Хоккей

Евгений Артюхин: на первом месте для меня всегда была не драка, а игра

Читать на сайте rsport.ria.ru
Как-то на улице разговорился с болельщиком, начали вспоминать героев недалекого прошлого, и, признаюсь, вопрос "А где сейчас Артюхин?" застал врасплох. Вроде бы два года назад был в московском "Динамо". Засветился в "Сибири". Ненароком подумал - а не закончил ли с хоккеем самый габаритный хоккеист в нашей новейшей истории?
Нет, Евгений здоров и полон сил, летом подписал контракт с "Витязем", в свои 36 по-прежнему горит желанием как можно дольше выступать на самом высоком уровне. "Про драки говорить не буду", - сказал как отрезал Женя перед интервью. На нет и суда нет. Будем разбивать стереотипы и говорить о хоккее. К тому же и повод есть – "Витязь" после месяца регулярного чемпионата один из лидеров КХЛ. Сенсация для многих, но только не для Евгения Артюхина.

"Мог оказаться в Подольске и раньше"

- У нас интересная, боевитая команда, - начал разговор Артюхин. - В таких случаях говорят "сплав молодости и опыта". Большая группа перспективных хоккеистов, которые находятся в начале своей карьеры. Плюс несколько ребят, поигравших на самом высоком уровне. Тренерский штаб объединил всех целью играть в зрелищный хоккей и добиваться результата.
- Со стороны кажется, что вы в "Витязе" быстрее всех в лиге разобрались, как надо тренироваться, чтобы потом правильно играть на площадках разного размера.
- Наши тренеры очень хорошо подготовились к работе с командой. В начале предсезонной подготовки они нам четко объяснили, какие тактические схемы мы будем использовать. Мы, хоккеисты, в свою очередь с самого первого дня работы знали и понимали, что от нас требуется, в какой хоккей мы должны играть в сезоне.
- И в какой хоккей играет "Витязь"?
- В быстрый и агрессивный. Стараемся при возможности активно идти в чужую зону, накрывать соперников в момент зарождения их атак. В общем понимании это классический североамериканский стиль. По-другому сложно. Уменьшение размера площадок диктует свои особенности.
- Как получилось, что вы подписали контракт с подольским клубом?
- Я хотел играть за "Витязь". Мог оказаться в Подольске и раньше, причем было несколько попыток договориться, но каждый раз нам с руководством клуба не удавалось прийти к общему знаменателю. А в этом году все срослось. Мы очень хорошо поговорили и с руководителями команды, и с главным тренером. Быстро все решили и ударили по рукам. Я счастлив, что нахожусь здесь. Этот клуб для меня не чужой, ведь именно в "Витязе" началась моя профессиональная карьера.

"Даже не думал заканчивать карьеру"

- Прошлый сезон вам пришлось пропустить. Что в такой ситуации испытывает человек, который лишен возможности заниматься любимым делом?
- В первую очередь, было очень тяжело психологически. Мне пришлось делать операцию, причем эта операция стала для меня первой в карьере. Слава богу, я сумел все это пережить и полностью восстановиться.
- После пропущенного сезона вам пришлось искать новый клуб в 36 лет. В КХЛ возрастному хоккеисту, как правило, трудоустроиться очень тяжело. Вы тоже столкнулись с этой проблемой?
- Есть такое, но я категорически не приемлю позицию большинства клубов, которые отказываются от услуг ряда классных хоккеистов из-за паспорта. Какая разница, сколько мне лет, если я соответствую современным требованиям? Я не раз говорил, что уровень хоккея у нас выше не становится. Возрастным игрокам не становится тяжелее с каждым годом. И это при том, что классных хоккеистов в лиге не хватает. Главный вопрос во всей этой истории - может ли спортсмен, которому далеко за 30, хорошо подготовиться физически? Если да, то какие могут быть сомнения? Еще момент - кто и по каким критериям определяет спортивный возраст хоккеиста? Кто-то и в 30 лет уже не тянет, а кто-то и в 40 даст фору многим молодым. Так что я не понимаю, почему в нашем хоккее прослеживается такая тенденция.
"Локомотив" обновил рекорд КХЛ по среднему возрасту игроков в одном матче
- Постараюсь объяснить. Возрастной мастер, как правило, личность – независимый, со своими сложившимися понятиями о жизни и о хоккее. Руководители и тренеры, как мне кажется, просто боятся, что в один момент не сумеют справиться с таким авторитетом в команде.
- Не думаю, что возможная строптивость взрослых хоккеистов является главной причиной того, что клубы не хотят брать их на контракт. В этой ситуации важно понимать, что все мы – хоккеисты – нанятые работники. Если ты подписал контракт, то должен его выполнять от и до. Буду отвечать за себя: я никогда не позволял себе ходить к руководству и жаловаться по любому поводу. Наоборот – что мне говорили, то я и делал.
- Сколько раз за время травмы вас посещала мысль закончить с хоккеем?
- Ни разу. Я знал, что это время надо просто пережить. У всех в карьере случаются травмы. У кого-то в 20 лет, у кого-то, как у меня - в 35. Это, к сожалению, неотъемлемая часть профессии. Скажу больше - в ближайшие годы даже не собираюсь думать об окончании карьеры. Великолепно чувствую себя и в физическом, и в психологическом плане. Да и переход на маленькие площадки мне в помощь: стало меньше беготни, больше приходится думать на льду и быстро принимать решения. С этим у меня, слава богу, проблем не было никогда.

