Руководитель правового управления Олимпийского комитета России (ОКР) Александра Бриллиантова прокомментировала последние заявления главы Российского антидопингового агентства Юрия Гануса, отметив, что руководитель РУСАДА допускает явное искажение фактов и вводит общественность в заблуждение. Слова Бриллиантовой РИА Новости предоставлены службой информации ОКР.
Я не стану давать оценку последним развернутым выступлениям главы РУСАДА, хотя отмечу, что ОКР как учредитель этой организации никогда не позволял себе общаться в коллегами посредством публичной полемики в СМИ. А вот явное искажение фактов, которое с юридической точки зрения просто недопустимо и вводит общественность в заблуждение, оставить без внимания не могу.
Мягко говоря, удивление вызвало заявление Юрия Гануса о попытке навязать "РУСАДА" аудиторскую организацию.
В соответствии с законодательством РФ и Уставом РУСАДА, ежегодное назначение аудиторской организации для осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности является исключительной компетенцией высшего руководящего органа РУСАДА – Общего собрания членов РУСАДА.
В нарушение указанных требований аудиторская организация для проверки годовой финансовой отчетности РУСАДА за 2018 год не была утверждена в порядке, установленном Уставом и законодательными актами.
Вместо этого, еще в апреле аппарат РУСАДА попытался включить в повестку дня Общего собрания вопрос об утверждении аудиторской организации на 2018 год "задним числом", вместе с вопросом об утверждении бухгалтерской отчетности РАА "РУСАДА" за 2018 год и аудиторского заключения, подготовленного неуполномоченным Общим собранием аудитором.
Еще при предварительном изучении представленного Ассоциацией аудиторского заключения у членов РАА РУСАДА возникли предметные сомнения относительно его полноты и достоверности, поэтому было принято решение назначить независимую аудиторскую организацию по результатам проведения открытого конкурса.
Указанное решение Общего собрания, подписанное обоими членами Ассоциации - Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России было доведено до сведения Генерального директора РУСАДА для организации необходимых конкурсных процедур.
По мнению Общего собрания членов РУСАДА назначение аудиторской организации, выбранной на основе конкурсных процедур, является наиболее надежным способом для избрания независимой аудиторской организации, о чем, к слову, ходатайствовал и сам Генеральный директор РУСАДА, по этому поводу есть соответствующее письмо.
Сегодняшнее заявление главы РУСАДА таким образом является намеренным искажением фактов, связанных с осуществлением Общим собранием членов РУСАДА своих полномочий.
Также не соответствуют действительности распространение слова Юрия Гануса относительно якобы имеющего место вмешательства ОКР в операционную деятельность РУСАДА в нарушение Всемирного антидопингового кодекса.
В соответствии с международным стандартом ВАДА по тестированию инспектор допинг-контроля, прибывший для отбора у спортсмена допинг-пробы, может совершить телефонный звонок спортсмену незадолго до истечения "часового окна доступности" в случае, если инспектор допинг-контроля не может по каким-либо причинам обнаружить спортсмена или добраться до того места нахождения, которое указано спортсменом в системе ADAMS.
Совершение телефонного звонка в такой ситуации не является предварительным уведомлением и отдается целиком на усмотрение антидопинговой организации, это записано в документах Симпозиума WADA, который состоялся в Лозанне в марте нынешнего года.
Большинство международных спортивных федерации в своей внутренней политике тестирования предусматривают возможность совершения телефонного звонка до истечения часового окна тестирования в связи с тем, что основная цель любой антидопинговой организации – это отбор допинг-пробы, а не погоня за регистрацией пропущенного теста.
Речь идет, например, о случаях, когда тестируемый спортсмен проживает в охраняемом жилом комплексе, и инспекторы допинг-контроля не могут попасть на территорию без заказа индивидуального пропуска. Отмечен ряд случаев, когда инспекторы РУСАДА регистрируют пропущенный тест, вместо того, чтобы на месте связаться со спортсменом по телефону для обеспечения доступа к месту непосредственного проживания спортсмена.
Именно в этой связи Комиссия спортсменов ОКР в рабочем порядке и режиме обсуждения обратилась в РУСАДА с целью выработать более конструктивный подход, используя возможности, предоставленные международными регламентирующими документами WADA.
Данный вопрос был рассмотрен на Общем собрании членов РУСАДА и было рекомендовано представить предложения по приемлемой корректировке политики РУСАДА, связанной с коммуникацией со спортсменами при осуществлении процедур внесоревновательного допинг-контроля при наличии ограничений в доступе к местам постоянного или временного проживания тестируемых спортсменов.
Руководство РУСАДА в ответ отказалось даже рассмотреть возможность выработки гибких подходов в обеспечении тестирования в соответствии с положениями стандартов WADA. И называет это вмешательством в свои дела, ограничением собственной независимости и так далее. Вместо конструктивного диалога, предпочитая, как мы видим, без каких-либо оснований обвинять коллег и делать громкие заявления, которые, увы, не имеют отношения к реальному положению дел.