в неделю. Семья, обычно остро реагирующая на подобные публикации, информацию не опровергла и никак не прокомментировала.
Вскоре появились слухи, что Шумахер и его семья покинули виллу в Женеве и отправились на Мальорку, где провели зимние каникулы, а также отметили Рождество, Новый год и день рождения чемпиона.
Врач сообщил, что Михаэль Шумахер находится в сознании Лечение стволовыми клетками
А вчера стало известно, что Шумахер начал новый этап реабилитации после черепно-мозговой травмы. Девятого сентября его тайно доставили в отделение сердечно-сосудистой хирургии парижской больницы имени Жоржа Помпиду для экспериментального лечения стволовыми клетками. Теперь его здоровьем занимается специалист по лечению сердечной недостаточности, профессор Филипп Менаше. Об этом написала
Le Parisien, журналисты которой разговорили одну из медсестер клиники. Французское издание приводит ее слова: "Да, Шумахер находится в моем отделении. Могу заверить вас, что он в сознании".
Филиппу Менаше 69 лет. Он известен тем, что в 2000 году стал первым в мире, кто произвел трансплантацию мышечных стволовых клеток одному из пациентов, у которого был инфаркт миокарда. Также в 2014 году Менаше удалось спасти 68-летнюю женщину с тяжелым случаем сердечной недостаточности.
По данным Le Parisien, прошлой весной Шумахер уже дважды посещал больницу имени Жоржа Помпиду. Летом 2018 года планировался третий визит, однако его пришлось отменить из-за ухудшения состояния Шумахера. Очевидно, сейчас Михаэль чувствует себя лучше — именно поэтому семья решилась на переезд и операцию.
Какое именно лечение придумал Менаше для Шумахера, пока неизвестно — госпиталь официальных заявлений не делал, а близкие Михаэля по-прежнему отказываются делиться информацией с прессой и болельщиками, видимо, полагая, что хороших новостей пока недостаточно.
Уже появились догадки, что с помощью стволовых клеток врачи намерены побороть воспалительные процессы в травмированном мозгу чемпиона. Однако коллега Менаше профессор Мишель Пуко заявил в интервью La Gazzetta dello Sport, что во всей Франции не было официальных экспериментов в этой области, а отделение Менаше специализируется на устранении воспалительного процесса в других органах, чаще всего в сердце.
Надеемся, в ближайшее время все же появится информация об объекте и методе лечения Менаше. Теперь, почти шесть лет спустя, мы знаем: Михаэль продолжает бороться. Шансы на положительный исход есть всегда. Остается лишь ждать и верить в лучшее.