Исполком Российской федерации баскетбола (РФБ) в пятницу утвердил возглавляющего "Нижний Новгород" серба Зорана Лукича в качестве главного тренера мужской сборной России по баскетболу. Новый тренер национальной команды в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Литваку рассказал, как относится к совмещению работы в клубе и сборной, какие видит проблемы на новой должности и зачем ему российский паспорт.
– Какие первые ощущения от новой должности?
– Очень доволен, можно сказать, что счастлив от того, что мне доверили возглавить сборную Россию. С другой стороны, я прекрасно понимаю огромную ответственность, которую на меня накладывает эта должность. Но человек, который занимается своим любимым делом, должен быть безусловно доволен произошедшим.
– А как давно вы с федерацией начали обсуждать этот вопрос?
– Первые разговоры были еще в начале сентября. Мы разговаривали с руководством на эту тему, несколько раз встречались. В итоге эта история пришла к финалу несколько дней назад.
– То, что Сергей Панов является генеральным менеджером "Нижнего Новгорода" и занимал эту должность в сборной России, как-то повлияло на ваше назначение?
– Думаю, об этом нужно спрашивать Сергея Юрьевича и представителей РФБ. Наверное, это сыграло какую-то роль в принятии решения, но точно об этом знают только они. Возможно, это сигнал, что федерацию устраивает направление, в котором двигается и развивается наш клуб. В частности то, как мы развиваем российских игроков.
– Теперь во время матчей придется следить за действиям не только игроков своей команды, но и за российскими баскетболистами в командах соперников. Как отразится совмещение должностей на работе в "Нижнем Новгороде"?
– С этой точки зрения мало что изменится. При подготовке к каждому матчу мы разбираем игру соперника, анализируем действия того или иного игрока. Конечно, для совмещения работы потребуется какая-то дополнительная энергия. Причем это будет с самого первого шага, с принятия правильных решений в выборе игроков для команды. Что касается изменения отношения к работе в клубе, то ничего измениться не должно. Если бы речь шла про сборную какой-то другой страны, то это точно был бы не вариант. Но поскольку совмещение происходит в рамках одной страны, то тут я пока не вижу никаких проблем.
– Наверняка вы следили за выступлением сборной России в последнем отборочном цикле, когда команда не смогла пробиться на Олимпиаду в Токио. Какие главные проблемы стоят сейчас перед командой и ее тренером?
– Проблемы существуют везде, их придется решать. Надо найти правильный подход для этого. Что касается выступления игроков, то уже с сегодняшнего дня начну общаться с кандидатами в сборную. Всем понятно, что будет трудно набрать самый лучший состав, но, с другой стороны, постараемся набрать таких ребят, которые составят единый кулак, и смогут добиваться определенных результатов. Одна из основных задач, которую мы обсуждали с РФБ, это омолаживание команды. Но это мы будем делать постепенно.
– Некоторые игроки, отказавшиеся сыграть за сборную в квалификации Олимпийских игр, заявляли, что руководство с ними не контактировало, кто-то отказался по своим причинам. Как быть с этим?
– То, что происходило раньше – это было при другом тренере. Я к этому не имею отношения и не собираюсь влезать в детали. Постараюсь сфокусироваться на налаживании отношений со всеми игроками внутри будущего коллектива. Точно собираюсь лично переговорить с каждым из них.
– Игроки "Нижнего Новгорода" получат дополнительные шансы на попадание в сборную из-за того, что более тесно общаются с главным тренером?
– Далеко не факт. Конечно, я намного лучше знаю возможности каждого из них. Но вряд ли это будет каким-то дополнительным бонусом. Мы каждый день общаемся, ребята меня поздравили с назначением. Но в сборную из них поедут только те, кто это заслужил, все решится на паркете.
– Кто будет помогать в работе со сборной?
– Пока вопрос решается. Называть кандидатуры потенциальных помощников до того, как обсужу это с ними, я бы не хотел.
– Существует мнение, что Зоран Лукич – тренер достаточно жесткий. Но в России есть игроки со звездным статусом. Как будут выстраиваться отношения с ними?
– Мне не кажется, что я жесткий тренер. Да, достаточно требовательный, привык называть вещи своими именами, но вместе с тем и вполне справедливый. Но проблему взаимодействия с отдельными игроками будем решать шаг за шагом. Выступление за сборную страны – это не то же самое, что выступление за клуб. Туда люди приходят по собственному желанию, демонстрируя отношение к своей стране. И разговор с игроками поможет привести их к правильному решению в вопросе играть или не играть за сборную.
– Появилась информация, что вы собираетесь получить российское гражданство. Для чего это нужно?
– Да, первые шаги в этом направлении сделаны. Но все это совсем не так близко. Это планы на какую-то перспективу в будущем. Хочу сразу сказать, что не ищу в этом никакой выгоды. Ни я, ни клуб не получат от этого никаких дивидендов, ни с точки зрения налогов, ни с какой-то еще. Но тренер, который больше 10 лет живет в России и работает с командой в российском чемпионате, вполне может иметь гражданство России. Более того, отчасти ощущаю себя русским человеком. А для российских болельщиков безусловным плюсом будет тот факт, что сборной будет руководить российский же, хотя и не русский, тренер, а не просто какой-то там иностранец.
– Остается пожелать вам удачи в новой должности, чтобы все получилось.
– Огромное спасибо. Постараюсь сделать все возможное и буду надеяться, что в моей работе не будет ничего невозможного. Для меня как для человека и для тренера это назначение – подтверждение того, что я и мой клуб, моя команда двигаемся в правильном направлении. И я отдам сборной максимально возможную энергию.