Слушания по делу РУСАДА и WADA пройдут со 2 по 5 ноября в швейцарской Лозанне. Чего нам ждать и зачем это нужно скромному фонду, который вырос в спортивного монстра в войне против России?
Интересный вопрос в свете судебного процесса между WADA и РУСАДА. Все решения WADA распространяются на подписантов кодекса WADA. Россия его подписала. За пару лет до того, как в этот самый кодекс были внесены не просто поправки, а кардинальные изменения, полностью перекроившие юрисдикцию как самого фонда (а WADA – это именно фонд), так и права всех его подписантов. Новые условия дают WADA практически неограниченную власть над этими самыми подписантами. При этом, внимание (!), никто под новой версией кодекса не подписывался. Потому что в случае изменений в кодекс заново подписывать его не требуется. WADA якобы согласовало новую редакцию понятийно с основными участниками процесса (Россия в их число не вошла, получается) и стало действовать по заново утвержденному плану. А именно – бороться за лидерство в мировом спорте с МОК. Который тоже подписант WADA. Пригрел змею в свое время, теперь не знает, куда от нее деться? МОК даже создал свою собственную независимую организацию допинг-тестирования.
Помните, именно на нее пошли 15 миллионов долларов штрафа, который ОКР в 2018 году выплатил, и на этом история вся должна была полностью завершиться. И как, много ли вы слышали об успехах этой структуры и вообще хоть что-нибудь о ней за последние два года? Вот именно, что нет (если вдруг ошибаюсь и вы слышали, напишите, пожалуйста). Зато WADA – в тренде. Ежемесячно, еженедельно, ежедневно в период со 2 по 5 ноября. Борется WADA с Россией, то есть с русским допингом, не покладая рук (никогда такого не было и вот опять). И если CAS отдаст WADA ту власть, к которой агентство так стремится, то мир спорта ждут совершенно новые реалии. Сегодня – война с Россией. Завтра следующие на очереди кто - Китай? Или кто там еще не согласен с их политикой и их правилами?
В рамках процесса в СAS между WADA и РУСАДА надеяться на то, что российскому антидопинговому агентству сохранят его статус, честно говоря, не приходится. Ну хотя бы потому, что изначально этот статус в конце 2018 года был восстановлен с рядом обязательных условий. Одним из них была, напомню, передача аутентичной базы данных московской антидопинговой лаборатории экспертам WADA. Аутентичной – значит, без какого-либо вмешательства в нее, без каких-либо изменений. Когда базу передали, WADA после ее изучения заявило, что имеет все основания утверждать – пропал целый кусок данных, который был стерт, и произошло это в тот момент, когда база должна была быть передана. Кем именно стерты данные – предмет для спора, в котором разбираются специально обученные эксперты по технологиям.
WADA считает, что это дело рук кого-то из России, наша сторона считает, что доступ к электронной базе был у целого ряда лиц, в том числе Григория Родченкова, который в ней постоянно копался дистанционно и все время что-то менял в угоду новым обвинениям в адрес российских спортсменов. Вот собственно и предмет спора в CAS – кто, что и когда менял в базе данных, какие на этот счет существуют доказательства у двух сторон спора. РУСАДА в случае признания со стороны CAS доводов WADA будет снова лишено статуса. Хотя совершенно очевидно, что никакого отношения ни к единому аспекту предполагаемых манипуляций с базой данных ни на каком этапе, начиная с момента своей полной реорганизации, не имело. У РУСАДА попросту не было допуска к процессу.
