В пятницу вечером информационное пространство, наполненное пересудами об отставке тренера футбольного "Спартака" Олега Кононова, взорвали синхронные "твиты" журналистов отдела расследований немецкого телеканала ARD Хайо Зеппельта и Ника Батлера. По их информации, в базе данных Московской антидопинговой лаборатории, которую российская сторона передала Всемирному антидопинговому агентству (WADA) в январе, обнаружены следы манипуляции, и комитет WADA уже запустил процедуру лишения Российского антидопингового агентства (РУСАДА) статуса соответствия кодексу, который был с таким трудом восстановлен в сентябре прошлого года. Андрей Симоненко рассуждает, чем все это может закончиться.
Как говорится в сообщениях журналистов ARD, в понедельник на совете WADA в Токио комитет по соответствию представит доклад, в котором проинформирует о том, что база данных московской антидопинговой лаборатории подвергалась правкам. Обвинение серьезнейшее, и грозит оно лишением статуса соответствия РУСАДА кодексу WADA, который в сентябре прошлого года ему вернули как раз на условиях последующей передачи той самой базы.
Здесь, конечно, вспоминается странная история декабря прошлого года, когда эксперты WADA прибыли за данными лаборатории в Москву, но уехали ни с чем, так как их оборудование якобы не было сертифицировано по российскому законодательству. В интернете появились мемы о флэшках, не вставлявшихся в разъем USB, но даже если дело обстояло не столь примитивно, оно все равно выглядело подозрительно.
Впрочем, в январе базу данных все же передали, и WADA объявило о том, что начинает ее проверку. Оставалось только ждать – если претензий у международных антидопинговых властей не возникало, то российскому спорту можно было бы вздохнуть полной грудью.
Это, правда, не касалось бы легкой атлетики, и в пятницу первая мысль была такая – что именно в этом направлении Зеппельт и бьет. Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА), лишенная с 2015 года членства в Международной ассоциации легкоатлетических ассоциаций (IAAF), в последнее время напоминает раненого бойца, пытающегося приподняться хотя бы на полусогнутых. Только соберется с силами и приподнимется – как подходит Зеппельт с наганом и производит еще один выстрел, выпуская в эфир очередную серию своих расследований. Происходит это, будто невзначай, накануне заседаний совета IAAF, где рассматривается российский вопрос.
Правда, параллельно боец занимается членовредительством – а как еще назвать случаи с работой пожизненно дисквалифицированных тренеров и подлог документов прыгуном в высоту Данилом Лысенко? – но речь сейчас не об этом. А речь о том, что накануне стартующего на следующей неделе чемпионата мира по легкой атлетике в Дохе состоится конгресс IAAF, который мог бы восстановить членство ВФЛА в организации и вернуть российским легкоатлетам флаг. Так что было бы даже удивительно, если бы немецкий журналист, пять далеких лет назад запустивший своим фильмом все то, что привело к санкциям в отношении российского спорта, вдруг промолчал.
В интервью Reuters президент IAAF Себастьян Коу был относительно оптимистичен насчет хода восстановления ВФЛА. Он даже охарактеризовал процесс стаканом, который "наполовину полон", а не "наполовину пуст". Но после вброса Зеппельта и Батлера этот стакан может оказаться просто разбитым, и склеивать его надо будет заново. Или вообще, как намекают сторонники замены руководства ВФЛА, среди которых и руководство РУСАДА, покупать новый стакан. Короче, уже сейчас понятно, что IAAF с поступлением новой информации, касающейся базы данных, спешить возвращать флаг российским легкоатлетам, скорее всего, не будет. Что называется, до полного выяснения.
А вот чем это полное выяснение нам грозит – если окажется, что в базу данных действительно вносились изменения - разговор особый.
Здесь стоит вернуться к событиям апреля прошлого года, когда вступили в силу поправки к кодексу WADA. В них говорилось об ужесточении санкций в отношении стран, чьи антидопинговые организации признаны не соответствующими этому самому кодексу. Например, статья 20.3.11 теперь гласит, что международные федерации обязуются принимать заявки на проведение чемпионатов мира и других международных турниров только от государств, в которых национальные антидопинговые агентства обладают полноправным статусом. Разница в том, что раньше было на усмотрение – а теперь в обязательном порядке.
Расписаны в новом международном стандарте, вступившем в силу в те же сроки, и санкции, которые могут быть применены к стране, чья антидопинговая организация признана не соответствующей кодексу. Среди них штрафы, различного рода запреты, например, на участие отдельных лиц в работе международных спортивных организаций, а также – внимание – как указывается в пункте 11.1.1.10, "исключение участия… в Олимпийских и Паралимпийских играх… Национального олимпийского комитета и/или Национального паралимпийского комитета, а также представителей и/или атлетов и персонала из этой страны".
Еще один важный момент. В приложении А к данному документу указывается, что требования соответствия кодексу может быть трех степеней – критические, высокоприоритетные и прочие. Опустим полное перечисление параметров – упомянем лишь, что среди критических требований присутствует обязательство информировать WADA о результатах антидопинговых исследований, а также расследовать все антидопинговые нарушения. А приложение В определяет, какие наказания должны применяться в случаях серьезности несоотвествия кодексу первой, второй и третьей степеней. Все самое страшное – то есть запрет на участие в Олимпийских играх и проведение страной международных турниров – относится к "критическому" несоответствию.
Ну и теперь остается только построить логическую цепочку – что может последовать за пятничной информацией от Зеппельта и Батлера. Если в докладе комитета по соответствию WADA говорится о том, что Россия передала подложную базу данных, то совет учредителей WADA может РУСАДА год назад возвращенного статуса снова лишить. Понятно, что степень несоответствия будет признана критической – а какие в этом случае окажутся последствия, читайте выше. Участие в Олимпиаде в Токио, проведение матчей чемпионата Европы-2020 в Санкт-Петербурге – все оказывается под угрозой. И наказывать Россию будут уже по обновленному кодексу. Раньше этого было сделать нельзя, так как закон обратной силы не имеет, а теперь можно – так как новое отстранение последует уже после его принятия.
Возникает вопрос – как в данной ситуации действовать России, которая только-только получила радостные новости в виде приглашения от МОК участвовать в Олимпиаде-2020, а тут такая неприятность? Для начала – ждать. Не факт, что WADA последует рекомендации (ежели таковые последуют) комитета по соответствию принять самые жесткие санкции. К тому же поляк Витольд Банька, который в ноябре станет новым президентом организации, скорее принадлежит к сторонникам компромиссов, нежели к любителям размахивать шашкой. Пойдет ли он на новое обострение, большой вопрос.
Если же это самое обострение произойдет, напрашивающимся шагом для российской стороны станет обращение в Спортивный арбитражный суд (CAS). А вот там – и это, кстати, заметил вчера и Батлер в еще одном "твите" - предстоит серьезное столкновение аргументов. И если CAS примет решение в пользу России, например, за недоказанностью или недостаточностью улик, то вопрос, наконец-то, будет закрыт окончательно и бесповоротно.
Но вот если это решение окажется иным, то о том, что последует дальше, думать даже не хочется. Ясно одно: в ближайшие месяцы нас ожидает большая игра, во всех смыслах. И в первую очередь - игра на нервах.