"Одно время пытался играть на публику, но меня ставили на место"

- Вы - воспитанник школы ЦСКА. Для любого человека, разбирающегося в хоккее, это является знаком качества. Наблюдая за вашими действиями на площадке, я давно сделал вывод, что, несмотря на ваши большие габариты и силовую манеру, вы - игровик по натуре. Более того, не знаю ни одного хоккеиста с такими антропометрическими данными, который был бы настолько хорошо оснащен технически.
- Куда вы клоните?
- Ваша репутация силового форварда говорит об обратном. На льду вы больше выполняете другие функции: играете в тело, иногда даже деретесь. А мне кажется, что большую часть карьеры Евгений Артюхин играл не в свой хоккей.
- То, чему нас учили в школе ЦСКА, отложилось в моем сознании на всю жизнь. Мы играли в хоккей в классическом понимании этого слова. И я старался тогда и стараюсь сейчас не уходить от истоков. С другой стороны, я понимаю, что, наверное, это выглядело бы смешно, если бы я вдруг со своими габаритами начал финтить направо и налево.
- Но вы же умеете это делать!
- Умел. И сейчас умею. Но у каждого хоккеиста своя роль в команде. В этом и есть одно из отличий профессионального спорта. Мастерство - такая штука, капризная. Его надо оттачивать регулярно. Я же на определенном этапе был вынужден переквалифицироваться в специализированного форварда. Помню, одно время все же пытался играть на публику. Но меня ставили на место. Говорили: "Женя, это не твое, играй проще". Да я и сам понял, что для того, чтобы быть полезным для команды, надо все эти выкрутасы с шайбой убрать подальше.
- Правильно ли я понимаю, что замечания о том, чтобы играть проще и жестче, начались сразу после того, как вы перебрались в Северную Америку?
- Абсолютно. Ведь после школы ЦСКА здесь, в "Витязе", мы играли в хоккей в привычном для нас понимании этого слова. А за океаном чуть ли не первым требованием было не возиться с шайбой, играть без прокатов, в тело соперника.
- Выступление в НХЛ сильно изменило вас как хоккеиста?
- Конечно. Любой спортсмен из России, кто попробовал себя в Северной Америке, возвращается обратно уже другим игроком.
Кучеров опередил Овечкина в рейтинге игроков НХЛ по версии NHL Network
- В чем заключаются перемены?
- Полностью меняется ментальность. Там ты понимаешь, что означает быть профессионалом. Мелочей не бывает. Там учат всему: как правильно подкатиться к борту, как поставить клюшку. Причем, что меня поразило, возятся не только с молодыми хоккеистами, но и с уже сложившимися мастерами. Я считаю, что если у хоккеиста есть возможность отправиться играть за океан, надо обязательно ехать.
- А когда из НХЛ возвращались в Россию, было желание играть в хоккей, которому вас учили?
- Очень этого хотел. Да так сильно, что эмоции меня порой захлестывали. Но потом, со временем, я с эмоциями справился, стал играть более рационально.
- Если брать в расчет период вашего выступления за российские клубы, то все равно, как мне кажется, мало кто из тренеров правильно использовал хоккеиста Евгения Артюхина.
- Соглашусь с вами. А с другой стороны, очень важно, что у меня никогда не было проблем с наставниками. Ведь тренер - это человек, у которого в подчинении три десятка хоккеистов, и к каждому нужно найти подход. Кому-то удается разобраться со всеми, кому-то нет. Это все издержки профессии. Мне было очень комфортно работать с Вячеславом Быковым. Я играл у него и в клубе, и в сборной. Мы с ним быстро нашли общий язык. Это настоящий профессионал. Он мне очень помог в развитии. Мы смотрели видео, он объяснял, как правильно я должен действовать, чтобы с максимальной пользой для себя и команды использовать свои данные.
Вячеслав Быков: встречал Новый год во время матча, отметили водичкой
- Кто-то еще помимо Быкова?
- С удовольствием вспоминаю работу с Милошем Ржигой в СКА. Мы с ним очень много разговаривали. Он всегда был против того, чтобы я дрался. Наоборот - он просил меня играть в хоккей. Настраивал на созидание. Причем не просто сказал и забыл, нет, он говорил мне об этом постоянно.
- Получается, за вашу долгую карьеру только два тренера - Вячеслав Быков и Милош Ржига - смогли найти к вам подход? Не маловато ли?
- Я благодарен всем, с кем работал. Повторюсь еще раз - ни с одним из тренеров у меня не было проблем во взаимоотношениях. Я старался выполнять то, что они от меня требовали. Диалог присутствовал всегда. Но где-то в меня верили до конца и возились со мной, а где-то нет. Но я не в обиде.