Собственно, само WADA открыто говорит о том, что непосредственно к РУСАДА-то претензий никаких нет. Но Россию нужно наказать. И чем жестче, тем лучше. Пусть для этого недостаточно доказательств, пусть обвиняют в предвзятости, речь не об этом. Победив в споре целую большую страну, дальше WADA получит по сути неограниченные полномочия. Что для организации первично. А вторично, но тоже очень нужно с точки зрения имиджа и репутации, Россию наказать побольнее. Для этого придуманы санкции, которые WADA демократично называет "последствия". Последствия для тех, кто, как и РУСАДА, вообще никакого отношения ни к предмету спора, ни к базе данных, ни вообще к каким-либо допинговым проблемам не имеет. В этом как раз основная соль и посыл на будущее. WADA требует применить санкции к заведомо невиновным. Наказать непричастных. И для этого требует разрешения CAS.
Например, ограничить право "чистых" спортсменов выступать на Олимпийских играх, лишить их национальной принадлежности в виде флага и гимна, запретить Олимпийскому комитету России формировать полноценную команду на Игры, а его руководителям - принимать участие в любых международных спортивных мероприятиях. То есть почетный член МОК Виталий Смирнов, будучи автоматически в этом статусе членом исполкома ОКР, не сможет, допустим, посетить генассамблею МОК даже по личному приглашению Баха. А четырехкратный олимпийский чемпион Станислав Поздняков, не имеющий вообще никакого допингового бэкграунда, руководитель новой формации, не сможет выполнять свои функции председателя и члена комиссий МОК, АНОК, европейской федерации фехтования, потому что….. ну потому что WADA так захотело. Без претензий, без обвинений, без доказательств.
Это при том, что тот же Смирнов возглавлял Независимую общественную антидопинговую комиссию, созданную при ОКР, для разработки и внедрения национального плана по борьбе с допингом. А ОКР, который стал соучредителем нового РУСАДА? К работе агентства у WADA ведь тоже никаких вопросов. Одни похвалы. Олимпийский же комитет пробил для РУСАДА госфинансирование для полноценной деятельности. При Позднякове в ОКР создана собственная антидопинговая структура, проводятся семинары, форумы , образовательная антидопинговая работа со спортсменами всех возрастов и с тренерами. Вообще национальный олимпийский комитет в последние годы отвечает за работу, которой никто из коллег в мире не занимается. Не занимался ею раньше и ОКР, зато разгребал последствия, выплачивал штрафы и исполнял санкции, при этом оставаясь без каких-либо обвинений в свой адрес. Такой вот парадокс.
Но WADA же нужно проявить себя громовержцем и низвергателем. Поэтому бьют туда, куда могут попасть. По олимпийскому движению и участию в нем России. Со своим флагом, гимном, в полноценном составе. И работает при этом орудием судного дня один и тот же юрист, что в отношении ВФЛА, что в отношении СБР, что в отношении РУСАДА. Господин Джонатан Тейлор. Большой поклонник антироссийских санкций, которые лично ему приносят хороший постоянный доход. Он ведь и в World Athletics консультирует, и в IBU, и в IPC. Ну и, разумеется, исполняет главную роль в комитете по соответствию WADA. Грамотный парень, этот Тейлор. Все санкции увязал воедино – не будет статуса у РУСАДА, можно бесконечно продолжать сагу с легкой атлетикой, биатлоном и прочими. Жонглировать новыми критериями, упирать на невыполненный пункт дорожной карты в виде того же статуса РУСАДА, ну и собственно главное - дальше с широкой улыбкой доить российский спорт через штрафы, контрибуции и прочие финансовые инструменты.
То, что налицо однозначный конфликт интересов, мало кого интересует. Потому что весь процесс со стороны WADA с самого начала переместился из юридической плоскости в политическую. Где не нужны доказательства, прения, дебаты, мнения сторон и тем более компромисс.
Кто-то серьезно рассчитывает, что в этой ситуации будут учитываться мнения спортсменов?! Это уже даже не смешно. Расходный материал для маневров, не более того. Те спортсмены, которые себя таковыми не считают, плевать хотели на Тейлоров, WADA и всю эту вакханалию. Что и делают в основном из североамериканских лиг, которые попросту юрисдикцию WADA не признают. Ну зачем им козел в собственном огороде?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.