В июне 1919 года Европа восстанавливалась после войны. От вынужденной спячки проснулся и МОК, решивший провести Игры в Антверпене. История той Олимпиады — в материале РИА Новости.
Джаз во Фландрии
Европа, исполнив роль театра военных действий, принялась за культурный ренессанс. Общество привыкало к домам в стиле ар-деко. От мрачных воспоминаний о боях спасал джаз из радиоприемников. На первых полосах чаще появлялись Коко Шанель и Жозефина Бейкер. Образ "Бродяги" в исполнении Чарли Чаплина веселил переполненные кинозалы.
МОК недолго оставался в стороне. Пережив войну в швейцарской Лозанне, организация тоже взялась за спасение Европы от послевоенной депрессии. В августе 1919 года МОК созвал долгожданную конференцию. На собрании было принято решение провести Игры 1920 года в Антверпене.
Делегации спортсменов на церемонии открытия Олимпийских игр — 1920 в Антверпене
Год спустя кардинал Мерсье провел службу в память об олимпийцах, не вернувшихся с фронта. После олимпийский стадион Антверпена принимал церемонию открытия. Тридцать пять тысяч зрителей приветствовали спортсменов из 29 стран. Анри де Байе-Латур, организатор Игр, обратился к королю Альберту I: "Спортсмены хотят отпраздновать возвращение мира. Пусть Игры пройдут вежливо, честно, и победит лучший!"
Затем в главной ложе появился призер Олимпиад 1908 и 1912 годов Виктор Буан. Ветерану Первой мировой войны довелось стать первым спортсменом, давшим олимпийскую клятву: "Мы примем участие в Олимпиаде в духе рыцарства, во имя чести наших стран и во славу спорта". Рядом с Буаном развевалось олимпийское знамя, разработанное самим бароном Кубертеном еще в 1913 году.
Соколиная охота
В олимпийскую программу включили и зимние виды спорта. Идею предложил Пьер де Кубертен: "Олимпиада является местом для всех соревнований".
Турнир по хоккею прошел в середине апреля. Признанный IIHF как первый чемпионат мира турнир был необычен. За каждую команду бились семь игроков. Места в сетке плей-офф и таблице распределялись по системе Бергваля. Чемпионом стали канадцы, состав которых состоял из игроков "Виннипег Фэлконс". Та команда, созданная исландцами-иммигрантами, выиграла Кубок Аллана. Лучшей команде турнира и доверили защищать честь страны в Антверпене. "Соколы" легко одержали победы над Чехословакией, США и Швецией, забросив 29 шайб за три игры. Американский сосед довольствовался серебром, забросив 23 шайбы европейским командам. Чехи же взяли бронзу.
Сборная Чехословакии на Олимпийских играх 1920 года в бельгийском Антверпене
Шведская сборная неудачно выступила в хоккее, но в фигурном катании не было равных Йиллису Графстрёму. Перед выступлением у шведа сломалось лезвие одного из коньков. Будущему чемпиону пришлось искать магазин в Антверпене. Графстрём нашел прилавок, но коньки не предназначались для профессионального катания. Фигурист рискнул и выиграл золотую медаль. Во время выступления швед выполнил элементы, известные нам как аксель и пируэт Графстрёма (выполняется на внешнем крае лезвия). Графстрём победил с большим отрывом от конкурентов.
Революция в моде, нарушитель правопорядка
Разыграв медали в зимних видах спорта, Антверпен перешел к традиционным летним соревнованиям.
В центре внимания оказалась Этельда Блейбтрей. Американская пловчиха выиграла три золотые медали. Сама того не ведая, 18-летняя девушка произвела революцию в плавании. Дело в том, что все пловцы носили купальные костюмы, изготовленные из шерсти, хлопка или шелка. Материал был тяжелым и вредил коже. Ситуацию мог усугубить дождь: пловцы замерзали, а костюмы становились прозрачными и прилипали к телу. У Блейбтрей был другой наряд. Костюм для воды походил на короткое платье. Открытая спина и ноги давали больше свободы для плавания.
Год спустя девушка со скандалом попала в таблоиды нью-йоркских газет. Дело в том, что в то время в Америке женщинам разрешали купаться в специальных чулках. Чемпионку арестовала полиция за нарушение правил, что вызвало протесты в обществе. Когда в Центральном парке Нью-Йорка инцидент повторился, дело под личный контроль взял мэр города. Позже глава полиции публично извинится перед Блейбтрей, а городские власти снимут запрет. Мода на новые купальные костюмы с высокими вырезами на ногах и спине останется востребованной на протяжении 1920-х годов.
Старик и золото
На бельгийской Олимпиаде в центре внимания были спортсмены, выступившие на предыдущих Играх. Юбер ван Иннис взял шесть медалей в стрельбе из лука, четыре из которых были золотыми. Спортсмен пополнил коллекцию наград, первые из которых были выиграны в Париже в 1900 году.
Репортеры, работавшие в Бельгии, восхищались также и Недо Нади. Антверпен стал золотым Клондайком для итальянца: Нади выиграл пять из шести турниров по фехтованию. Наконец, мир вновь услышал имя Оскара Свана, героя Игр 1908-го и 1912 года. Шведский старик превзошел собственный рекорд, взяв золотую медаль в 72 года. Похоже, такое "возрастное" достижение Свана никогда не будет побито.
Эскизы Олимпийского знамени, нарисованные главой МОК Пьером де Кубертеном в 1913 году
Немалых успехов достигли и страны-дебютанты. Кроме Чехословакии, взявшей бронзовые медали в хоккее и фигурном катании, первые медали в истории достались также Эстонии, Бразилии и Новой Зеландии. Южноамериканец Гильермо Параэнсе взял золотую медаль, став лучшим в стрельбе из армейского пистолета на расстоянии 30 метров. Вслед за Финляндией отдельно от России стала выступать эстонская олимпийская команда. Первым обладателем золотой медали балтийской команды стал тяжелоатлет Альфред Неуланд. А Дарси Хэдфилд стал национальным героем Новой Зеландии, заняв третье место в академической гребле. Остров в Океании тоже выступал как независимая команда; ранее новозеландцы участвовали вместе с Австралией.
Приключение в Париже
Олимпийское знамя развевалось в Антверпене до 12 сентября. На церемонии закрытия Игр Пьер де Кубертен произнес финальную речь, поблагодарив всех, кто участвовал в соревнованиях. Завершила церемонию кантата в исполнении 1200 хористов и музыкантов.
Высокий интерес, стабильная посещаемость, хвалебные отзывы — все это на протяжении Игр сопровождало бельгийский город, который пострадал за четыре года войны. Антверпен смог объединить мир через спорт, и теперь эту миссию было поручено выполнить Парижу через четыре года.