"Раз большой, значит виноват. Автоматически"

- C тренерами разобрались, теперь поговорим о судьях. Ваши габариты и ваша манера игры подразумевают частые столкновения с соперниками. Ранее вы неоднократно говорили, что судьи порой неверно трактуют эпизоды с вашим участием. Сильно переживали по этому поводу?
- Эта проблема возникла сразу после того, как я вернулся из НХЛ. Наши арбитры, как мне казалось, просто оказались не готовы к тому стилю игры, к которому я привык, выступая в Северной Америке. С другой стороны, судей тоже можно понять – они привыкли к другому хоккею. Но мне от этого было не легче. В НХЛ за определенные приемы не удаляли, а здесь гнали за все подряд. Это очень мешало мне действовать раскрепощенно.
Размахивая руками: судья залез на борт и случайно ударил в лицо звезду НХЛ
- Пересматривая силовые приемы с вашим участием, порой ловил себя на мысли, что в некоторых моментах судьи просто перестраховываются.
- Было такое. Возможно, это связано с габаритами: раз большой ударил маленького, и маленький при этом упал, значит, большой автоматически виноват. Из-за этого тоже возникали вопросы.
- Как ведут себя арбитры по отношению к вам в нынешнем чемпионате?
- Пока рано делать выводы, я сыграл не так много матчей. Но для себя я сделал выводы и немного поменял свою игру. Если еду бить, то чтобы наверняка не дай бог нанести кому-нибудь травму и получить дисквалификацию. Поэтому стараюсь лишний раз судей не провоцировать и не давать им повода меня удалить. Если вспомнить, то в первые сезоны после возвращения в Россию я ходил в лидерах по количеству штрафных минут. А если вы посмотрите статистику нескольких последних сезонов, до травмы, то там время штрафа уменьшилось в разы.
- Пообщавшись в преддверии интервью с болельщиками, я твердо уяснил для себя, что как только произносишь "Евгений Артюхин", в ответ сразу же слышишь слово боец - тафгай. Объясните, пожалуйста, почему вы не тафгай.
- Я так понимаю, что пару слов про драки сказать мне все-таки придется. Так вот, никогда драка не была для меня в приоритете. На первом месте всегда была игра. Я нацелен на то, чтобы приносить пользу команде своими результативными действиями, о чем я сегодня и говорил. Но в то же время я могу постоять за себя и за партнеров. Хоккей - игра динамичная, контактная, много разных ситуаций на площадке возникает. Так вот, если в пылу борьбы дойдет до выяснения отношений, прятать кулаки не буду.
Обсудить
Рекомендуем